По стопам Льва Толстого. Как стать счастливым?

   Посмотрите на то, как хочет жить неграмотный раб вволю:
прежде всего он хочет, чтобы его отпустили на волю;
он думает, что без этого он не может быть ни свободным, ни счастливым. Но как?
 Он говорит так:
если бы меня отпустили на волю, я сейчас же был бы вполне счастлив:
я не был бы принуждён угождать и прислуживаться моему несправедливому хозяину,
я мог бы говорить с кем угодно, как с равным себе,
я мог бы идти куда хочу, не спрашиваясь ни у кого, не подчиняясь никакому хозяину.
   А как только отпустят его на волю, он – сейчас  же разыскивает,
к кому бы подольститься, чтобы пообедать, хотя бы раз в день для удовольствия,
потому что хозяин его больше не кормит.
Для этого ради еды он готов идти на всякия мерзости, лишь бы поставили на довольствие.
   А лишь только он нашёл себе квартиру и продовольствие,
так он попал опять в рабство, более тяжёлое, чем прежде, где одно неудовольствие.
   Если такой безграмотный человек начнёт каким-то образом богатеть,
то он сейчас же захочет  завести себе какую-нибудь любовницу
или распутную, не любящую его женщину, с которой можно только страдать.
И вот он начинает от этого плакать и страдать.
    Когда ему приходится особенно трудно,
он вспоминает о прежнем своём безденежном рабстве и говорит:
А ведь мне не дурно было у моего доброго, справедливого хозяина!
Не я о себе заботился, а меня одевали, обували, кормили;
и когда я болен бывал, заботились обо мне.
Да и служба была не трудная. А теперь сколько бед!
  Был у меня один добрый хозяин, а теперь сколько их разных стало у меня!
Скольким людям должен я угождать, чтобы разбогатеть ради богатства для себя!
   Но неграмотный раб не образумится.
Он хочет любой ценой разбогатеть и для этого он терпит, живёт с невзгодами.
А когда получит то, чего хотел, то опять оказывается,
что он оплёл себя разными неприятными незнакомым раньше заботами.
Всё-таки он не берётся за разум.
Он думает: вот, если бы я стал великим полководцем, прославленным в веках,
все мои несчастия кончились бы:
меня стали бы носить на руках!
  И он отправляется в поход.
Он, безграмотный, необученный терпит всякие лишения,
страдает, как каторжный, и всё-таки просится в поход,
во второй и в третий раз - в опасный поход.
   Если он хочет избавиться от всех своих бед и несчастий,
пусть он опомнится, обучится всем премудростям жизни.
Пусть он узнает, в чём истинное благо жизни! -
Пусть он на каждом шагу своей жизни изучит законы
и поступает согласно законам правды и добра, начертанным в его душе с детства,
и он обретёт истинную свободу с самого рождения,
обучившись знаниям и умениям с самого детства,
но это если позволят ему заработанные его родителями средства.
Потому и недовольны рабы любыми хозяевами, которые все деньги от их труда
присваивают себе без особого труда, лишь бы власть была к богатым добра,
к безграмотным же  бедным  она так и будет несправедлива
и забирать все результаты их труда.
_____
15 іюня.
/Из афоризмов великих людей, записанных Л.Н. Толстым./
Посмотрите на то, какъ хочетъ жить рабъ. Прежде всего онъ хочетъ, чтобы его отпустили на волю. Онъ думаетъ, что безъ этого онъ не можетъ быть ни свободнымъ, ни счастливымъ. Онъ говоритъ такъ: если бы меня отпустили на волю, я сейчасъ ж е былъ бы вполне счастливъ: я не былъ бы принужденъ угождать и прислуживаться моему хозяину, я могъ бы говорить съ кемъ угодно, какъ съ равнымъ себе, я могъ бы итти куда хочу, не спрашиваясь ни у кого. А какъ только отпустятъ его на волю, онъ сейчасъ же разыскиваетъ, къ кому бы подольститься, чтобы пообедать, потому что хозяинъ его больше не кормитъ. Для этого онъ готовъ итти на всякія мерзости. А лишь только онъ нашелъ себ; квартиру и продовольствіе, такъ онъ попалъ опять въ рабство, более тяжелое, ч;мъ прежде. Если такой человекъ начнетъ богатеть, то онъ сейчасъ заводитъ себе любовницу, какую-нибудь распутную женщину. И вотъ онъ начинаетъ страдать и плакать. Когда ему приходится особенно трудно, онъ вспоминаетъ о прежнемъ своемъ рабстве и говоритъ: — А ведь мне не дурно было у моего хозяина! Не я о себе заботился, а меня одевали, обували, кормили; и когда я боленъ бывалъ, заботились обо мне. Да и служба была не трудная. А теперь сколько бедъ. Былъ у меня одинъ хозяинъ, а теперь сколько ихъ стало у меня! Сколькимъ людямъ долженъ я угождать, чтобы разбогатеть! Но рабъ не образумится. Онъ хочетъ разбогатеть и для этого онъ терпитъ всякія невзгоды. А когда получить то, чего хотелъ, то опять оказывается, что онъ оплелъ себя разными непріятными заботами. Все-таки онъ не берется за разумъ. Онъ думаетъ: вотъ, если бы я сталъ великимъ полководцемъ, все мои несчастія кончились бы: меня стали бы носить на рукахъ! И онъ отправляется въ походъ. Онъ терпитъ всякія лишенія, страдаетъ, какъ каторжный, и все-таки просится въ походъ во второй и въ третій разъ. Если онъ хочетъ избавиться отъ всехъ своихъ б;дъ и несчастій, пусть онъ опомнится. Пусть онъ узнаетъ, въ чемъ истинное благо жизни. Пусть онъ на каждомъ шагу своей жизни поступаетъ согласно законамъ правды и добра, начертаннымъ въ его душе, и онъ обрететъ истинную свободу. (Эпиктетъ).


Рецензии