Даурский ятрышник

А бывают природе  даурские ятрышники? Ведь есть даурские журавли и даурские ежи? Даурия тоже есть, вот только  дауров там давно нет. Ятрышники были двести лет назад, но потом их стали называть пальчатокоренниками. И,  правда, их старые клубни в земле напоминают ладони человека. Дауры ушли в Монголию и Китай. И ятрышник встречаются там же в горах, их видели даже на Кавказе. А свое название ятрышник они получили от самого удивительного в мире ботаника Николая Турчанинова. Вообще-то Турчанинов тоже  был не ботаником, а финансистом и специально уехал из столицы в Иркутск, чтобы быть поближе к интересным растениям. Он то и проник в Даурию в одну из своих экспедиций и собирал гербарий. Никто в мире не собирал столько видов, их были тысячи, десятки тысяч, он и сам не знал сколько. Не все институты и университеты могли таким богатством похвалиться.  Турчанинов из Сибири рассылал дубликаты растений по всему миру и получал в ответ растения, собранные в экспедициях по всему свету. Его знали все великие ботаники, неужели кто-нибудь из них мог отказаться от переписки  с ботаником Сибири получит великолепно оформленные гербарии с подробными этикетками?  Из Сибири Турчаниов переехал в Харьков, а гербарии подарил и университету и в столицы. И,  конечно,  при жизни на родине Турчанинова  оценили по достоинству. Что с ним церемониться? Ведь он не имел ботанического образования, медалей и званий. . Умер он в нищете и могила его не сохранилась. Когда Турчанинов умирал, он прижимал к груди свою главную книгу, «Байкало-даурскую флору».  Как ни странно,  оценили его немецкие  фашисты. В конце  войны они пытались вывезти огромный гербарий крестного отца орхидеи, Николая Турчанинова,  из Харькова.   Поиски вагона  после войны – детективная история. Гербарий с трудом нашли и вернули, а все его записи и переписка с великими ботаникам пропали.   И осталась орхидея из Даурии, названная им  ятрышником солончаковым. Впрочем, в то время все орхидеи были ятрышниками.

      Впервые я увидел солончаковый пальчатокоренник на Алтае. Есть там возле Усть-Кана Белая гора.  И зачем я полез на этот Белый камень по длинной деревянной лестнице, чтобы увидеть знаменитую пещеру, якобы пристанище древних людей?  Пещера – просто пустая выемка в камне. А обзор там   действительно великолепный, кажется весь Алтай у ног, а внизу река и луг, мимо которого я сначала прошел. Пришлось вернуться.  Чтобы поговорить с этой орхидеей, нужно опуститься на колени. А когда встанете, колени будут мокрыми. Всегда. Вроде вокруг и болота нет и трава густая. Но это солонец и там всегда вода у корней. И орхидея конечно солончаковая. Она такая маленькая,  что в траве не сразу заметишь. Но это действительно орхидея.

     Два клубня в земле – один старый, другой молодой. Простые листья без пятен и пурпурное соцветие. В каждом цветке одна тычинка и один пестик. Ведут к нм на губе нектарные следы, похожие на крылья пчелы. А есть ли нектар в шпорце? Кто знает? А вот семян точно много, как у всех орхидей семена мелкие и похожи на пыль.  Орхидей столько много на лугу, что сразу понятно – она не из редких и умеет за себя постоять, даже соль ее не берет. И любит она солнце. В Даурии мало леса и много лугов, то, что нужно. 

Но поему же маленькая орхидея  должна привлекать наше внимание? Ее открыл Турчанинов и с этого момента начинается в нашей истории  эра русской культуры, по крайней мере, одна из главных ветвей, надеюсь, она не прерывается до сих пор. Характер у Турчанинова был сложный и ботанику он явно любил больше, чем людей. Но один ученик у него был. Это  Иван Кирилов. Он помогал старому ботанику разбирать гербарий и определять растения. Говорят, что Турчанинов собирался передать гербарий ему по наследству. Кирилов таинственно погиб в возрасте двадцати лет, но успел познакомиться с Карелиным и его семьей. Карелин путешествовал с Кириловым по Азии, в том числе по Алтаю,  и издавал совместные статьи, а в семье Карелина его называли Ваничка. и всем он писал длинные письмаиз экспедиций, даже четырехлетней Лизе. Лиза по его совету начала писать стихи и писала она стихи всю жизнь, и стала женой ботаника Бекетова, и бабушкой поэта Александра Блока. Письма Кирилова Блок читал, имя Карелина для него много значило.

Когда я встречаю орхидею на солончаках Алтая, конечно,  удивляюсь, какой мир она открывает, какие имена. Кирилов, Турчанинов, Бекетов, Блок. Я путешествую по Даурии, и уже не Белый камень возвышается надо мной, а маленькая орхидея  становится все более значимым. Спасибо тебе, даурский ятрышник!


Рецензии
И цветок очень красивый, и о судьбе увлечённого человека рассказали. Спасибо, Юрий!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.11.2025 18:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Добрых путешествий!

Юрий Панов 2   20.11.2025 18:34   Заявить о нарушении