10 - Если Иисус искупил грехи, то люди безгрешны?
если долг греха оплачен и примирение с Богом состоялось, то почему христиане до сих пор признают первородный грех и считают грешными даже детей?
Ответ:
Величайший вопрос, который затрагивает самую суть христианской антропологии и сотериологии (учения о спасении). Вы абсолютно правы, что здесь возникает кажущееся противоречие. Давайте разберем его, и оно откроет глубину христианского понимания человеческой природы.
Вы задали два взаимосвязанных вопроса:
• Если долг оплачен, почему мы все еще говорим о первородном грехе?
• Почему мы считаем грешными даже детей, которые не совершили личных грехов?
Ответ кроется в различении двух вещей: юридического статуса ("вины") и состояния природы ("болезни").
1. Что такое "первородный грех"? Это не личная вина, а наследственная болезнь
Очень важно понять, что в православном и католическом богословии (в протестантизме есть нюансы) первородный грех — это не преступление, в котором лично виновен каждый младенец. Это не значит, что Бог гневается на новорожденного.
Это — наследственное повреждение, искажение человеческой природы, которое мы все получаем от Адама, как наследственную болезнь. Представьте, что прародитель человечества заразился страшной болезнью, и теперь все его потомки рождаются с предрасположенностью к этой болезни и ее последствиям.
Последствия первородного греха:
• Смертность: Мы рождаемся смертными.
• Поврежденность воли: Наша воля склонна ко злу, нам труднее выбрать добро. Это та "немощь", о которой говорит апостол Павел ("не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" - Рим. 7:15).
• Помрачение разума: Наш ум затемнен и не может в полной мере познать Бога и истину.
• Разрыв единства с Богом: Мы рождаемся в состоянии отчуждения от Источника жизни.
Ребенок не виновен в грехе Адама, но он рождается в этом поврежденном, больном состоянии. Он рождается смертным и с природой, уже пораженной грехом.
2. Как жертва Христа решает эту проблему? Она лечит болезнь, а не только снимает вину
Жертва Христа — это не просто юридический акт "списания долга". Это событие исцеления.
Христос — новый Адам. Как от Адама мы унаследовали больную природу, так от Христа, "нового Адама", мы можем получить новую, исцеленную природу.
Крещение — это прививка. В Крещении человек не просто "прощается", он соединяется со Христом, становится частью Его Тела. Ему "прививается" здоровая, обоженная природа Христа. Именно поэтому в Православии и Католичестве крестят младенцев — не потому что те виновны, а чтобы заранее дать им лекарство от наследственной болезни, в которой они родились. Крещение смывает скверну первородного греха (саму болезнь), но не его последствия (смертность, страсти).
Это объясняет, почему христиане все еще грешат. Получив в Крещении "прививку" новой жизни, мы все еще живем в "старом", больном теле с поврежденной волей. Процесс исцеления (освящения) длится всю жизнь. Мы боремся с последствиями болезни, которые остались в нас.
Аналогия.
Представьте огромное зараженное яблоко (падшее человечество). Первородный грех — это сама гниль, проникающая от сердцевины (Адама) ко всем частям яблока. Каждый кусочек яблока (каждый человек) рождается уже гнилым.
Жертва Христа — это не волшебное заявление: "Теперь я считаю это яблоко целым". Это процесс, когда в гнилое яблоко прививается живой, здоровый черенок (благодать Христа). Те части яблока, которые соединяются с этим черенком, начинают оживать и выздоравливать. Но чтобы все яблоко стало здоровым, нужно время и чтобы каждая его часть соединилась с источником жизни.
Итак,
"Долг оплачен" означает, что преграда между Богом и человеком разрушена. Путь к исцелению открыт для всех. Бог больше не видит в человеке непрощенного должника, если тот во Христе.
Но "болезнь природы" осталась. Мы рождаемся с этой болезнью (первородный грех). Мы не виновны лично, но мы больны и смертны.
Жертва Христа — это предложение исцеления. Церковь и таинства — это "инфузия", через которую лекарство (благодать) вливается в нашу больную природу, чтобы постепенно исцелить ее.
Дети считаются подверженными первородному греху не потому, что они "плохие", а потому что они смертны и уязвимы для греха, который проявится, когда они повзрослеют. Крещение дает им силы для будущей борьбы.
Таким образом, признание первородного греха — это не отрицание силы Жертвы Христа, а, наоборот, объяснение, почему эта Жертва была так необходима. Она нужна была не только для прощения личных грехов, но для исцеления самой нашей природы от коренной, наследственной болезни.
Свидетельство о публикации №225112001256