8-Кому Бог говорит -Боже, на кого Ты меня покинул?

Вопрос:
Если Бог-Сын по воле Бога-Отца добровольно отдаёт Себя на крест, то почему же Он говорит перед смертью: "Боже, на кого Ты меня покинул"?

Ответ:
Это один из самых пронзительных и сложных моментов во всей мировой литературе и богословии. Крик Иисуса: «Элои, Элои! ламма савахфани?» — «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Марк 15:34, Матфея 27:46) — это не просто стон отчаяния. Это ключ к пониманию всей глубины Жертвы Христа.

Давайте разберем это высказывание с нескольких уровней.

1. Уровень первый: Цитирование Псалма

Иисус произносит не случайные слова, а начальный стих 21-го Псалма. Для любого иудея I века, стоящего у креста, это была мгновенная отсылка ко всей псалмовой поэме. И этот псалом — уникален. Он начинается с чувства богооставленности и ужаса, но заканчивается торжеством и полным упованием на Бога.

• Начало: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (ст. 2)
• Середина: Описание страданий праведника, который окружен врагами: «пронзили руки мои и ноги мои. Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (ст. 17-19). Это прямое пророчество о распятии.
• Конец: «Да едят бедные и насыщаются... Будут возвещать грядущему роду правду Его... что соделал Господь» (ст. 27, 32).

Произнося первую строчку, Иисус цитирует весь псалом. Это крик не безверия, а глубочайшей веры. Он говорит: «Сейчас происходит то, о чем писал Давид. Я — тот Праведник, чьи страдания описаны здесь. И как этот псалом, Моя история закончится не оставленностью, а торжеством». Это не отрицание Отца, а молитва к Нему в самый темный час.

2. Уровень второй: Экзистенциальный и сотериологический смысл (Смысл спасения)

Здесь мы подходим к самой сердцевине. Христианство верит, что на кресте безгрешный Сын Божий взял на себя все последствия человеческого греха. А что есть главное последствие греха? Не физическая смерть, а separation — отделение от Бога, Источника жизни. Ад — это и есть состояние полной богооставленности.
В этот момент Иисус добровольно и реально переживает то, что заслужили мы. Он сходит в самую бездну человеческого отчуждения от Бога. Он испытывает экзистенциальную пустоту, ужас и метафизическое одиночество, которые являются платой за грех.

Отец не "покидает" Сына в смысле разрыва Троицы. Это невозможно, так как они едины по природе. Но Сын, как человек, по Своей человеческой природе, добровольно принимает на Себя весь опыт богооставленности, который должен был бы пережить каждый из нас. Он делает это, чтобы пройти через эту тьму и победить ее изнутри.
Проще говоря: Он чувствует Себя оставленным, чтобы мы никогда не были оставлены по-настоящему. Он пьет эту чашу до дна, чтобы мы могли к ней не прикасаться.

3. Уровень третий: Две природы Христа

Этот крик — самое яркое свидетельство истинной человечности Иисуса. Он не притворялся человеком. Он не играл в страдания. Его божественная природа знала о грядущей победе, но Его человеческая природа — испытывала подлинный, всепоглощающий ужас, боль и одиночество.

В нем в этот момент:

• Человек Иисус кричит от боли и ощущения разрыва с Отцом.
• Бог Сын по Своей божественной воле пребывает в единстве с Отцом и принимает на Себя тяжесть греха мира.

Это тайна, которую невозможно до конца объять разумом, но которая показывает, что Бог не остался "за бортом" нашего страдания. Он вошел в самую его гущу.

Итак,

Это не крик атеиста, а крик верующего. Это цитата из Псалма, который начинается с отчаяния и заканчивается победой. Иисус провозглашает исполнение пророчества о Мессии-Страдальце.
Это не разрыв Троицы, а принятие опыта богооставленности. Чтобы исцелить наше отчуждение от Бога, Христос добровольно переживает его на Себе как человек.

Это свидетельство реальности Его человеческих страданий. Он действительно страдал, Он действительно чувствовал боль одиночества, и поэтому Он может понять любое наше страдание и любое наше чувство брошенности.

Таким образом, эти слова — не опровержение добровольной жертвы, а ее кульминация. Они показывают, что цена спасения была бесконечно высока: чтобы вернуть нас к Себе, Богу пришлось пройти через тьму нашей отделенности от Него.


Рецензии