Суок и Тутти

Мини-пьеса (выразительное чтение)
 
На основе сказки Ю. Олеши «Три толстяка»


Действующие лица пьесы:

мальчик Тутти

девочка Суок

учёный Туб



Картина 1

Тутти и Суок в саду.

Суок (тихо говорит сама с собой):
«Неужели он не понимает, что я живая девочка?».

Приносят завтрак, пирожные для Тутти.

Суок (тихо говорит сама с собой):

«Ну как же мне быть? Разве куклы едят? Разные бывают куклы… Ах, как мне хочется пирожного!»


Суок (тихо говорит, обращаясь к Тутти)

- Я хочу кусочек…

Тутти
- Вот хорошо! А прежде ты не хотела есть. Прежде мне было так скучно завтракать одному. Ах, как хорошо! У тебя появился аппетит…

Суок съедает кусочек. Потом ещё несколько.


Суок слышит равномерно повторяющийся звук – «Тук-тук».

Суок
- Что это?

Тутти (удивлённо поднимая брови)
- Что?

Суок
- А вот: тук-тук… Это часы? У тебя есть часы?

Суок поднимает палец.

Тутти (прислушивается, говорит тихо)
- Это не часы. Это бьётся моё железное сердце…



Картина 2

Суок рассказывает Тутти.

- Ты знаешь, когда я лежала больная у доктора Гаспара, мне приснился странный сон. Мне снилось, что я из куклы превратилась в живую девочку… И будто я была цирковой актрисой. Я жила в балагане с другими актёрами. Балаган переезжал с места на место, останавливался на ярмарках, на больших площадях и устраивал представления. Я ходила по канату, я танцевала, умела делать трудные акробатические штуки, играла разные роли в пантомимах… Мы были очень бедные. Очень часто мы не обедали. У нас была большая белая лошадь. Её звали Анра. Я ездила на ней и жонглировала, стоя на широком седле, покрытом рваным жёлтым атласом. И лошадь умерла, потому что целый месяц мы имели слишком мало денег, чтобы хорошо кормить её…

Тутти
- Бедные? Я не понимаю. Почему же вы были бедные?

Суок
- Мы выступали перед бедняками. Они бросали нам маленькие медные монеты, а иногда после представления шляпа, с которой клоун Август обходил зрителей, оставалась совершенно пустой.


Суок
- Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции. Ах, каким я научилась чудесным штукам! Вот, например, в прошлое воскресенье мы представляли в гавани. Я играла вальс на абрикосовых косточках…

Тутти
- Как - на абрикосовых косточках?

Суок
- Ах, ты не знаешь? Разве ты не видел свистка, сделанного из абрикосовой косточки? Это очень просто. Я собрала двенадцать косточек и сделала из них свистки. Ну, тёрла о камень, пока не получилась дырочка…

Тутти
- Как интересно!

Суок
- Можно свистеть вальс и не только на двенадцати косточках. Я умею свистеть и ключиком…

Тутти
- Ключиком? Как? Покажи! У меня есть чудный ключик… Вот!

Суок
- Почему ты прячешь его на груди?

Тутти
- Мне дал этот ключ канцлер. Это ключ от одной из клеток моего зверинца.

Суок
- Разве ты прячешь у себя ключи от всех клеток?

Тутти
- Нет. Но мне сказали, что это самый важный ключ. Я должен его хранить…

Суок насвистывает песенку, держа ключ кверху дырочкой возле губ. Она кладёт ключ в карман.



Картина 3


Вечер. Тутти спит.
Суок с фонарём на цыпочках осторожно идёт за ограду.
Караульный спит. Суок проходит рядом с ним, идёт дальше.

Суок (шепчет)
- Клетки.

Учёный Туб (говорит хриплым голосом из клетки)
- Суок!

Суок
- Ах!

Учёный Туб
- Наконец-то ты пришла, Суок. Я знал, что я тебя увижу… Подойди, Суок. Ты боишься меня, Суок… Я потерял человеческий облик. Не бойся! Подойди… Ты выросла, похудела. У тебя печальное личико…



Картина 4

Суок и Тутти на сцене. Суок обращается к зрителям.
- Сегодня наш праздник – первая годовщина освобождения из-под власти Трёх Толстяков.
Мы покажем вам спектакль. Это мой брат. А прежде он был наследником Тутти.

Появляется учёный Туб, взволнованно говорит:
«Я - Туб, учёный.
Вас было двое: сестра и брат - Суок и Тутти. Когда вам исполнилось по четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы Трёх Толстяков.
Меня привезли во дворец. Мне показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка сказали так: «Вот видишь девочку? Сделай куклу, которая не отличалась бы от этой девочки».
Я не знал, для чего это было нужно. Я сделал такую куклу. Я был большим учёным. Кукла должна была расти, как живая девочка. Суок исполнится пять лет, и кукле тоже. Суок станет взрослой, хорошенькой и печальной девочкой, и кукла станет такой же. Я сделал эту куклу. Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой, а Суок отдали бродячему цирку в обмен на попугая редкой породы, с длинной красной бородой.
Три Толстяка приказали мне: «Вынь сердце мальчика и сделай для него железное сердце». Я отказался. Я сказал, что нельзя лишать человека его человеческого сердца. Что никакое сердце - ни железное, ни ледяное, ни золотое - не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца. Меня посадили в клетку, и с тех пор мальчику начали внушать, что сердце у него железное. Он должен был верить этому и быть жестоким и суровым.
Я просидел среди зверей восемь лет. Я оброс шерстью, и зубы мои стали длинными и жёлтыми, но я не забыл вас. Я прошу у вас прощения. Мы все были обездолены Тремя Толстяками, угнетены богачами и жадными обжорами. Прости меня, Тутти, - что на языке обездоленных значит: «Разлучённый» . Прости меня, Суок, - что значит: «Вся жизнь» …»


Рецензии