Питер Брейгель Триумф смерти

Современные историки искусств и искусствоведы  предполагают, что картина Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти" была создана по заказу частного коллекционера, возможно, богатого любителя живописи  Филипса ван Валкениссе, лорда Хемиксена из  Антверпена, который коллекционировал произведения антверпенских художников.
Картина находилась в собственности частного владельца до 1614 года.

После нескольких перепродаж картина к 1745 году оказалась в  собственности королевы Изабеллы Фарнезе, супруги короля Филиппа V,  и до 1827 года находилась во Дворце  Ла Гранха (в  80 км от Мадрида) -   летней резиденции Филиппа и Изабеллы.

После смерти королевы Изабеллы дворец сменил нескольких  высокородных владельцев, и по каким-то причинам (возможно, денежным), "Триумф смерти" попал в мадридский Музей Прадо. 

Картина до сих пор находится в постоянной экспозиции Музея, и каждый посетитель может её увидеть. Я хорошо представляю, какие чувства и эмоции испытывают зрители, глядя в музее на оригинал этой картины, ведь даже её Интернет-репродукция вызывает тоску и тихий ужас.
Питер Брейгель был художником эпохи Северного Возрождения, но написанная им картина напоминает мрачные периоды средневековья.

Возможно, Брейгель и не написал бы её, если бы не заказ (деньги-то всегда нужны!). А заказ, по всему, был конкретный: написать нечто такое ужасное, чтобы стыли жилы и щекотались нервы.

Художник жил в очень неспокойное время, когда Нидерланды находились под властью испанского короля, и в стране то и дело вспыхивали освободительные выступления против Испании.  Наместником Нидерландов был фанатик, испанский герцог Альба, который ради  "укрепления католической религии и монархии испанского короля" проводил политику жестокого подавления, ввергая население в жуткий  страх и гнетущее состояние безысходности.  Настоящее и будущее казалось беспросветным, и выражение на холсте всеобщей атмосферы тоски и безнадёжности было  для Брейгеля возможностью дать выход душевному напряжению.

Как художник, он интересовался историей своей страны и знал о "Чёрной смерти", ужасной эпидемии чумы, которая свирепствовала  по всей Европе за 200 с лишком лет до его рождения, и унесла жизни около 20-ти  млн человек.

Так же наверняка Брейгель находился под влиянием полотна "Пляска смерти" - образца пессимистического  средневекового жанра в живописи, музыке и литературе, внедряющего в мозг каждого оставшегося в живых мысль memento mori (помни о смерти"). В "Пляске смерти" главенствуют сцены со скелетами, которые, пританцовывая, ведут людей разных сословий на смерть и толкают их в вырытые для них могилы.

Впечатления от этих происходящих ныне и памятных событий прошлого Брейгель вложил в своеобразный живописный апокалипсис, которому дал название "Триумф смерти".

В картине-фэнтези он изобразил полчища оживших скелетов, а что может быть страшнее?! Смерть под видом  скелетов торжествует, радостно уничтожая человечество. Высохло море, разверзлась земля и из появившихся трещин вышли несметные отряды воинствующих скелетов. Люди  охвачены ужасом и страхом: кто-то в панике убегает, кто-то пытается сопротивляться, кто-то впал в апатию и равнодушно  наблюдает смертоубийства ...

Напуганные люди пробуют спрятаться в  строении, по форме напоминающей гроб, но не понимают, что гроб это ловушка, из которой не выбраться, как из могилы.

В центре картины скелет верхом на тощей лошади косит людей огромной косой, и, похоже, ему это нравится!  Для людей, гибнущих от косы, это лёгкая смерть, ведь сладострастие скелетов не знает предела: они не просто уничтожают людей, но и  подвергают их разнообразным казням: колесуют, вешают, топят в воде, перерезают горло, прокалывают шпагой, сворачивают шею  ... 

На картине присутствуют, казалось бы, лишние детали, но они не случайны, потому что дополняют сюжет, показывая высшую ступень опустошения некогда живой жизни: это различные музыкальные инструменты, механические часы, изображения сцен охоты и похоронного обряда.

Скелеты умерщвляют всех без разбору, для них не важны человеческие разделения на классы и сословия, гибнут крестьяне, воины, торгаши, знатные особы, дети и старики, для смерти все равны и у неё нет жалости.

В верхнем левом углу картины два скелета раскачивают колокола, чтобы их звон провозглашал радость от Триумфа общей гибели. Жуткая картина, но многозначная и актуальная!

Дата создания статьи 17.11.2025
https://mi-ta-pe.livejournal.com/1387125.html

Илл.
Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. 1562. Дерево, масло. 117 х 162
Музей Прадо, Мадрид.


Рецензии