Все остальное не в счет
«Мое детство – это село и поле. Пастухи, небо, безлюдье».
Для скольких людей на земле творение своего мира начинается с того же? С реки, с луга, покрытого цветущим разнотравьем, с леса, с той самой природы, которая стала нашей колыбелью с рождения? А дальше этот микромир начинал расширяться, превращаясь из бутона в соцветие.
«… любовь к земле разбудила во мне художника. Земля для меня не разделима с бедностью, а бедность я люблю больше всего на свете. Не нищету, измызганную и алчную, а бедность, благородную, трогательную и простую, как черный хлеб».
Какие русские интонации…
Вспоминаю похожие друг на друга, как братья, домики в деревне на берегу Оки. За каждым заборчиком маленьких палисадников цветут одни и те же бархатцы, ноготки, георгины и флоксы. Утки плавают в противопожарном озерце, кошки греются на завалинках, куры возятся в пыли. Полдень. Люди практически живут в полях. Лето, жатва. У каждого из них своя работа, своя забота с короткими передышками. В тени деревьев, на полотенцах, разложены одинаковые обеды: крынки с молоком, картофелины, свежие огурцы, зеленый лук, вареные яйца.
«На этой земле я всегда буду с теми, у кого ничего нет…».
Это не просто позиция. Если прислушаться… Это протест. Безответственная всеядность внешнего избыточного, прорастая корнями внутрь души, утягивает ее вниз. Потому что люди так устроены: всегда два плана - внешний и внутренний. Земное и небесное. Верх и низ.
Помню солнце в зените, кто-то из женщин дремлет во время короткой обеденной передышки, накрыв лицо косынкой, кто-то в малиннике собирает ягоды в лукошко. Пройдет полчаса и все они снова соберутся на большом поле, чтобы ворошить, сушить духовитое, клеверное сено. Соберутся все вместе, но разве заглянешь в душу к каждой? Что там делается в одной, в другой, в третьей? Да и надо ли заглядывать?
«Следи, чтобы твои обстоятельства не просочились в стихи, иначе поэзия сыграет с тобой скверную штуку и сокровенное выставит напоказ».
Снова наше - русское, исконное, обращенное не только к поэтам, а ко всем: береги сокровенное.
- Не раскрывай душу без надобности, - говорили умудренные опытом жизни старушки в деревне. – Чай не проходной двор.
Они по опыту знали, что в душе разворачивается особый мир: таинственный, недоговоренный, оборванный на полумысли, устремленный то вверх, то вниз, противоречивый до мученичества.
«В мире борются уже не человеческие, а вселенские силы».
А в душе разве не так? Что мешает произнести вслух: « Никто в твой взор не взглянет светлым взором, - ушел ты навсегда, навеки умер». Мешает разве что милосердие или противоречивость.
«Светоч поэта – противоречие».
«Когда переливы Моцарта становятся слишком ангельскими, приходит, чтобы установить равновесие, песнь Бетховена, слишком человеческая».
Именно так, расширяясь и мучаясь, развивается душа. Так рождается личная Вселенная. Так мы проходим сквозь иллюзию земной любви, так осознаем разницу между мечтой и реальностью. Так направляем свой путь к звезде.
«Тогда муравей полумертвый
сказал тихонько и грустно:
- Я, знаете, видел звезды.
- Звезды? Что это значит? –
кричат муравьи возмущенно.
Да и улитка тоже
спросила задумчиво: - Звезды?
- Да, - муравей отвечает, -
я видел звезды, поверьте.
Я поднялся высоко,
на самый высокий тополь,
и тысячи глаз лучистых
мою темноту пронзили»
И как по-евангельски звучит:
«Быть радостным – необходимость и долг. И это я говорю тебе сейчас, когда мне очень тяжело. Но даже если вечно будут меня мучить любовь, люди, устройство мира, я ни за что не откажусь от моего закона – радости.
Пусть установится между людьми любовное общение, пусть свяжет их чудесная цепь духовного единения, ведь это к нему стремится слово, кисть, резец и все искусства».
И вдруг уточняет:
«Самая печальная радость - быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть».
19 августа 1936 года, возле источника Айданамар, Лорка был расстрелян. А его книги сожжены на гранадской площади.
И тополя уходят,
но свет их озерный светел.
И тополя уходят,
но нам оставляют ветер.
И ветер умолкнет ночью,
обряженный черным крепом.
Но ветер оставит эхо,
плывущее вниз по рекам.
А мир светляков нахлынет -
и прошлое в нем потонет.
И крохотное сердечко
раскроется на ладони.
Цитаты: Гарсиа Лорка Ф. Избранное. 1987 г.
Свидетельство о публикации №225112001247
