14. Яссо-Кишиневская операция
По состоянию на 1 августа 1944 года противник частями 44-ой, 52-ой, 30-го армейских корпусов, входящих в состав 6 армии и 4-го и 3-го армейских корпусов (румын) входящих в состав 3-ей армии, при поддержке частей 47 танкового корпуса (3-ей и 13-ой танковых дивизий) продолжали оборонять занимаемые рубежи.
Перед 3-м Украинским фронтом и левым флангом 2-го Украинского фронта продолжали действовать 4 Воздушный флот Германии (части 1 авиакорпуса), румынский авиакорпус и части немецкой оперативной группы «Зюйд-Ост», общим составом до 750-ти боевых самолетов.
Август был насыщен мероприятиями по подготовке к предстоящей операции освобождения Молдавии и переносу боевых действий за границу СССР.
Боевая работа велась в соответствии с заданиями командира дивизии: дежурство экипажей на аэродромах, готовность действовать в дневное и ночное время по прикрытию аэродромного узла дивизии и железнодорожных станций Кучурга и Раздельная, на которые продолжают прибывать войска. Полк совершил 16 разведывательных самолётовылетов. Встреч с противником не произошло. Были возобновлены прерванные 20 июля УТП, к 20 августа проведено 125 учебных полётов.
Командир и начальник штаба дивизии изыскали возможность с 3 по 12 августа побывать в доме отдыха 17-й ВА «Холодная балка».
С лётным составом, кроме плановых полковых занятий, проведены занятия на тему:
- «Методика подготовки молодого лётного состава к боевым действиям и правила ведения полётных документов»;
- «Скрытое управление войсками и пользование переговорными таблицами дивизии»;
- «Организация и действия МК в наступательной операции».
Продолжается подготовка штабов 288 ИАД и 4-го гвардейского мотострелкового корпуса к совместным действиям на поле боя. «На аэродроме Раздельная командование 4 Гв.МК знакомилось с матчастью самолётов и их тактико-техническими данными, состоящими на вооружении 17 ВА».
«Командир и начальник штаба дивизии 16 августа выезжали на рекогносцировку местности на участке фронта 46 Армии в районе Чобручи».
17 августа «Проведена дивизионная двухстепенная односторонняя военная игра по скрытому управлению с использованием проводных и радиосредств связи».
18 августа «Командир дивизии провёл проигрыш по плану боевых действий с командирами и начальниками штабов полков».
«Командир и начальник штаба дивизии выезжали в 4 Гв.МК для увязки вопросов взаимодействия в предстоящей наступательной операции».
19 августа оперативная группа дивизии, во главе с заместителем командира дивизии подполковником Каминским выехали на аэродром Ново-Савицкое для организации управления частями дивизии.
Полки дивизии, которым вменена поддержка с воздуха во время наступательной операции, перебазировались на аэродромы, максимально приближённые к позициям 4-го гвардейского механизированного корпуса, в частности, все авиаэскадрильи 659 ИАП 19 августа собрались на аэродроме Кошары. В дивизии 88 боеготовых экипажей.
Погода в день начала Яссо-Кишиневской наступательной операции выдалась относительно пригодной для полётов: облачность 5-10 баллов, многоярусная, Н=800-2000 метров, временами проходящие дожди, видимость 6-10 км.
Для дивизии в целом и для 659 ИАП, в частности, напряжёнными для операции были первые пять дней. Уже 25 августа после того, как вражеские войска были окружены в районе Котовское, дивизия получила указание: «Прикрытие подвижных групп 7 МК и 4 Гв.МК прекратить».
Из Оперативной сводки штаба 659 ИАП Кошары 23.08.1944 года:
«659 ИАП 38 самолетами ЯК произвел 78 с\в, налет 99.30, из них:
Прикрытие наземных войск 63 с\в, налет 86.45,
Разведка войск противника 10 с\в, налет 12.10,
Спец. Задание 2 с\в, налет 0.10,
Учебно-тренировочные полеты 3с\в, налет 0.25.
Штурмовыми действиями уничтожено и повреждено: до 10 автомашин, убито и рассеяно до 10 человек живой силы противника.
Расход боеприпасов ШВАК-2902, ВС-5140.
Свои потери: 2 ЯК, летчики мл. лейтенанты Морозов И. и Локтев не вернулись с боевых заданий.
2 ЯК, летчики мл, л-ты Смирнов и Столяров при посадке на аэродром подломили шасси самолетов, Летчики не пострадали».
Летчик лейтенант Локтев Михаил Иванович.
Родился в с. Мыт Пастяковского района Ивановской области в 1919 году.
В 1935 году он поступает в Тамбовское лётное училище гражданской авиации.
В Красную Армию попал по отзыву из ГВФ Командующим фронтом генерал-полковником Ватутиным 12.12. 1942 года и назначается пилотом 595-й Отдельной Армейской Авиационной Эскадрильи 12-й армии. Затем исполнял обязанности командира звена. В 659 ИАП с 19.07.1944 года.
Из представления к награждению орденом «Отечественной войны» 2 ст. от 5 ноября 1943 года:
«Имеет 180 вылетов с налетом 335 часов.
За период работы зимой награжден орденом «Красной звезды». Летом в период наступательных действий Красной Армии выполнял задания по разведке войск противника днем на самолете У-2, разведке своих войск и вручение боевых приказов наступающим частям».
Награжден орденами: «Красного Знамени»- 18.07.1943 и «Отечественной войны» 2 ст.- 03.01.1944г.
Не вернулся с боевого задания при вылете в район Комрат 23.08.1944 года.
Одним из напряжённых боевых дней пришёлся на 24 августа. Из Журнала боевых действий 288 ИАД:
«Не вернувшийся с боевого задания 23.08.44 г. лётчик мл. лейтенант Морозов Н. находится в госпитале. Самолёт зажжён в воздухе, лётчик ранен, спасся с парашютом.
8:40-10:00 Н=3500м. 4 ЯК ведущий командир АЭ ст. лейтенант Капиченко, прикрывали наземные войск в районе Комрат, Бороганы, Вишенька. Перед уходом из района прикрытия с Н=1200м до 1000м двумя заходами обстреляли автомашины противника в п. Гонесены, но результатов не наблюдали. На втором заходе на пикировании 4 ЯК с кабрирования были атакованы двумя МЕ-109, которые после первой атаки разворотом ушли в сторону солнца. На обратном маршруте в районе Камрат на Н=700м были атакованы сверху 4-мя МЕ-109. При наборе высоты нашими истребителями 2 МЕ-109 зашли в хвост самолёта мл. лейтенанта Шарандина и с малой дистанции сбили его, лётчик выпрыгнул с парашютом. При отсечении МЕ-109 от мл. лейтенанта Шарандина ст. лейтенант Копиченко атакой снизу сзади, сбил 1 МЕ-109, самолёт противника беспорядочно теряя высоту, упал в 2 км. ю-з Башкалия, подтверждают участники воздушного боя.
12:00-13:40 4 ЯК, ведущий командир звена ст. лейтенант Трушин, вылетали на сопровождение 8 Б-3. В районе Волонтировка на маршруте к цели на Н=3000м, при переходе слева направо ведомый мл. лейтенант Семикин снизу сзади задел самолёт своего ведущего ст. лейтенанта Трушина и винтом обрубил хвостовое оперенье. На Н=1500мст. лейтенант Трушин выбросился с парашютом, мл. лейтенант Семикин выбросился с парашютом на Н=2000м, оба лётчика приземлились 4-5 км. восточнее Волонтировка.
В 13:10 из-за неисправности мат. части возвратился мл. лейтенант Лукин и его ведомый лейтенант Никитин».
659 ИАП за время операции совершил 388 самолётовылетов: на прикрытие наземных войск -233, на сопровождение бомбардировщиков -37, на штурмовку войск противника – 60, произведено 32 самолётовылета на разведку и проведено 3 УТП.
Использован тактический приём гарантированного прикрытия наземных войск с воздуха методом воздушного патрулирования района со сменой патрульных самолётов в воздухе.
Проведено 3 воздушных боя, сбито 2 самолёта противника:
1.Лейтенант Копиченко А.А. 1920, сбил самолёт противника 24.08.44.
2.Капитан Фролов А.П. 1921, сбил самолёт противника 21.08.42.
Потеряли:
1.Мл. лейтенанта Евсеева Бориса Федоровича1923, погиб в воздушном бою 21.08.44.
2.Лейтенанта Локтева Михаила Ивановича1919, не вернулся с боевого задания 23.08.44.
3.Мл. лейтенанта Шарадина Ивана Васильевича 1915, погиб в воздушном бою 24.08.44.
В воздушных боях потеряли 4 самолёта, ещё 5 самолётов были разбиты в результате человеческого фактора.
Младший лейтенант Евсеев Борис Федорович, родился в деревне Ченцово, Можайского района Московской области 14 января 1923 года.
Призван Краснопресненским РВК г. Москвы. Член ВКПб с 1939 года
Образование: Общее – 7 классов в 1938 году; Военное- Черниговская военная школа пилотов 22.02.1941- 18.10.1943г.г.
В Красной Армии с 14 февраля 1941года.Прибыл в полк 08.12.1943г.
Погиб воздушном бою 21.08.44
К исходу 29 августа управление дивизии, 659 и 897 ИАП находились на аэродроме Галац, 866 ИАП - на аэродроме Кишмеле.
Разное.
Из Исторического формуляра полка:
«Отличившемуся в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Галац в составе 288-ой Павлодарской Краснознамённой ордена Суворова дивизии 17 Воздушной армии 3-го Украинского фронта, приказом Верховного Главнокомандующего от 9 сентября 1944 года № 0305 659-му истребительному авиационному полку присвоено наименование «Галацкий».
Август оказался знаменательным для страны – наши война пересекла границу СССР. Румыны «передумали» воевать против нашей страны и обернули оружие против Германии.31 августа советские войска заняли Бухарест.
«Перед 3 Украинским фронтом и правым флангом 2 Украинского фронта продолжает действовать 4 Воздушный флот Германии (части 1 авиакорпуса), румынский авиакорпус и части немецкой оперативной группы «Зюйд-Ост», в общем составе 750 самолётов».
Отец. Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена 659 ИАП от 28 августа 1944 года:
«Участвуя в операции по прорыву линии обороны противника в районе нижнего течения р. Днестр, проявил себя мужественным, бесстрашным лётчиком-истребителем неутомимым разведчиком, способным выполнить любое задание, поставленное командованием. В период операции произвёл 14 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, из них со штурмовкой - 8, уничтожив до 6 автомашин противника.
За успешное ведение разведки в период операции и добытые при этом важные сведения, произведённые 27 успешных боевых вылетов, из них 14 на разведку войск и аэродромов противника, проведённые 8 штурмовок и уничтожение 6 автомашин противника, достоин правительственной награды- ордена «Красное Знамя».
Фраза из наградного листа - «Неутомимым разведчиком» скрывает факт, собственно, за что именно отец был награждён орденом «Красного Знамени». Из рассказа отца следовало, что, выполняя разведывательный полёт, он обнаружил в одной из балок скопление до 20 немецких танков. Связавшись по рации с командованием и доложив обстановку, он, корректируя огонь артиллерии, сопровождал уничтожение этой группы танков.
P.S.
15. 659 ИАП в боях на Белградском направлении (28 сентября - 29 октября 1944 года).
Разное.
Произошла совершенно бессмысленная потеря механика артиллерийского вооружения сержанта Фролова Александра Васильевича 1919, который был застрелен 6 сентября из пистолета неизвестным в военной форме в г. Галац.
Поставив рядом два факта: обстоятельства гибели Фролова А.Ф., взятые мной из Журнала безвозвратных потерь полка и воспоминания Бугрова А.Д. предлагаю читателю сделать самостоятельный вывод из прочитанного, раскрыв тайну имен стрелка в военной форме и застреленного техника.
В памяти остался рассказ отца о том, что разгулявшиеся солдаты, попав в винное хранилище не утруждали себя проблемой выбивания пробки из бочек с вином. Все решалось простым выстрелом из оружия в тело бочки. Только открывай рот и глотай! В кураже «дегустацию» вина производили из следующей бочки проверенным способом. Надо полагать, что в этом событии участвовал не один техник из полка.
Свидетельство о публикации №225112001436
