Сверхчеловек

Аннотация

Здесь же речь пойдёт о сверхчеловеке. Поэтому даже аннотация будет излишней.


СВЕРХЧЕЛОВЕК

По привычке хотелось добавить « …vs супермен», посмеявшись над американской модой надевать маскарадные супергеройские трусы поверх колготок, а затем – со всей серьёзностью, вскрыв скальпелем цинизма бедные тушки этих понятий и достав из них пинцетом иронии нарочно перевёрнутые кем-то смыслы, – отряхнуть их и поставить так, какими они и были. Но тогда бы получилась совершенно иная история, нежели та, которую вы сейчас прочтёте.

Итак, на немецком – юбэрмэнш, ударение на первый слог [текстовый редактор проза ру не даёт поставить умлаут над «U», – правильно читается как нечто среднее между русскими «ю» и «у»]. Многим знакомы звуки этого лающего языка, а у некоторых в тот же момент всплывает ассоциация – Ницше. Да, его святые философские мощи послужат ингредиентом для приготовления славянского холодца в скороварке истории. Фу, как-то неэстетично вышло. Но ничего не поделаешь. Философия в её академическом догматическом виде вообще крайне неприятная штука. Это как экскурсия в городской морг примерно. Патологоанатом в казённом халате меланхолично жуёт сэндвич и каждое утро, приходя на работу, привычно здоровается с мертвецами. Они же тоже люди. И вежливость никто не отменял. Стало быть и нам следует вернуться к своему покойнику. Итак, привет Ницше!

Самый известный опус немецкого философа – «Так говорил Заратустра» [Also sprach Zarathustra].  Внимательный читатель помнит, что почти вся философия построена на внедряемых в сознание человеков субъективных измышлизмах, которые и сегодня базируются на штампах и догмах, основой которых стало выложенное на бумагу словоблудие людей, у которых было много свободного времени и явно выраженные графоманские наклонности. По этой причине не лишним будет погрузиться в ключевой контекст, чтобы речения Ницше не повисли в безвоздушном пространстве, как чаще всего и происходит. Собственно, под этим имеется ввиду кондиция прокатного биоскафандра, который по итогам очередного розыгрыша тел человеков в лайфлото достался будущему знаменитому философу.

Ницше очень не повезло. Он с детства страдал от охапки диагностированных немецкими лекарями хронических «недомоганий» и частых приступов депрессии. Если вам не лень поискать, то вы можете ознакомиться с кратким перечнем этих неисправностей, по мнению автора прямо повлиявших на вектор размышлений больного немца. Но вы же читаете миниатюру, а не диссертацию, поэтому автор, посещающий библиотеку Конгресса США исключительно с целью иногда полистать ещё дореволюционные газеты и т.п., сэкономит вам толику драгоценного времени. Преследующие немецкого философа всю его жизнь постоянные головные боли, сопровождавшиеся ухудшением зрения; желудочные колики, дифтерит и дизентерия; изнуряющие приступы тошноты, – к тридцати годам  обострились настолько, что в 1876 году [уже в 32 года] он был вынужден оставить преподавание в университете. Ницше писал: «У меня больше не осталось сомнений, что я страдаю от серьёзной болезни мозга, а глаза и желудок – следствия этого центрального процесса» [Karl Pletsch, Young Nietzsche: Becoming a Genius. New York: Free Press, 1991. Плетш К. Молодой Ницше: становление гения]. За десять лет до смерти у Фридриха случился приступ безумия, после которого он так и не смог оправиться и умер в 1900-м году в возрасте 56 лет.

Ницше пытался «придавать стиль» своему характеру и полагал, что именно в таком придании стиля и заключается суть выдающейся человеческой жизни. То есть сознательно творить себя как произведение искусства, объединяя хаос внутри себя в величественное целое. Кстати, следует понимать, что Ницше противопоставлял концепт «Ubermensch» не просто обычному человеку, а тому из человеков, которого он относил к собственному же понятию «der letzte Mensch», что означает в его авторской Вселенной «последний человек» – удовлетворенному, пассивному, избегающему риска существу, у которого нет стремления к преодолению себя. Но вы же понимаете, что не каждая авторская Вселенная пригодна для жизни. В некоторых состав атмосферы и параметры гравитации делают существование человека не просто невыносимым, но невозможным. Так обстоит дело и с детищем Ницше.

Кстати, огульно вменяемый Ф.Ницше в вину его антипод ницшеанского сверхчеловека, «недочеловек» или «подчинённый», который у Ницше именуется «der Untermensch» [от приставки unter – «под»] – далеко не то, чем кажется плавающему на листике информационного потока муравью. Крайне важно иметь ввиду, что это оболганное понятие было извращено и использовано нацистской пропагандой, в своих целях открыто базирующейся на тотальной лжи, уже после смерти германского философа.

Существует пугающее множество интерпретаций философских установок Ницше, за которыми уже и не видно первоисточника. Каждый философ и «философ» зачем-то пытается предположить, что автор имел в виду, заходя в своих домыслах туда, куда хочет сам, но куда не заходил Ницше даже в горячечном бреду. Эти многочисленные дипломированные «философы» с аппетитом потребляют посаженные Ф.Ницше философские ростки, будто беспощадные толстые и мохнатые гусеницы, но ни одна из них так и не становится бабочкой. А ростки уже съедены. И новых философов германская земля уже не родит.

При этом в своих ранних трудах Ницше кардинально пересматривает привычные для своей эпохи установки, особенно касающиеся древнегреческого искусства и философии. Античные герои-бунтари, пойдя против диктата богов на Олимпе, всегда платили высокую цену за своё сопротивление, часто именно понятным земным человекам страданием/истязанием плоти. В случае с Ницше песок в его песочных часах сыпался наоборот: он сначала получил физические страдания, а затем создал свою болезненную философскую Вселенную. Ему было необходимо стать сверхчеловеком в своём его понимании. И он им стал.


Postscriptum

А призовое интеллектуальное поглаживание добравшемуся до конца этой миниатюры читателю, заключается в лаконичном анализе самого понятия «сплетня».

Ф.Ницше как-то заметил: «Сплетня – пастух, пасущий своё стадо». Интернет, если уметь им пользоваться, позволяет пасти ещё и чужое стадо.
Собственно, автор предлагает оценить риски на предмет решения отбиться от стада. При этом имеется нюанс – особи, отбившиеся от стада, всегда становятся приоритетной мишенью для волков и прочих хищников. Включая главного как бы бестелесного, но от этого ещё более жестокого хищника – систему. Система не может не пытаться всё контролировать. В этом залог её выживаемости. Поэтому системе оптимальнее и проще контролировать всё стаю человеков сразу, нежели каждую особь по отдельности.

Сплетни в русском понимании определяются как «слух о ком-нибудь или чём-нибудь, основанный на неточных или заведомо недостоверных сведениях». В зарубежных культурах под сплетней понимается сообщение достоверной информации приватного характера, которая не должна бы разглашаться.

Предметом сплетни всегда являются люди, но слухи необязательно касаются людей и слухи не представляют собой достоверный факт. Слухи – своего рода коллективный гипноз и эффективное информационное оружие.


Рецензии