Вашему городу нужно метро

Некоторые известные блогеры приезжают в Челябинск, Омск, Краснодар и, тем более,Тольятти или Набережные Челны. Они нам говорят, что метро там не нужно, достаточно развивать наземный городской транспорт. Но давайте сравним типичную проблемную систему нестоличного метрополитена и метро Москвы с точки зрения логики размещения станций и ряда их параметров.

Худшим по пассажиропотоку метрополитеном вне двух столиц является Самарский, лучшим – Нижегородский. Оба они недогружены, так как просто не достроены и не построены радиусы в крупные жилые районы (Верхние Печоры, Нагорный, Сормово, Щербинки в Нижнем Новгороде, линия вдоль Московского шоссе и к вокзалу в Самаре).

Итак, в Москве сейчас 271 станция метрополитена (по состоянию на июнь 2025). Из них спорное местоположение с точки зрения пассажиропотока имеют, на мой взгляд (менее 50 тысяч пассажиров в сутки с учётом всех станций ТПУ для 8-вагонных станций и менее 25 тысяч для Бутовской линии): «Красносельская», «Красные Ворота», «Кропоткинская», «Воробьёвы горы», «Тропарёво», «Румянцево», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Новомосковская», «Потапово», «Беломорская», «Технопарк», «Орехово», «Алма-Атинская», «Измайловская», «Парк Победы» (обе), «Мякинино», «Волоколамская», «Митино», «Пятницкое шоссе», все станции Филёвской линии, кроме «Делового центра», «Свиблово», «Рижская» (обе), «Сухаревская», «Шаболовская», «Коньково», «Новоясеневская», «Владыкино», «Петровско-Разумовская» (обе), «Тимирязевская», «Полянка», «Нагорная», «Нахимовский проспект», «Севастопольская», «Южная», «Улица академика Янгеля», «Аннино»,  «Физтех», «Лианозово», «Яхромская», «Верхние Лихоборы», «Окружная», «Фонвизинская», «Бутырская», «Достоевская», «Дубровка», «Кожуховская», «Печатники», «Волжская», «Борисово», «Шипиловская», «Лефортово», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар», «Зюзино», «Новаторская» (БКЛ), «Мичуринский проспект» (БКЛ), все станции Троицкой линии, все станции Солнцевской линии, «Давыдково», «Терехово», «Мнёвники», «Народное Ополчение», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино», «Лермонтовский проспект», «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская» (Некрасовской линии), «Битцевский парк», «Лесопарковая», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова». Всего 109 станций, то есть 40 %. Это значит, что 60 % станций Московского метрополитена загружены или перегружены.

В метрополитенах нестоличных городов пассажиропоток порядка 25 тысяч на станцию метро отсутствует, при этом часто встречаются показатели примерно вдвое меньше. На мой взгляд, главной ошибкой проектировщиков здесь являются 1) слишком маленькое расстояние между станциями 2) короткие платформы.

Плотность населения в нестоличных городах в 3 – 5 раз меньше, чем в Москве, а значит, и плотность станций метро должна быть хотя бы в 2 раза более разрежённой. В Москве среднее расстояние между станциями 1,7 км. В метро допустимы перегоны без аварийных выходов длиной до 3 км.

Итак, я предлагаю делать длинные расстояния между станциями. Про короткие платформы скажу следующее: зачем две станции длиной по 102 м на расстоянии менее 1 км друг от друга? (пример – Заельцовская и Гагаринская в Новосибирске), если можно сделать «как бы между ними» 1 станцию, рассчитанную на приём 8-вагонного поезда с выходами, разнесёнными друг от друга на 300 – 320 м, что в результате уменьшит число станций при незначительном увеличении расстояния до входа на эти станции (менее чем на 0,4 – 0,5 км).
 
1 станция московского метро сейчас построена примерно для 60 тысяч жителей. Давайте для нестоличных метрополитенов возьмём цифру в 100 тысяч жителей на станцию и посмотрим на города без метро.

Челябинск (1,2 млн человек, 12 станций)
Линия 1. Тополиная Аллея, Космос, Улица Молодогвардейцев, Свердловский проспект, Экспериментальный район, Комсомольская, Аврора, Восход
Линия 2. Миасс (Северные Ворота), Проспект Победы, Площадь Революции, Вокзал (между Миассом и Проспектом Победы часть пути будет наземной или надземной, или нужна техническая станция типа Троице-Лыково, но норм станции там не нужно, ибо промышленная зона)

Красноярск (1,2 млн человек, 12 станций)
Линия 1. Алюминий, Проспект Металлургов (расстояние между станциями 4,2 км, в том числе частично наземный или надземный участок), Комсомольский проспект, Планета, Автовокзал, Чернышевская, Театральная, Вокзальная, Свободный проспект
Линия 2. Театральная, Красноярский Рабочий, Злобино

Уфа (1,1 млн человек, 11 станций)
Инорс, Кольцевая, Нефтехимик, Улица Комарова, Бульвар Славы, Цирк, Добролётная, Вокзальная, Родина, Монумент, Зелёная Роща
Ростов-на-Дону (1,1 млн человек, 11 станций)
Левенцовский, Благодатная, Проспект Стачки, Мичуринская, Спартаковская, Вокзал,
Ворошиловский проспект, Солнечная, Кабардинская, Автовокзал, Зелёное Кольцо

Омск (1,1 млн человек, 11 станций)

Вокзал, Циолковская, Театральная, Красный Путь, Заречная, Кристалл, Автовокзал, Телевышка, Заозёрная, 22 апреля, Нефтезавод

Фактически, мы строим относительно скоростные новые железные дороги в пределах городов.

А что с Набережными Челнами (548 тыс. населения)? Рассмотрим метро из 6 станций (казалось бы, "как в Днепропетровске", но!)

1-я станция "Вокзальная" (выход к автомобильному и железнодорожному вокзалам и району Сидоровка), для удешевления (так как не 600, а 550 тыс. населения) строим ёё наземной рядом с подземным переходом через проспект Мусы Джалиля.

2-я станция "Студенческая" (пересечение проспекта Мусы Джалиля и улицы Батенчука.

3-я станция "Драмтеатр" (пересечение Набережночелнинского проспекта и улицы имени И. М. Низаметдинова).

4-я станция "Академическая" (пересечение проспекта Мира и улицы академика Королёва).

5-я станция "Хасан" (пересечение проспектов Мира и Хасана Туфана).

6-я станция "Юность" (пересечение проспектов Мира и Яшьлек).

По факту, в Челнах мы связываем скоростным транспортом почти весь город.


Рецензии