Мороженое
Маленький дед Балалаич, второклашка, возращался домой из школы. Пимы (валенки) были даже подшиты снизу дополнительной подошвой. Так теплее, а если оттепель - при влажном снеге не так быстро намокают. Пальто нараспашку. Не холодно, а даже чуть-чуть жарко. В портфеле - пара учебников, пара тетрадок и, главное, - книжка "Зелёный патруль". Не тонкая. Подарили за хорошую учёбу. Учительница Лилия Ивановна сказала, что книжка - для старших классов, но ты хорошо читаешь, легко её прочтешь. Домой, скорее, пообедать и читать.
А дома ждал обед. Но родители на работе и надо будет самому его сделать. Разогреть. Мама научила. Но это очень просто и процесс этот для пацана был интересный: открыть печную заслонку, если закрыта. Она высоко, но легко достать с табуретки. Открыть печную дверку, пошуровать сгоревшие угли кочергой, зола просеется через решётки в поддувало. Засунуть в печку смятую в комок газету. Если там вдруг видны красные искорки на не до конца остывших угольках, раздуть их, и бумага загорится. Если нет, то поджечь спичками. Потом бросить из ведра сухих сосновых шишек, они вспыхнут почти сразу ярким пламенем, на на них выложить дрова. Поленья для этого отец оставлял Балалаичу возле печки, ровно столько, сколько надо. На печке уже должны стоять три кастрюли. В холодных сенях возьмёт он брусок замороженного борща, кусок, отломанный от круга замороженного молока, бросит их в кастрюли. А в одну, с залитой ранее до половины водой, кинет, когда закипит вода, полтора десятка замороженных пельменей. Они хранятся там же, в холодных сенях, в большом мешке. Лепили их всей семьей по субботам вечером, а заморозить их зимой в этих краях проблемы нет. Холодильник не нужен. Двадцать минут - и обед готов. Пока готовится - можно полюбоваться через приоткрытую дверку топки, как танцует на дровах огонь. А в доме станет еще теплее после топки.
И вот он - дом, двор - территория, обнесенная жиденьким забором из жердей, в отличие от заборов соседей, соседи - здесь давно. А родители Балалаича - молодые специалисты, не обзавелись ещё хозяйством, не обжились.
А вот - деревянное крыльцо, на нём коврик из мешковины. Под ним ключ от висячего замка на двери. Прятать далеко - нет смысла, чужие здесь не ходят, да и на виду в деревне здесь все. А так ещё мальчишка потеряет ключ.
Взял ключ, зашёл на крыльцо. Мороз, ключ примерзает к пальцам, не хочет повернуться в замке. Балалаич чуть остыл, тепло от быстрой ходьбы уходит из под распахнутого пальто. Надо застегнуться, одеть варежки. И в варежках не удаётся провернуть ключ. Может детали в замке примерзли, пристали друг к другу? Надо отогреть их, как отогревают остывшие пальцы - подышать на них. И он дышал и дышал прямо в отверстие для ключа, пока от дыхания отверстие не затянуло белесым ледком, а на поверхности замка осел иней.
Ключ не поворачивался.
Глаза не мёрзнут - пришла в голову мысль. Но как ни прикладывался он закрытым глазом к замку, веко слегка прихватывалось к металлу, но ничего не помогало.
А ведь язык у нас всегда тёплый, даже мороженое во рту тает! И он приложил к замку язык. Когда оторвал язык от замка, на замке было маленькое пятнышко красного льда, а во рту железный привкус крови. Сплюнул в снег - на белом снегу красное пятнышко. Красное на белом...
Рёв был слышен на всю улицу. Услышала его за дощатым забором и соседка - бабушка Роза Карльовна. "О мальтшик, мальтшик ... " сказала она с акцентом (она была немка), забрала мальчика и отвела его к себе домой. Язык перестал болеть быстро, почти сразу. А у соседей было тепло, уютно и интересно играть с двумя внучками Розы Карльовны - Таней и Катей.
С тех пор родители его перестали закрывать замок на ключ, просто вешали замок - и всё. Если что-то было не так - всегда могли помочь соседи.
А соседи - пригласили однажды на день рождения Тани. И был сюрприз - мама Тани и Кати вместе с Розой Карловной на глазах у детей сделали мороженое! Это был настоящий фокус - в ведро со снегом поставили кастрюлю, влили туда сладкие сливки и взбивали венчиком. И на глазах белые сливки постепенно превратились в белый снег! Потом разложили по кусочку такого снега детям на тарелки и полили малиновым вареньем.
"Нет" - сказал Балалаич, вспомнив красное пятнышко на белом снегу: "нет, нет! Дети, кушать мороженое зимой нельзя! Можно только летом!".
Но дети кушали. И он попробовал. Да, мороженое вкусно и зимой! Но только в тёплой и уютной обстановке.
А ещё... А ещё - хорошо, когда рядом добрые и отзывчивые люди...
Свидетельство о публикации №225112000194
