Поэзия блокадного Ленинграда
Профессиональные поэты блокадного Ленинграда
«…Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил».
Поэтесса, радиожурналист Вера Инбер
Это поэтический рассказ ленинградских блокадников о величайшей трагедии ХХ века и о подвиге блокадных детей, их матерей и отцов - мужественных защитников осаждённого города. В очерк включены стихи широко известных поэтов – Ольги Берггольц, Юрия Воронова, Сергея Орлова, Анны Ахматовой.
Но существует и другая блокадная поэзия. Это творчество мало известных, непрофессиональных поэтов, впитавших блокадную трагедию в раннем детстве. Став взрослыми, они в поэтических строках донесли до нас боль своего сердца. Стихотворения написаны по личным воспоминаниям, ощущениям, переживаниям.
Советских писателей Алеся Адамовича и Даниила Гранина называют блокадными летописцами. Именно они в своей «Блокадной книге» собрали тысячи воспоминаний очевидцев блокадной трагедии: - «Это был особый взлёт человеческих способностей, - писали авторы книги,- Это была пора, когда каждый мог свершить, проявить благородство, раскрыть щедрость своей души, её смелость, любовь и веру». Но есть и другая летопись – это блокадная литература и поэзия, не вошедшая ни в какие издания известных авторов: это воспоминания детей и подростков – очевидцев блокадной трагедии.
После почти полувекового молчания о подвиге осаждённого города вновь заговорили. В 1989 году был учреждён Знак «Житель блокадного Ленинграда». Блокадники воспряли духом и приняли это как знак торжества справедливости. Гордость за сопричастность к героическим и трагическим страницам истории привела к созданию региональных общественных организаций блокадников. Начался расцвет художественного и литературного творчества блокадников. В 1990 году возникла Международная Ассоциация блокадных организаций, в которую входят более 100 городов мира в России, США, Израиле, Австралии и др.
«Я говорю с тобой под свист снарядов…» (Ольга Берггольц)
Говорят, когда гремят пушки, музы молчат. Но в Ленинграде музы не молчали. Единственной связующей нитью с миром было ленинградское радио. Уверенные голоса дикторов радио спасали от страха и отчаянья, облегчали страдания людей. По радио звучала музыка, стихи, рассказы военных корреспондентов о подвигах солдат и матросов. В осаждённый город приходили известия о победе советских войск под Москвой, потом под Сталинградом, потом под Курском… Может быть, именно это помогала городу выжить и победить, показать всему миру небывалую высоту человеческого духа.
Ольга Берггольц – поэтесса, радиожурналистка. Это ей принадлежат слова: «125 блокадных граммов с огнём и кровью пополам», это её слова: «Никто не забыт, ничто не забыто» начертаны на могиле неизвестного солдата в Москве. После яростных налётов вражеской авиации ленинградское радио замолкало. Когда молчало радио - это было самое трудное время. Но когда удавалось восстановить связь, вновь звучал ободряющий голос Ольги Берггольц: «Граждане и гражданки, братья и сёстры, держаться, во что бы то ни стало, держаться!»
Ленинградцы очень любили Ольгу Берггольц, её голос хорошо знали, выступления по радио с нетерпением ждали. Голос «блокадной музы» источал небывалую энергию. Ленинградцы удивлялись, откуда в этой хрупкой женщине столько жизнелюбия и душевных сил? Её репортажи с фронта, её стихи входили в замерзшие дома, вселяли надежду, с ней отождествлялась вера в победу. И жизнь продолжала теплиться: «Товарищ, нам горькие выпали дни, Грозят небывалые беды, Но мы не забыты с тобой, не одни, – И это уже победа!». (О.Б.) И не случайно германские фашисты внесли Ольгу Берггольц в черный список людей, которые будут расстреляны сразу же по взятии города. Порой казалось, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Берггольц, как и все ленинградцы, существовала на голодном пайке. 1941 - 1942 годы были для Ольги Фёдоровны самыми тяжёлыми: на её руках умер от голода муж Николай Молчанов, незадолго до этого она потеряла двух дочерей и сына, сослан в красноярскую ссылку отец хирург Берггольц как «опасный элемент». Но всю блокаду от начала и до конца «блокадная мадонна» была лучиком надежды. «Ленинградская поэма» принесла поэтессе всеобщую славу и любовь. Строки её стихов высечены на мраморной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся 470 тысяч погибших. Ей стихи – это летопись блокады, это символ некорённого города.
«Я говорю с тобой под свист снарядов
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда
Страна моя, печальная страна…
…ни слёз, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
…Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
необходимые войне…
Медаль.
...Война еще идет, еще - осада.
И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль "За оборону Ленинграда". 3 июня 1943
Песня о ленинградской матери
...На бранный труд, на бой, на муки,
во имя права своего,
уходит сын, целуя руки,
благословившие его.
И, хищникам пророча горе,
гранаты трогая кольцо, -
у городских ворот в дозоре
седая мать троих бойцов. 20 августа 1941
Анна Ахматова
В октябре 1941 года, когда шли ожесточённые бои за Ленинград, когда кольцо блокады сомкнулось, Анна Андреевна Ахматова сумела вырваться «на большую землю». Она недолго прожила в блокаде, но и этого хватило, чтобы «взорвать» мир до боли пронзительными строками. Один за одним стали выходить её проникновенные стихотворения о стойкости осаждённого города. 8 марта 1942 г. в газете «Правда» напечатано её пламенное стихотворение Мужество:
«…Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет…»
А следом вышел пронзительный «Реквием»:
«…А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена! Ведь все равно — вы с нами!..
Все на колени, все! Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами -
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет…» 1942 год
Юрий Воронов
Юрий Петрович Воронов (13.01.1929 - 5.02.1993) родился в Ленинграде. Он прошёл большой профессиональный путь от редактора ленинградской газеты «Смена» до ответственного секретаря правления Союза писателей СССР (1984), Ему было 12, когда началась война. Как и все дети – сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, участвовал в субботниках по расчистке улиц. В 1052 году окончил факультет журналистики Ленинградского университета. Работал секретарем Ленинградского обкома ВЛКСМ, затем гл. редактором газеты «Комсомольская правда» (1959-65), ответственным секретарем газеты «Правда», гл. редактором журнала «Знамя» (1984-86), зав. отделом культуры ЦК КПСС (1986-88), гл. редактором «Литературной газеты» (декабрь 1988 - март 1990). Народный депутат СССР (1989-91). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (1984), «Знак Почета», «Знамя труда» 1-й степени (ГДР), медалями, в т. ч. «За оборону Ленинграда» (1943). Заслуженный работник культуры РСФСР. В 1963 году ему вручили премию им. В. Воровского, в 1968 - Государственную премию РСФСР. Блокадная поэзия занимает главное место в его литературном творчестве.
«…В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта…».
«…За воем сирен —
Самолёты в ночи.
За взрывом —
Завалы из щебня и лома,
Я цел.
Но не знаю ещё,
Что ключи
В кармане —
Уже от разбитого дома».
Трое
«…Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу - не ответят... А в комнате - трое.
Нас в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю: не встанут. Я всё понимаю...
Зачем же я хлеб на три части ломаю?»
Мёртвые
«Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые. Только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мёртвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?...»
Обстрел
«…Опять фанера хлопнула в окне,
И старый дом от взрыва закачался.
Ребёнок улыбается во сне.
А мать ему поёт о тишине,
Чтоб он её потом не испугался».
Или:
«…Время – лекарь.
И эту роль повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль,
Над которой не властно время».
Сергей Орлов
Сергей Сергеевич Орлов родился 22 августа 1921 года в селе Мегра (ныне Вологодской области). Отец и мать были сельскими учителями. Стихи писал с детства. Его стихотворение «Тыква» отмечено на Всесоюзном конкурсе стихов школьников в 1938 году. Оно было целиком приведено в статье К. И. Чуковского в газете «Правда», а также четыре строчки из него детский писатель поместил в своей книге «От двух до пяти». Печатался в районной газете. В 1940 году поступил на исторический факультет Петрозаводского университета. После начала Великой Отечественной Войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. Воевал на ленинградском фронте. Свои стихи печатал в армейской газете. Ужасы блокады испытал на себе – линия фронта проходила по улицам города, понять: где фронт, где тыл, было невозможно. Войска ленинградского фронта, окружённые неприятелем, голодали вместе с горожанами: ежедневный солдатский паёк составлял 500 граммов хлеба! 17 февраля 1944 года едва не сгорел заживо в танке, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь. Он их маскировал, отпуская бороду. После лечения в госпитале жил и работал в Ленинграде. В 1946 году вышла вторая книга его стихов «Третья скорость». В 1954 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького. C 1958 года входил в состав правления Союза писателей РСФСР. Заведовал отделом поэзии в журнале «Нева», был членом редколлегии журнала «Аврора». Совместно с Михаилом А. Дудиным он написал сценарий фильма «Жаворонок» (1964), посвящённый подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии. С 1970 года - член секретариата правления Союза писателей РСФСР, он переехал в Москву. Позднее поэт стал членом комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий. Книга «Костры», которая составлялась Орловым как итоговая, вышла уже после его смерти (1978). Умер в Москве 7 октября 1977 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Именем Сергея Орлова в Вологде названа одна из центральных улиц.
Награждён орденами: Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В 1974 году ему вручили Государственную премию РСФСР имени М. Горького за книгу стихов «Верность».
Невероятной силы стихотворение «Его зарыли в шар земной» стало классикой. Первая его строка высечена на гробовой плите самого поэта.
Его зарыли в шар земной
«Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей... «
В стихотворении, посвящённом подвигу танкиста, он пишет:
«…Учила жизнь сама меня.
Она сказала мне,-
Когда в огне была броня
И я горел в огне,-
Держись, сказала мне она,
И верь в свою звезду,
Я на земле всего одна,
И я не подведу.
Держись, сказала, за меня.
И, люк откинув, сам
Я вырвался из тьмы огня -
И вновь приполз к друзьям...»
Жертвам блокады, покоящимся на Пискарёвском мемориальном кладбище, поэт посвящает стихотворение:
«…С тех пор обязан жизнью город
И ратной славою своей.
Все то, что было, - с ними рядом.
Им кажется - еще вчера
На Невском падали снаряды,
Звенели в небе «мессера»,
В снегу по пояс шла пехота,
Жизнь хлебным мерилась пайком,
Но им не то что нет охоты
Сегодня вспоминать о том,
А нечего добавить словом
К молчанью павших дорогих,
Где снег, не ведая о славе,
Летит из года в год на них.
В соседях ближних, в землях дальних
Сильнее слов любых гремит
Молчание мемориальных
Гранитных пискарёвских плит».
Поэзия блокадного Ленинграда – это рассказ о трагедии и подвиге осаждённого города. Это призыв к мужеству и непоколебимая уверенность в том, что «наше дело правое, победа будет за нами». Блокадная поэзия - это обвинительный акт фашизму и предупреждение современников об опасности его возрождения, - это рассказ о подвиге советского народа, победившего благодаря духовному единству и сплочённости всех народов нашей страны, - это раздумья о судьбах Родины, о национальном достоинстве народа - победителя, о сохранении исторической памяти.
Свидетельство о публикации №225112001733
