Христианство и антииудаизм. 1

Терминология
Содержится ли   «антисемитский потенциал» в Новом Завете ?
Истоки  антииудаизма
Раскол в раннехристианской церкви
Раннехристианские   антииудаистские  выступления
Новый Завет
      «Дети дьявола»
      Обвинение в «богоубийстве»
Исторический контекст


                Терминология

Антисемитизм -Общее выражение  враждебности к евреям как  к  этнической или религиозной группе. Антисемиты проявляют нетерпимость в отношении      евреев  за их биологическую ( еврейскую) идентичность, или  за религиозные убеждения. Можно выделить:
Античный   антисемитизм —  предубеждение к евреям со стороны язычников и ранних христиан ( особенно в Римской империи и Египте), связанное с религиозными различиями, обвинениями в «богоубийстве» и враждебности к другим народам.
Религиозный  ( христианский) антисемитизм (синоним: антииудаизм) -  враждебное отношение,  нетерпимость,основанные на религиозной неприязни к евреям (иудеям) .  Имеет религиозные корни. Возник, в первую очередь, из-за богословских разногласий между иудаизмом и христианством.
Юдофобия (или антииудаизм) - предвзятое, враждебное отношение к евреям или иудаизму; описывает ненависть  и дискриминацию по отношению к евреям как к этнической  или религиозной группе.

        В отношении терминов  «антииудаизм» и «антисемитизм» среди ученых имеются  существенные разногласия по поводу их определений.  Одни авторы термин «антииудейский» относят только к христианскому богословию; другие применяют его также к дискриминационной политике церквей, которая является следствием этой    теологии. Понятия «антииудаизм» и «антисемитизм»  большинство авторов рассматривают как полностью самостоятельные явления. Антисемитизм в основном понимвют как светскую  идеологию, существующую с 19 века; антииудаизм- как религиозную ненависть к евреям, вдохновленную антагонизмом  двух конфликтующих вероисповеданий. Другие авторы  полагают, что такое жесткое разделение  противоречит реальной ситуации.
               
            Содержится ли «антисемитский потенциал» в Новом Завете ?

           К  числу наиболее сложных и противоречивых «трудных мест» Нового Завета относится вопрос об антииудаизме и- как следствие этого  антииудаизма- его антисемитском потенциале.  Многие  авторы находят в самой постановке подобной проблемы кощунственное посягательство на святыню : "Утверждения об антисемитском потенциале в текстах Нового Завета представляются недоказанными и не вполне корректными". Подобная позиция основывается на двух предпосылках. Первая состоит в понимании несовместимости антисемитизма и христианства, а вторая - в отказе признать, что зло в какой-либо форме, пусть даже косвенно, может восходить к великой Книге христианства. Первая посылка опровергается многочисленными примерами из христианской истории. Слишком часто враждебное отношение к иудаизму  принимало форму ненависти к евреям как этническому сообществу. Что же касается второй, то не следует забывать о том, что в течение столетий цитаты из Евангелий, в которых резко критиковались различные современные Иисусу направления в иудаизме, воспринимались христианами как отвержение иудаизма как такового и использовались для обоснования гонений на евреев, т. е. употреблялись  — « во зло». При прямолинейном чтении этих текстов, вырванных из своего исторического контекста, они могут быть поняты так, как их понимали гонители иудеев. Это и позволило говорить об антисемитском потенциале Нового Завета. Но при этом надо иметь в виду, что  как только возвращаем эти тексты в их историческое время, этот потенциал сходит на нет, поскольку то, что превратило  их  в оружие борьбы с иудаизмом, было привнесено  человеческими страстями и невежеством .

              Многие  библеисты и историки , включая иудейских и  христианских  богословов,   утверждают,что в истории  Новый Завет сыграл зловещую роль документа, поддерживающего гонения еврейского народа.  Например,Джеймс Паркc, англиканский священник, признанный авторитет в области иудео-христианских отношений,  пришел к категоричному выводу: «Было бы нечестно отныне отрицать, что основным источником современного антисемитизма являются именно Евангелия и другие книги Нового  Завета».
Классический текст Св.Писания  создавался  постепенно. В его становлении принимали участие не только названный автор, но значительное число переписчиков, что значило порой - редакторов текста.  Любой новозаветный текст писался и усовершенствовался в определенных условиях, в особом культурном контексте. И именно эти условия могли наложить свой отпечаток на изложение, могли придать ему определенный тон, пустить в ход какую-нибудь теперь для нас едва уловимую полемику. Поэтому особое значение имеет строго научный  анализ предполагаемого полемического контекста. Только таким способом можно понять полный диапазон смысла авторских слов. Только таким образом можно установить, насколько даже самые знакомые места нуждаются в свежем толковании.
         Таким образом, любой анализ спорного вопроса о библейских корнях антисемитизма должен принимать во внимание два диаметрально противоположных взгляда. Первая точка зрения основана на  утверждении, что христианское Писание  «священно», что равнозначно признанию его морально безупречным, незапятнанным и неподверженным людским ошибкам. По мнению  ученых-библеистов, придерживающихся подобных взглядов , все антииудейские чувства, когда-либо высказанные христианскими авторами ранних веков, появились в постбиблейский период,  и  их источником не было само Писание.  В то же время нельзя отрицать  , что  отцы церкви могут быть  осуждены за  антииудаизм, поскольку их сочинения не считаются богодухновенными и к Новому Завету такая критика относится не может.
Приверженцы второй точки зрения  готовы анализировать новозаветные тексты критически. Они исходят из того , что Писание  создавалось в определенное время и в определенном месте и отражает конкретные исторические условия. Ввиду того, что оно писалось и передавалось из поколения в поколение обыкновенными людьми , что оно   не может быть лишено человеческого элемента и отражает  все трудности и противоречия, которые были присущи зарождающейся Церкви на протяжении первого века. Каковыми бы ни были намерения библейских авторов, нельзя отрицать, что в новозаветных текстах  есть  некоторые «трудные места» , которые расценивались как «легитимизация»  нетерпимости к иудеям, и по этой причине, можно сказать, что  они содержат явный "антисемитский потенциал".  Историко-критический анализ  позволяет  увидеть   и  понять  подобные тексты    в историческом контексте того времени, когда они были созданы.

                Раскол в раннехристианской церкви

       В первые десятилетия после Голгофы христианские общины как Иудеи, так и греко-римского мира состояли из иудео-христиан и тех бывших язычников, которые  фактически приняли иудаизм( за исключением ритуальных правил). Разногласия между этими двумя группами  привели к возникновению в раннем христианстве двух различных и соперничающих лагерей. Во главе одного из них, который представляла Иерусалимская церковь, стояли апостолы-ученики Христа, второй возглавлял ап. Павел..
Церковь св. Иакова  хранила подлинное предание из жизни Иисуса, в этой среде помнили Его притчи и изречения, и именно отсюда выйдут в мир первые записи, которые  составят основу Евангелий. Позиции Павла и апостолов существенно различались. По мнению Павла, с приходом Христа  прежний Завет стал  ветхим символом  пройденного этапа, «во  Христе» имеет  силу только вера. Уже при Павле религия Иисуса стала религией про Иисуса, а несколько позднее христиане придали бОльшую определенность разграничительной черте, очерченной Павлом. Так начался первый раскол в первоначальной христианской церкви. Переломным моментом стало основополагающее решение  освободить  новообращенных христиан от исполнения заповедей иудаизма на Иерусалимском Соборе в 80 г.н.э.

***
http://proza.ru/2025/02/20/1816  «Начало непримиримой вражды. Антииудаизм»

Продолжение следует


Рецензии
Вам стоит тщательнее проработать терминологию, а то сходу Вы объявили, что "антисемиты проявляют нетерпимость в отношении евреев за их биологическую (еврейскую идентичность), а не за религиозные убеждения", а дальше всё таки появляется "религиозный или христианский антисемитизм - враждебное отношение к иудаизму как к религии". Насколько я слышал, евреи не разделяют антисемитов.

А потом к кому относятся те, у кого отторжение иудаизма происходит как ответная реакция на антагонистическое отношение самих евреев к ним? Я, например, встречал такие высказывания евреев: "Бог принёс Тору всем людям! О тех у кого её нет делайте вывод сами",- есть над чем задуматься. Кроме того, мне всегда была интересна судьба уцелевших от истребления ханаанских народов в понимании иудеев. Так вот в представлении хасидов - иудейских ортодоксов потомки хананеев растворились в немецких и славянских народах, передав им генетическую ненависть к евреям. Таким образом, в глазах иудеев немцы и славяне не совсем люди, генетически ненавидящие евреев, то есть не в евреях дело, и не в их вере, а в самих неполноценных антисемитах. Вот такие дела.

А вообще, чему посвящена Ваша работа?

Алан Баркад   23.11.2025 15:05     Заявить о нарушении
"Вы объявили, что "антисемиты проявляют нетерпимость в отношении евреев за их биологическую (еврейскую идентичность), а не за религиозные убеждения", а дальше всё таки появляется "религиозный или христианский антисемитизм - враждебное отношение к иудаизму как к религии".
.................
К сожалению, Вы многое не поняли из того, о чем я «объявлял». Возможно, для этого следовало бы прочитать не только первую часть работы. Возможно, тогда вопросов бы было меньше.

Термин «АНТИСЕМИТИ́ЗМ»(А) как идеология и политическое движение, направленные на борьбу с еврейством, возник в конце 70-х гг. 19 в. в Германии. .
А., в сущности, — это форма враждебного отношения к еврейскому народу, проявляющаяся на определенном историческом этапе.А.-— это наиболее широкое, обобщающее понятие : можно говорить о
дохристианском и христианском А. ( синоним христ-го А.-антииудаизм), а также современных видах бытового, расового и др. А.
В дохристианском А., можно выделить античный и «ветхозаветный» А., который отражал отрицательное отношение языческой среды к евреям. Первое известное преследование еврейской религии, которую эллинистический правитель считал враждебной государственному строю, произошло в находившейся под властью Селевкидов Иудее (2 в. до н. э).Об античном А. можно составить представление по произведениям античных авторов(напр,египетского эллинизированного жреца Манефона). О более древнем , «библейском » А. можно судить лишь по легендам типа сказаний об Амалеке или Амане по книге Эсфирь. Причины этого легендарного , условно назовем его также А. , коренятся в глубокой древности. Важнейшая из них явилась следствием неизбежного конфликта между монотеистическим меньшинством и окружавшим его языческим миром.
Однако, для вас, как понимаю, более интересен современный А. и его связь с христианским антисемитизмом (т.е. антииудаизмом).Христианский антисемитизм рассматривается как НАЧАЛО антисемитизма в качестве полноценного социального явления.Христианский А.(антииудаизм) оказал глубокое влияние на последующие разновидности А. вплоть до современных .
Моя работа посвящена именно истории возникновения антииудаизма , или точнее, «антисемитского потенциала» Нового Завета.
.................
"мне всегда была интересна судьба уцелевших от истребления ханаанских народов в понимании иудеев."

В Библии жители Ханаана названы ханаанеями, однако они представляют собой этнический конгломерат народностей (преимущественно западных семитов, в том числе финикийцев), неоднократно упоминаемых в Библии по отдельности . Библия рисует их в отрицательном свете — как воплощение идолопоклонства и распутства. Ветхозаетный Бог повелевает израильтянам истребить семь ханаанских племен,Пятикнижие запрещает израильтянам вступать в союзы и браки с ханаанеями и поклоняться их богам .
Археология не подтверждает, что имело место повсеместное разрушение ханаанейских городов(как описано в книге Иисуса Навина). К примеру, приморские города Сидон и Тир оставались заселенными с древних времен до наших дней. Неполный, частичный характер завоевания Ханаана древнееврейскими племенами признает и сама Библия.Об этом свидетельствует книга Судей, согласно которой предписание уничтожить ханаанеев осталось неисполненным:местные народы не только не истреблялись, но даже не изгонялись со своих земель. Библия приводит массу свидетельств того, что древнееврейские племена во всех районах Ханаана селились рядом с местными народами, не причиняя им никакого вреда. Во времена Соломона хананеи обитали в Газе , оставшихся от разных ханаанских народов хананеев он сделал только оброчными работниками, не истребляя их. О существовании хананеев во времена Христа сообщает Евангелие.Об этом более подробно,если пожелаете, можете прочесть здесь : http://proza.ru/2025/10/21/1323.
Если Вас интересует дальнейшая судьба хананеев, можете узнать об этом из
публикации о результатах исследовании группы ученых из Иерусалимского университета в 2020. Генетики составили карту ДНК 93 останков из погребений на территории Израиля древних ханаанеев, показав, что они имели тесную связь с современными еврейскими и арабскими популяциями , т.е. что и евреи и арабы являются потомками хананеев.
Известный специалист по библейской археологии проф. И. Финкельштейн также полагает, что израильтяне выделились от хананеев.
«За последние 30-40 лет сложилось общее понимание того, что евреи были в основном местного происхождения, то есть они были ханаанеями и стали израильтянами в процессе формирования этничнсти, который, вероятно, занял много времени», — говорит Финкельштейн.Как полагают ученые, библейский рассказ об уничтожении древних обитателей Ханаана вторгнувшимися израильтянами следует считать преувеличением. Судя по всему, потомки этих народов по сей день живут бок о бок с евреями, по ту сторону ливанской границы. На это, в частности, указывают результаты недавних генетических исследований, предпринятых учеными британского Wellcome Trust Sanger Institute
…………………..
Я читал Ваши произвдения. Некоторые могли бы служить отличной иллюстрацией к теме.
Вы пишете:«то есть не в евреях дело, и не в их вере, а в самих неполноценных антисемитах»
Могу повторить то, о чем писал: антисемиты - это совершенно не обязательно христиане. Более того, истинный христианин, учителем для которого является Иисус Христос,- не может в принципе быть антисемитом!Но антисемитизм всегда паразитировал на христианстве.

Игорь Лощинин   23.11.2025 19:20   Заявить о нарушении
К сожалению, Вы многое не поняли из того, о чем я «объявлял». Возможно, для этого следовало бы прочитать не только первую часть работы. Возможно, тогда вопросов бы было меньше.
.................
Неприятно, когда обмен мнениями скатывается к пикировке "ты не понял о чём я - нет ты не понял о чём я", тем более, что я-то откровенно об этом и сказал, что из Вашей терминологии как раз непонятно: термин один, а толкований два и они противоречат друг другу - так не должно быть. Вы могли уточнить, что отношение к термину различное в разных источниках и указать эти источники, это другое дело.

И именно об отношении к термину «АНТИСЕМИТИ́ЗМ» симих евреев я и говорил, приводя свои примеры.

.................
Первое известное преследование еврейской религии, которую эллинистический правитель считал враждебной государственному строю, произошло в находившейся под властью Селевкидов Иудее (2 в. до н. э)
.................
А ведь для опасений эллинистического правителя были причины. Очивидно он был знаком со священными иудейскими текстами, а там чёрным по белому предписано, как должно поступать иудеям с народами, приютившими их у себя, на примере народа Моавитов. Если помните, Моавиты приютили евреев у себя в стране, дали им кров и пищу и не противились перекрёстным бракам с иудеями - приняли иудеев, как своих. И иудеям понравились обычаи и религия Моавитян, и стали они ассимилировать с местным населением. И тогда иудейскому духовенству поступил приказ: истребить Моавитян вместе с уподобившимися им евреями! И вырезали иудеи ничего не подозревавших Моавитян вместе с евреями, принявшими их веру! Как Вам образчик поведения истинного иудея?
Вот вам и причина опасений правителей стран, принимающих иудеев.

.................
"мне всегда была интересна судьба уцелевших от истребления ханаанских народов в понимании иудеев."

... Археология не подтверждает, что имело место повсеместное разрушение ханаанейских городов(как описано в книге Иисуса Навина).
.................

Не следует атеиста убеждать, что Священные Писания - это враки. Я с Вами рассуждаю именно с позиций Танаха, а в Танахе сказано и о полном истреблении жителей некоторых городов Ханаана, и о неполном истреблении некоторых народов Ханаана, которые и по сей день живут среди народа Израиля. Но были и изгнанные со своих земель и рассеяные народы хананеии - вот их судьба меня занимала. Но нетолько меня, но и хасидов, как выяснилось, и у них есть твёрдое представление на этот счёт. И оно, это их мнение, не такое безмятежное, как у Вас.

.................
Вы пишете:«то есть не в евреях дело, и не в их вере, а в самих неполноценных антисемитах»
.................
Вы забыли упомянуть, что писал я это со слов иудеев - это важное уточнение. Тут слова вырваны из важного контекста: "Таким образом, в глазах иудеев немцы и славяне не совсем люди, генетически ненавидящие евреев, то есть не в евреях дело, и не в их вере, а в самих неполноценных антисемитах".

.................
Могу повторить то, о чем писал: антисемиты - это совершенно не обязательно христиане. Более того, истинный христианин, учителем для которого является Иисус Христос,- не может в принципе быть антисемитом!Но антисемитизм всегда паразитировал на христианстве.
.................
Остаётся посоветовать христианам чаще вчитываться в Ветхий Завет, повторяющий Тору иудеев, особенно притчу о народе Моава, и думать, чему она учит.

Алан Баркад   23.11.2025 20:51   Заявить о нарушении
Ув.Алан,
я писал, что «Первое известное преследование еврейской религии, которую эллинистический правитель считал враждебной государственному строю, произошло в находившейся под властью Селевкидов Иудее (2 в. до н. э)",
на что Вы ответили:
«А ведь для опасений эллинистического правителя были причины. Очевидно он был знаком со священными иудейскими текстами, а там чёрным по белому предписано, как должно поступать иудеям с народами, приютившими их у себя, на примере народа Моавитов.Моавиты приютили евреев у себя в стране, дали им кров и пищу и не противились перекрёстным бракам с иудеями - приняли иудеев, как своих. И иудеям понравились обычаи и религия Моавитян, и стали они ассимилировать с местным населением. И тогда иудейскому духовенству поступил приказ: истребить Моавитян вместе с уподобившимися им евреями! И вырезали иудеи ничего не подозревавших Моавитян вместе с евреями, принявшими их веру! Как Вам образчик поведения истинного иудея?»

Чтобы тем, кто прочитает подобные измышления, было ясно, о чем действительно могла идти речь, напомню..
Первые преследования иудеев, носившие характер, «государственого» антииудаизма, были предприняты греко-сирийским царем из династии Селевкидов Антиохом 4 Эпифаном во втором веке до н.э.Этот царь ,упорно насаждая в подведомственной ему Иудее эллинистскую культуру, под страхом смерти запретил иудеям соблюдать их закон.За нарушения запрета- празднование субботы, обрезание, проч пороли, распинали, забрасывали камнями.. Эти меры вызвали знаменитое восстание Маккавеев, в результате которого евреи получили полную религиозную свободу и внутреннее самоуправление.
Здесь следует заметить, что в античные времена антииудейские акции других греческих царей и римских императоров носили в основном характер ответных мер на вооруженые выступления иудеев и не были антииудаистскими.
Теперь об упомянутых моавитах. Моавитяне по ветхозаветной истории, были потомками племянника Авраама Лота, рожденными от инцеста с его старшей дочерью; от младшей соответственно произошел ближайший, родственный моавитам народ — аммонитяне.Их язык был очень близок древнееврейскому, религия же состояла, как и у соседних ханаанских народов, в идолопоклонстве с приношением человеческих жертв.
Моавиты были прокляты Всевышним за совращение иудеев моавитянками и привлечение их к культу бога Баал-Пеора. Между Израилем и Моавом шли непрерывные войны...
... Согласно ВЗ, был период, когда некоторые иудеи нашли убежище у вавилонского наместника в Иудее, который позднее был коварно убит в результате заговора аммонитян, при этом убийство было совершено руками некоего иудейского полководца. И при чем здесь грек Эпифан, какая вообще связь с моавитами?
И дайте, пожалуйста, ссылку, из какого источника вы взяли эти сведения: «иудейскому духовенству поступил приказ: истребить Моавитян вместе с уподобившимися им евреями!И вырезали иудеи ничего не подозревавших Моавитян вместе с евреями, принявшими их веру! »

Игорь Лощинин   24.11.2025 13:20   Заявить о нарушении
И дайте, пожалуйста, ссылку, из какого источника вы взяли эти сведения: «иудейскому духовенству поступил приказ: истребить Моавитян вместе с уподобившимися им евреями!И вырезали иудеи ничего не подозревавших Моавитян вместе с евреями, принявшими их веру! »
...............

С удовольствием предоставляю

Числа 25 глава – Библия: http://bible.by/syn/4/25/

1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,
2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их.
3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.
4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору.
6 И вот, некто из сынов Израилевых пришёл и привёл к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
7 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копьё,
8 и вошёл вслед за Израильтянином в спальню, и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево её: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
9 Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи.

16 И сказал Господь Моисею, говоря:
17 враждуйте с Мадианитянами и поражайте их,
18 ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своём, прельстив вас Фегором и Хазвою, дочерью начальника Мадиамского, сестрою своею, убитою в день поражения за Фегора.

***

Числа 31 глава – Библия: http://bible.by/syn/4/31/

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.
3 И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли против Мадианитян совершить мщение Господне над Мадианитянами;
4 по тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.
5 И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.
6 И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.
7 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола;
8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом;
9 а жён Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их, и всё имение их взяли в добычу,
10 и все города их во владениях их, и все селения их сожгли огнём;
11 и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота;
12 и доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.
13 И вышли Моисей и Елеазар священник и все князья общества навстречу им из стана.
14 И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны,
15 и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин?
16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем;
17 итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя;
19 и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши;
20 и все одежды, и все кожаные вещи, и всё, сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите.
....................

Надеюсь вопрос снят?
Это и есть пример того, какая участь ждёт народы принимающие иудеев как своих. Не думайте, что совершаете благое дело, принимая еврея в свою, скажем христианскую, веру - придёт день, и ни своих, ни чужих не пожалеют они за своего бога, такой у них красивый, древний обычай.

И ещё, обратили внимание, как только Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника пронзил копьём Израильтянина и женщину в чрево её, тут же бог иудейский успокоился, а то сильно нервничал - это к вопросу о человеческих жертвоприношениях языческим богам: нравились такие жертвы и иудейскому богу тоже.

Алан Баркад   24.11.2025 17:26   Заявить о нарушении
"Это и есть пример того, какая участь ждёт народы принимающие иудеев как своих. Не думайте, что совершаете благое дело, принимая еврея в свою, скажем христианскую, веру - придёт день, и ни своих, ни чужих не пожалеют они за своего бога, такой у них красивый, древний обычай.
И ещё, обратили внимание, как только Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника пронзил копьём Израильтянина и женщину в чрево её, тут же бог иудейский успокоился, а то сильно нервничал - это к вопросу о человеческих жертвоприношениях языческим богам: нравились такие жертвы и иудейскому богу тоже.

Надеюсь вопрос снят?

— Нет, ув. Алан, не снят, точнее, Вы на него сами ответили своим полным непониманием смысла библейского повествования кн.Числа (25-31). Впрочем, для атеиста это простительно ( хотя сам я не верующий - агностик, но от атеиста агностика отличает в первую очередь,отсутствие высокомерной уверенности в своей правоте и стремление глубже исследовать вопрос, в том числе, «глазами» оппонента ( в данном случае христианина).
Итак, я приведу возможное толкование глав 25-31 книги Чисел согласно Писанию ( а не выводам, основанным на фантазиях и домыслах ).
Начнем с того, что никогда Мадианитяне как вы ранее утверждали, не «давали приют» израильтянам, за что те якобы отплатили им страшной неблагодарностью , и более того… Ситтим , точнее «Аве-Шиттим» — это последнее место, где израильтяне на пути в Землю Обетованую долго располагались станом перед переходом через Иордан .. Это выражение , вероятно, означало какую-нибудь долину, известную по обилию растущих в ней ситтимовых деревьев, или акаций; или, может быть, поэтически употреблено, как название какой-нибудь твердой невозделанной местности (ситтим — это дерево, из которого были сделаны все деревянные части скинии и ее принадлежности ).
Предполагается, что евреи оставались на восточном берегу в среднем течении Иордана, где их ближайшими СОСЕДЯМИ были аммонитяне м моавитяне, отношения с которыми не всегда были враждебными. Однако,когда Моавитяне услышали о том, как Израиль одержал победу над Аморреями, это привело их в ужас. Поэтому Валак, царь Моавитян, решил нанять языческого пророка Валаама, чтобы тот проклял Израиль, но Господь использовал его, чтобы открыть Свои помыслы, касающиеся Израиля,Бог сказал ему, что он не должен проклинать народ сей, потому что Он благословил его. Валаам тем не менее, осмелился еще раз предстать перед Господом, возможно, в надежде, что Он передумает. Но Господь заверил его, что Израиль-праведный народ, который благословлен Богом. Это благословение неизменно и никакие проклятия против него не будут исполнены. Валаам повторяет Валаку слова Завета, данного Богом Аврааму : «благословлю благословляющего и злословящих прокляну». . Перед тем, как покинуть страну, пророк посоветовал царю более эффективный путь положить разделение между израильтянами и Богом, чем задуманный самим Валаком : «Испытай, не одолеет ли их красота дочерей Моава, которая сможет погубить их»
Если бы Валак выступил со своими армиями и сразился с Израилем, то Израиль смело защищался бы и несомненно оказался победителем; но теперь, когда он послал к ним своих красивых блудниц ,
они сделали то, чего не могли сделать все волхвования Валаама: блуд израильтян привел к ужасному массовому идолопоклонству в святилище Ваал-Фегора : « И прилепился Израиль к Ваал-Фегору.И воспламенился гнев Господень на Израиля» ( Чис 25:3).
Цель Валаама и Валака, казалось,была достигнута: защита Господа сменилась Его гневом. Мадианские блудницы вероятно, свои силы направили на начальников не только путем обычного обольщения, но и с помощью черной магии. Гнев Божий выразился в повелении повесить на виду у всех «начальников» , т.е. зачинщиков идолослужения, грех которых по условиям Завета, заслуживал смерти (Втор 17:2-5). Поэтому Моисей отдал соответствующий Закону приказ «судьям Израилевым»(25:5), т.е. судебный приговор должен был быть вынесен на судебном процессе.
Но тут прозошло то, что судебный процесс не потребовался. Один из начальников на глазах Моисея и всего общества, когда они плакали у входа в Скинию,привел в стан в свой шатер мадианитянку, которая по преданию, возглавляла всех «священных блудниц».( Мадианитянки участвовали в процессе совращения евреев общими силами).
Фиенеес, сын Елеазара, сына священника Аарона, вошел в шатер и прозил своим копьем обоих — и «прекратилось поражение сынов Израиля» (25:7-8). Под «поражением», вероятно, имелся в виду какой-то ужасный мор -наказание за отступничество. «Умерших от поражения было двадцать четыре тысячи» ( 25:9) Совершив кару на глазах и всех, Финеес произвел тот самый эффект устрашения, который Моисей надеялся добиться путем судебного процесса и казней. Мор прекратился.

Бог засвидетельствовал о Своем благоволении к благочестивой ревности Финееса двумя путями:
Он немедленно остановил поражение . Плач и молитвы иудеев не достигали своей цели до тех пор, пока не был совершен этот необходимый акт справедливости. Если гражданские власти не наказывают грех, то это сделает Бог; но исполненная ими справедливость наилучшим образом предотвратит Его суд.
За свой поступок, свидетельствующий о безоглядной всецелой преданности Богу, Финеес получил великую награду: ему и его потомкам было даровано вечное первосвященство.

А теперь вернитесь к своей интерпретации и оцените ее сами.Учитывая, в связи с каким вопросом и под каким «углом» интерпретируется вами эта библейская история.

Игорь Лощинин   24.11.2025 23:00   Заявить о нарушении
Игорь, с чего Вы решили, что в праве толковать Священное писание? Я атеист и то понимаю, что Священное писание записано именно так и такими словами, как сам бог захотел, чтобы все читающие понимали текст буквально - поэтому это Священное писание. Нет, находятся "мудрецы-толкователи", которых приходится выслушивать. Подумайте сами, если Вы издадите свои измышления или толкования Библии отдельной книгой, кто станет на неё молиться? Подумали?.. Вот то-то и оно.
А то, что Вы привели цитату из библии Мэтью Генри: "Испытай, не одолеет ли их красота дочерей Моава, которая сможет погубить их",- так хоть бы имели смелость сказать, что это не из Библии цитата, а из ещё одного мудреца-толкователя.

Почему же не молятся на библии толкователей? Потому что все настоящие Библии, на каких бы языках они не напечатаны, изданы самим богом, иначе это всего лишь чтиво, а не Священное писание - я, атеист, это смог понять, потому что смог поставить себя на позицию верующего, сможет ли осознать этот факт агностик, покажет время, но сильно сомневаюсь.

Вы не верили, что иудеи получили прямой приказ убивать во имя своего Бога, или другими словами принесли своему Богу человеческие жертвы, я привёл Вам точные цитаты. Теперь Ваша очередь: где вы прочли про то, как Валак послал к Израильтянам своих красивых блудниц? Где сказано, что именно с блудницами блудили евреи? Я видел в тексте такое: "И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава",- почему-то Вы, вопреки Библии, называете дочерей Моава блудницами. Были бы они блудницами, так бы и было сказано - блудницы. Про Раав блудницу так и было сказано - блудница, Библия не стесняется на этот счёт. Зачем же Вы тут их выдумали? Вас смутило слово "блудодействовать"? Но оно не означает "вступать в контакт с блудницей". При написании Библии это понимали. "Блудодействовать" может означать "насиловать" или вступать еврею в браки, неосвящённые по иудейскому обряду, как это принято в иудейской среде и сегодня - не признают иудеи браки не по Галахе, это блуд.

Вы, наверное, уже догадались, что я строго отношусь к Вашим измышлениям, поэтому никак не могу принять это Ваше "Под «поражением», вероятно" - что ещё за "вероятно" - Вы просите точности у меня, так будьте любезны сами будьте точны. Вам показалось, что на иудеев был наслан мор - где конкретно об этом море сказано в тексте Библии? Если Бог наслал на иудеев мор, то о какой мести Он говорит: "И сказал Господь Моисею, говоря: отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых"? Отомсти Мадианитянам за иудеев, которых Он сам уморил?

Конечно, Вы агностик - Вы же отрицаете возможность познания объективного мира! Кто ещё про человеческое жертвоприношение скажет: "необходимый акт справедливости",- хотя, возможно, идолопоклонники так и говорили. А что, вполне возможно: "Мы протыкаем вас копьём не забавы ради, но во имя нашего бога - это совершенно необходимый акт справедливости!"

..............
А теперь вернитесь к своей интерпретации и оцените ее сами.Учитывая, в связи с каким вопросом и под каким «углом» интерпретируется вами эта библейская история.
..................

Странно слышать такое от агностика: почему Вы решили, что выслушав измышления человека, который сам не верит ничему, что не может быть подтверждено органами чувств, я вдруг решу, что не вычитал в Библии то, что вычитал, а интерпретировал под неким предвзятым «углом»? Со мной так не получится, я понимаю тексты, как они написаны, буквально. Если бы Бог хотел, чтобы я понимал Библию как понимаете Вы или Мэтью Генри, то Священным писанием стала бы Библия Мэтью Генри, но этого не произошло, следовательно, ваши измышления - ничего не значащие слова, направленные под «углом» оправдания иудаизма в частности и праведности Бога-Творца в целом - скажете, нет?
Таких как Вы много, но за мной правда, потому что я опираюсь не на измышления, как Вы, а на текст, который священники неосторожно объявили Священным. Хотите, чтобы Вам поверили, добейтесь, чтобы Ваш вымысел признали Священным, евангелие от Лощинина.

Успехов,

Алан Баркад   25.11.2025 05:00   Заявить о нарушении
Я атеист и то понимаю, что Священное писание записано именно так и такими словами, как сам бог захотел, чтобы все читающие понимали текст буквально - поэтому это Священное писание. Нет, находятся "мудрецы-толкователи", которых приходится выслушивать.
Итересно, Алан, как вы «буквально» воспринимаете слова Иисуа: «И если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», «И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки её и отбрось прочь» ? Или :»Иисус-это дверь» , «Библия-это меч» ? Даже когда вы читаете школьный учебник, в текстах существуют метафороы, гиперболы, язык образов.. Читать Библию «буквально», т.е. отдельные слова или даже отрывки - конечно, можно, только вряд ли у вас получится понять например, книгу Иова или Откровение ….
Вы, Алан, когда-нибудь слышали о такой науке-библейская герменевтика? Это наука о толковании Библии, и у нее , как и у др наук, есть правила,которые управляют толкованием текста.Герменевтика связана с библеистикой- текстологией, библейской исторической критикой и др. Для понимания библейского текста надо знать исторический и культурный контекст, к которым он относится . Люди многие годы, жизнь посвящают изучению Библии, учатся понимать ее. А если человек сам не обладает достаточным знанием, может, стОит оставить высокомерие и признать свою беспомощность в понимани Библии и обратиться к комментариям специалистов? Но и здесь все не так просто. Сначала надо проанализировать данные о комментаторе: каковы его религиозные убеждения, мировоззрение, чтобы убедиться, что он не подгоняет под них свои комментарии, время их написания . Но это все — если есть искренний интерес к Писанию, а не только желание использовать его для подтверждения каких-то своих собственных взглядов, что простите, прослеживается в ваших произведениях.
В общем, можно много , долго и нудно говорить об этом..
...Вы хоть такое не пишите: Бог давал иудеям приказ «принести ему человеческие жертвы»..Или хотя бы поинтересуйтесь, в чем состоял культ Ваал -Фрегора и почему его служительницы были не «просто» красивыми девушками...О прочем, простите, писать уже неинтересно..
С уважением,

Игорь Лощинин   25.11.2025 16:27   Заявить о нарушении
Или :»Иисус-это дверь» , «Библия-это меч» ?
............

А так и понимать, что не всё охватить человеческим умом, буквально. Слышали, конечно, мантру: "Неисповедимы пути Господа",- вот это об этом. Но есть метафоры, а есть натягивание совы на глобус. Но как у Вас умещается в метафору такое: "И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня",- повесь Господу! Принесите Мне человеческие жертвы, и Я успокоюсь! Или ещё одна красноречивая метафора: "И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору",- прямой приказ: убивайте вероотступников!

Потому-то и существует библейская герменевтика, что слишком откровенным языком написаны Священные писания, и возникла необходимость словоблудьем заретушировать, замазать неудобные места в них.

Алан Баркад   25.11.2025 17:56   Заявить о нарушении