Замок Гроппарелло, Эмилия-Романья, Италия
Колоритные замки поражают не только своим внешним обликом и архитектурными решениями, но и насколько удачно выбрано место постройки. Особо эффектные замки кажутся продолжением скальных пород, они господствуют над раскинувшейся внизу долиной и ни одна телега, ни один любопытный нос не пройдут мимо всевидящего ока дозора. И одним из числа особо эффектных является замок Гроппарелло.
Региону Эмилия-Романья сильно повезло иметь Гроппарелло в золотой коллекции замков герцогства Пармы. Корни замка теряются в 9-ом веке, когда король франков Карл Великий с барского плеча жалует местному епископу земельные угодья недалеко от Пьяченцы. В довесок к угодьям идут остатки римского каструма 2-го века до н.э. на скале над ущельем Веццено.
С 810 года сохранилась дарственная, где чёрным по пергаменту на латыни написано: «Замок и прилегающая территория...», что в переводе на итальянский звучит как Каньяно. Так, не мудрствуя лукаво, первоначально называлось дозорное укрепление, переросшее впоследствии в полноценный замок. Чем это название не угодило новым владельцам замка не известно, только с 19-го века замок стали называть, как и соседнюю деревню - Гроппарелло. Её основали ещё лангобарды, с названием особо не заморачивались: раз рядом скала, значит, так и назовём деревню - Гропп. Со временем к нему приросла приставка arelle (подставка, рама) или сarellо (тележка, корзина). Получилось то, что получилось.
Первая ассоциация, которая прилетает в голову, глядя на этот замок, - «Орлиное гнездо». Наверное потому, что только орлы строят свои гнёзда так высоко на труднодоступных обрывистых скалах. Строители замка руководствовались не прихотью поразить чьё-то воображение, а необходимостью контроля торгового и паломнического пути - Виа Франчиджена. С этого удачного места видно всё: кто идёт из Апулии, кто спешит в сторону Пьяченцы, а кто вообще задумал что-то недоброе.
Замок никак не тянул на епископскую резиденцию. У него были другие задачи: дозорные. Поэтому в его архитектуре было более чем сурово и утилитарно: башня-донжон, толстые надёжные стены, два подъёмных моста и крутые склоны, которые так неудобно штурмовать. И никаких изысков и богатых интерьеров.
Средневековье не знало скуки. В 13 веке в Италии сформировались 2 противоборствующие политические группировки: гвельфы (сторонники Папства) и гибеллины (сторонники императорской власти). 1216 год - отправная точка конфликта. Спустя пару десятилетий эта вражда переросла в настоящее военное противостояние до кровавых соплей. И замок Гроппарелло оказался между молотом и наковальней: в самом эпицентре разборок сторонников тиары и короны. Судя по зубцам на башнях его владельцы, семья Фульгозио из Пьяченцы, были фанатичными гвельфами. И не единожды им приходилось оборонятся в осаждённом гибеллинами замке.
В 1255 году очередная осада замка закончилась победой сторонников усиления императорской власти и над донжоном взвился флаг Сиенской республики - на тот момент оплота гибеллинов. Но недолго музыка играла. Флорентийцы - не тот народ, который утрётся и отступит. Замок вернулся законным владельцам. Уж они то постарались вернуть замку обороноспособность, не пожалели сил и средств. Спустя 5 лет гибеллины собрали отряд из 400 штыков и предприняли очередную попытку захватить замок, но их ожидало сокрушительное фиаско. Кто выжил в битве, тех казнили на площади Пьяченцы.
Замок мог бы претендовать на звание самого древнего замка герцогства Пармы, если бы не война гвельфов и и гибеллинов, которые его довели до полного уничтожения в 13-ом веке. И то, что дошло до наших дней - это результат реконструкции начала 14 века. И с того самого времени обновлённый замок пошёл по рукам в качестве наследства, приданого, залога и даже взятки. Новые владельцы рассматривали приобретение, как актив, не более. Никаких ремонтных и реставрационных работ за несколько столетий. Состояние замка было из категории обнять и плакать, а из внутреннего интерьера было чуть больше, чем ничего. Выстояв 2 столетия в постоянных осадах, замок разрушался в полнейшем забвении.
Чёрная полоса для замка закончилась только в 19-м веке, когда он стал собственностью графа Висконти Терци, потомка синьора Милана. Чего у клана Висконти не отнять, так это тягу к власти и возведению замков. Да, в который раз убеждаешься, что гены - не крокодилы.
Граф Висконти принялся буквально спасать многострадальный замок: нанял архитектора из Пьяченцы Камилло Гвидотти. Объём воосстановительных работ предстоял аховый. Но когда такие пустяки останавливали Висконти? Он не только вернул к жизни древние стены, но добавил в них неоготические мотивы.
Судьба-злодейка снова повернулась к замку задом. Грянула Вторая Мировая война. В фашистской Италии в горах орудовали партизанские отряды, за партизанами гонялись отряды СС-овцев. И в замке Гроппарелло последние устроили свой штаб с пыточными камерами.
И до этого момента о замке шла дурнаяя слава, а тут ещё добавились махровые нацисты с фашистами. После свержения Муссолини и окончания Второй Мировой войны было не до какого-то там замка на скале. Он снова был забыт и заброшен. Так было до 1994 года, пока семья Джибелли из Милана не увидела почти развалины и влюбилась в них, если так можно сказать. Замок был не только отреставрирован, здесь был организован музей и парк сказок. Здесь опять бурлит жизнь, устраиваются представления, рыцарские турниры и фестивали. И куда делась дурная слава? Она осталась в легендах. Но это уже в следующей части...
Свидетельство о публикации №225112000051
