Урбанистический капкан для человечества
А на земле работают синхрофазотроны.
Есть еще в мире люди, которые не верят,
Что все это происходит по воле Божией,
И по воле Всевышнего все это может
в одночасье пресечься.
«Святое Писание»
Считается, что развитие городов (по-научному урбанизация) – это большой шаг в формировании цивилизованного человеческого общества. Стоит сразу отметить, мегаполис – «живое существо», рождающееся, живущее и умирающее, когда кончается срок его жизни. Жителям современных городов невдомек, что их град может в одночасье исчезнуть, оставив их в пустыне, причем не обязательно песчаной, а может и асфальтово-бетонной. Да, человек живет, как правило, только текущим «днем», не пытаясь заглянуть в грядущее, а напрасно. Но автор этих строк сделает это за него. Начнем несколько издалека, поскольку города возникли не сегодня, а история – это серьезный учитель.
Одни из первых относительно больших городов на Земле появились в Месопотамии. Это всем известные Вавилон и Ниневия. Когда они зародились историческая наука точно не знает. Однако, считается что, где-то в XXX-ом веке до нашей эры. Расцвета они достигли в период с X-го по VIII-й века до нашей эры. Если Ниневия явилась в свое время столицей Ассирийского царства, то Вавилон был центром Вавилонского государства. Причем Вавилон стал именем нарицательным в мировой истории, как первый серьезный мегаполис настолько чуждый окружающим его народам, что был чуть ли не проклят ими.
Ниневия была уничтожена вавилонянами совместно с их союзниками в VII-м веке до нашей эры и более никогда не возрождалась. (Теперь ее руины находятся рядом с городом Мосул.) У Вавилона судьба оказалась несколько иной. Он просуществовал фактически до IV-го столетия до нашей эры, пока был жив Александр Македонский. Затем началось медленное умирание некогда великого мегаполиса древности.
Потоки финансовые, торгово-товарные и прочие сместились и город стал умирать на глазах. Какое-то время его еще посещали религиозные паломники, но потом и их посещения прекратились. Его не разрушали преднамеренно, как Ниневию, он был просто предан забвению. Когда в эти места пришли завоеватели арабы, то они застали на его месте лишь убогую деревушку. При них Вавилон превратился в источник дармовых кирпичей для новых поселений, основанных поблизости арабами-мусульманами. Сегодня от него остались только фундаменты его домов да детали архитектурных сооружений.
Однако, это так сказать классика, но ведь были и другие большие города в мире. Конечно, были, например, Афины, Александрия или Рим с Карфагеном. Что же стало с ними? Ну Афины уже к I-му веку до нашей эры превратились в захудалое селение, а ведь были некогда грозой всей тогдашней Ойкумены. Александрия – один из центров эллинистического мира, заглохла в период мусульманских завоеваний. Торговый Карфаген оказался начисто разорен и сметен ураганом римских легионов (золото оказалось бессильно против булата).
А что же Рим - этот «вечный город»? Да, когда-то он диктовал свою волю всему античному миру, но в V-м веке нашей эры его самого смели орды варваров. От миллионного населения города остались какие-то жалкие крохи, а от самого мегаполиса лишь жалкие руины. То, что мы имеем сегодня - это уже совсем другой город, берущий свое начало, где-то в Средневековье, а тот Проторим, увы, канул в лету. И ничего мы тут поделать не можем.
Посмотрим же теперь на современные нам города. Это огромные мегаполисы с населением подчас значительно больше десятка миллионов жителей. Сюда мы можем смело отнести и нашу Москву. На беглый взгляд все в них кажется благополучно и здорово, но есть нюанс. Замечено, большие города, как черные дыры, засасывают в себя сельское население, а оно не бесконечно.
Да, им нужны перманентные «вливания» взаимоконкурирующей рабочей массы, иначе они не смогут существовать. В наше время с развитием медицины заметно увеличивается срок жизни людей, а значит население в городах сильно стареет. Дело кончится тем, что через некоторое время стариков будет попросту некуда девать. Пока эта проблема еще не стоит чрезвычайно остро, но поверьте историку, пройдет не столь много времени и она уже встанет во весь рост и потребует радикального решения иначе будет беда.
Другой камень преткновения урбанизации - это энергоресурсы. Города требуют все больше и больше энергии. Например, еще античный Рим сжег в своих топках и очагах все окрестные леса на сотни километров в округе. Если не принять своевременных мер, истощение горючих ископаемых станет мировой катастрофой. Представьте себе мегаполис без электричества, газа и воды с бензином. Кто же будет жить в нем тогда? Очевидно, никто. Только вот куда в таком случае денутся все его жители - непонятно. Вернуться к сельской идиллии для них окажется уже невозможно, поскольку все «пути отступления» на земли своих деревенских предков они себе давно отрезали, приняв совершенно иной образ жизни.
Вот мы с вами и попали в коварный капкан урбанизации. За последние десять лет городское население планеты (мы не говорим только о России) увеличилось более чем на миллиард человек. И это еще далеко не конец, а только начало лавинообразного процесса глобального переселения народов. Представьте себе прогноз на XXI-й век, если все пойдет, как и раньше за тридцать-сорок лет на планете Земля не останется ни одного сельского жителя. Вот это и будет катаклизм для всего человечества.
Если говорим о человечестве, то мы так или иначе касаемся и наций с народами, из которых оно состоит. Зараженные вирусом урбанизации, они начнут быстро угасать, поскольку рождаемость в городах, как известно, резко падает. В частности, мы это уже говорили, из-за этого нация начинает стареть, а работники то по-прежнему нужны.
Их место начинают занимать пришельцы из других, как правило, слаборазвитых народов Африки или Азии, которые, да, по началу отличаются еще достаточно высокой рождаемостью. Происходит явление замещения индивидуумов коренной и, прямо скажем, высокоразвитой нации представителями пришлых народов. Что мы сегодня ярко наблюдаем в Западной Европе. Кстати, это обстоятельство естественным путем ведет к резкому падению уровня научно-технического прогресса в развитых обществах и деградации их цивилизации. Некому становится тянуть науку и развивать прогресс.
Разумеется, сегодня, на все эти катастрофические ситуации, правящие планетой элиты, не обращают или не хотят обращать внимания. Если болезнь загнать внутрь, то на первых порах будет казаться, что организм здоров, но это лишь по началу, а вот, когда начнутся необратимые «осложнения» - это будет значить, что точка невозврата уже пройдена и окажется слишком поздно что-либо предпринимать. Поезд, именуемый цивилизацией, стремительно полетит под откос истории. И это будет бесславный конец постиндустриального общества, если хотите общества потребления, термины уже не играют роли. И тогда люди всерьез рискуют сгинуть вместе с городами.
Евгений ИВАНОВ
На фото гибель Ниневии, какой ее представил себе художник XIX-го века.
Свидетельство о публикации №225112001197
