Притча О Вечном Споре
;В те давние времена столь древние, что сам ветер над Гангой ещё помнил дыхание первых риши, в городе Варанаси существовал старый спор. Спор, который начинался каждое утро, когда на Маникарнике загорались первые костры, и не заканчивался даже ночью, когда по туманным улицам уже плавно бродили духи предков.
Говорили в те времена:
«Коли хочешь услышать вечную истину иди туда, где спорят о ней те, кто её ищет».
И вот на одном из гхатов, где ступени были гладкими от миллионов босых ног, сидели трое.
I. Первый-Йог
Он был сух, как бамбуковая палка, и носил имя Садашива-Натх. Его глаза были глубоки, словно две тёмные пещеры на Кайласе. Сутками он мог сидеть в падмасане, не моргая, а над его головой иногда собирался лёгкий дымок будто сама прана, не выдержав, покидала его в виде пара.
Йоги говорили о нём:
— Этот старик видит дыхание Вселенной.
Он же говорил:
— Видеть дыхание мало. Надо стать им.
II. Второй- Бхакта
Толстоватый, краснощёкий, с глазами, полными слёз преданности, он звался Харибол Дас. Он постоянно повторял «Ом Намах Шивайя» так, будто это был последний звук перед концом времён. Он мог всплакнуть, увидев чьи-то стопы, тронув цветок, или услышав звон колокольчика.
Брахманы говорили о нём:
— Его сердце мягче топлёного масла.
Он же говорил:
— В одном звуке имени Господа больше мудрости, чем в тысячах йогических трактатов.
III. Третий-Знаток Дхармы
Мужчина в жёлто-охристом одеянии, учёный и строгий, с тяжёлым взглядом. Имя его было Дхармананда Шастри.
Вся жизнь его была разделена на параграфы, все мысли — на шлоки, а каждое решение он сверял с древними сводами.
О нём шептали:
— Он знает шастры так же, как Ганга знает свои берега.
Он же говорил:
— Без знания закона вселенского — любой путь оканчивается тьмой.
И вот однажды утром, когда туман ещё висел над Гангой, словно молоко, вылитое по неосторожности небесной коровой, эти трое встретились.
Они сидели у огня, и в зареве рассвета начался тот спор, который, казалось, продолжался уже тысячи жизней.
Йог сказал:
— Только тот, кто победил ум, познал Шиву. Без йоги нет пути.
Бхакта возразил:
— Что толку побеждать ум, если сердце остаётся камнем? Только преданность открывает врата к Шиве.
Дхармананда поправил очки и сказал строго:
— Вы оба заблуждаетесь. Без Дхармы- ни ваша йога, ни ваша бхакти не стоят ломаной раковины. Дхарма создаёт русло, по которому текут ваши пути.
Йог усмехнулся:
— Ты говоришь о законе- я говорю о тишине.
Бхакта всхлипнул:
— А я о любви!
И спор вспыхнул с новой силой.
— Йога выше!
— Нет, бхакти!
— Нет, Дхарма!
Спор был горяч, как угли Маникарники.
И чем громче спорили трое, тем гуще туман собирался вокруг, словно сами духи Варанаси слушали.
Но в эту минуту появился Он.
Старик- не старик, нищий-не нищий, а может и вовсе кто-то, кто только принял человеческий облик ради короткой прогулки по Варанаси.
В его руках был трезубец, правда маленький, похожий на игрушечный. На лбу-трипундра, но такая тонкая, будто её чертили лучом света. А глаза… глаза были такие, что можно было подумать, будто это два вечных огня, сошедших оттуда, где кончаются пути и начинается безмолвие.
Он подошёл к спорящим, сел на камень и спросил:
— О чём спор ведёте, путники?
Трое ответили хором, каждый со своей страстью:
— О Шиве!
— О йоге!
— О бхакти!
— О Дхарме!
Старик улыбнулся:
— Шива? Йога? Бхакти? Дхарма? Это всё хорошо. Но позвольте спросить…
А видели ли вы хоть раз того, о ком спорите?
Йог ответил:
— Я видел Его в тишине дыхания.
Бхакта:
— Я видел Его в сердце.
Дхармананда:
— Я видел Его в законах мироздания.
Старик покивал.
— Хорошо. А теперь покажите это.
Испытание Йога
Старик сказал йогу:
— Если ты познал Шиву в дыхании-останови ветер.
Йог сделал вдох, выдох…
И ветер действительно остановился на мгновение.
Но старик улыбнулся:
— Ты остановил воздух, но не остановил внутренний гнев, когда тебя перебили.
Йог смутился. И правда-внутри него была тонкая искра раздражения.
Испытание Бхакты
Старик сказал бхакте:
— Если ты познал Шиву в сердце-не пролей ни одной слезы.
И бхакта попытался.
Но только вспомнил имя Шивы-глаза опять наполнились влагой.
— Хорошо, сказал старик.
— Но когда йог говорил о превосходстве йоги, ты почувствовал ревность. Это не слёзы любви- это слёзы гордыни.
И бхакта опустил голову.
Испытание Дхармананды
— А ты, знаток шастр, сказал старик, если познал Дхарму — скажи, что написано в книге, которую я держу.
Но книги в руках старика не было.
Дхармананда промолчал.
— Вот именно, — сказал он. Ты знаешь шастры, но не знаешь того, что перед глазами. Ты знаешь текст, но не знаешь живой истины.
И все трое разом замолчали.
Тогда старик поднялся.
Его фигура чуть засветилась или это солнце пробилось через туман. Трудно сказать.
Он сказал:
— Вы спорите о Шиве, будто Он разделён. Но Шива не часть пути. Шива- сам путь
И продолжил:
— Йога- дыхание Его тела.
Бхакти- тепло Его сердца.
Дхарма- порядок Его разума.
Как же можно отделить одно от другого?
Вы похожи на трёх слепцов, спорящих о форме горы Кайлас, держась каждый за одну её сторону.
Он указал на Гангу.
— Посмотрите на реку.
У неё есть русло- это Дхарма.
У неё есть течение- это Йога.
У неё есть священная сладость- это Бхакти.
Но всё это- одна лишь Ганга.
Как и вы- все только лучи одной Истины.
Старик сделал шаг.
И туман его поглотил.
Не было ни вспышки, ни чуда.
Но через миг его просто не стало-как будто он вовсе и не приходил.
Йог посмотрел на бхакту.
Бхакта на шастри.
Шастри на реку.
И впервые за много дней они замолчали. Но в этой тишине было что-то новое. Не спор. Не гордость. А тихое, глубокое узнавание.
С тех пор на гхатах Варанаси говорят:
«Если споришь о Шиве-знай:
тот, кто спорит, уже далёк от истины.
Тот, кто слушает- ближе.
Тот, кто молчит- у порога.
Но тот, кто служит- уже внутри Его сердца».
И ночами, когда огни Маникарники становятся похожи на глаза вечности, иногда кажется, что где-то среди теней снова проходит тот старик с игрушечным трезубцем…
…и улыбается.
С уважением, хранитель Дева-Парампары Shiva Bhakti Dharma108;, Благомир (Шиванатха Тапасви);
; ;;; ;;;;;
Свидетельство о публикации №225112001148