Испытание гидроплана
Вспомнил, как в начале века принимал участие в испытаниях нового гидроплана. Небольшого размера самолетик, длиной восемь метров. Столько же и размах крыльев. Произведен в одном из конструкторских бюро где-то на севере. Точнее сказать не позволяет уровень допуска. Всему свое время. Когда – ни будь станет известно и это, рассекретят. Я в то время занимал пост в краевом аппарате по взаимодействию с полпредством. Пригласил меня поучаствовать в процессе мой близкий товарищ Павел, профессионал-подводник, специалист по дайвингу. Тоже из категории преданных любимому делу, только в морской стихии. Дайвинг – погружение на глубину в специальном костюме со снаряжением для дыхания. Их еще называют «дайверами». Мысль у него родилась – предать огласке новое достижение в испытаниях гидроплана в наших южных широтах. Ранее образец уже был испытан на севере и на Гавайях, в океанских условиях. Даже с «выходом» на сушу. Мог как приводняться, так и приземляться на ограниченном участке земли на береговой полосе. Ему для посадки было достаточно «пятачка» тридцать на тридцать метров. Всего–то! Очень был бы удобен в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям. Да и различным службам в пустынной либо тундровой местности пригодился бы. С водой граничившей. Решили образец испытать и у нас, на Черноморском побережье. Вдруг и здесь оказался бы востребован? Мало ли? Да и для простых воздушно-морских прогулок бы подошел возможно. Катать отдыхающих вдоль пляжа. Частный бизнес развивать. Дороговато, конечно. Но, что не сделаешь для науки? И собственного кармана, естественно.
Итак, «стартовали» мы из местного парусного центра, где у Павла находилась своя «точка», в том числе и для хранения специального оборудования. Всего на борт эта морская «птичка» приняла нас четверых. Такая уж у нее была компоновка. Впереди места для летчика со штурманом, сзади – для нас, пассажиров-ротозеев. Большего применения мы пока не заслуживали. По принципу «сюда не лезь, это не тронь!». Не зря я, видимо, в начале повествования вспомнил про тундру. Вдруг придется сему аппарату чукчей на севере возить? Скажем, в областной центр, на рынок. В том числе и в качестве «скорой помощи». В северных широтах территории пока еще мало обжитые, самолет–гидроплан для них – самое то! Хотя с оленями вряд ли будет конкурировать. Олени – это разговор отдельный, для души.
Начали движение образца, естественно, вплавь. Дальше дело не пошло. Разогнаться не дала волна. Небольшая, но противная. Самолетик добросовестно пытался, все делал как положено. Летчик, кстати, тоже. Трудились все в поте лица. Даже мы, пассажиры. Советами, конечно. Что с нас еще возьмешь? Зато, советами, как нам казалось, умными, перспективными. Позволившими бы взлететь. Каждый ведь в душе с детства летчик. Помните? Кем ты хочешь стать, когда вырастишь? Космонавтом! Каждый второй. Каждый первый – летчиком. Как тут не помочь пилоту покрутить «умную» ручку? Но, не срослось. Похоже, не до крутили. Либо, не в ту сторону. Самолетик три часа шлепал пузом по волне. В воздух так и не поднялся. Причина? С точки зрения пилота – волна на нашем море (на Черном) какая-то короткая (так выразился пилот). Не дает она самолетику разогнаться. А на океане волна длинная. Можно успеть взлететь между волнами. Как серфингисты. Ждут, примеряются. А затем вскакивают на нее, родимую, доску свою. И потом по гребню волны. Скорость набирают. У самолетика этот финт не получился.
Жаль, конечно. И не только затраченного впустую времени. На сам заплыв, а не полет. И топлива. И нервов. А транспортные расходы какие? Привезти образец с севера. А теперь его обратно увезти. Куда это все? Девать то теперь. А месяцы и годы на проектирование и изготовление? А согласование и беготня по инстанциям? А люди? Целый конструкторский коллектив! Фух, вспоминать и то больно. И что теперь будет с самим образцом? Все, как в фильме про авиатора. Стоять ему, похоже придется, века в проектной мастерской на доработке. Проще новый «сочинить».
И ведь такой путь проходит любое детище конструкторов. Создают и не просто, а за деньги. Сплошные риски. Тратят время и силы. А на выходе – дай Бог, чтоб до испытаний дело дошло. Все только на вере. Получится – не получится, это уж потом будет известно. Не факт…
Свидетельство о публикации №225112001862
