Богучаны. К вопросу
(Красноярский край)
Памяти прабабушки моей –
Старовойтовой Натальи Ивановны,
жившей в Богучанах, и упокоенной на богучанской земле
посвящаю
Историко-публицистический очерк
СОДЕРЖАНИЕ
• Букучанская деревня
• деревня Овсяная шивера
• деревня Ивана Каверзы
• О топониме
• Благодарность
• Copyright
ПРОЛОГ
Основополагающее правило
Дата основания того или иного населенного места определяется по дате первого упоминания его в архивных документах, или в исторических источниках.
Работая над Родословной росписью ангарских старожилов Смолиных (будет опубликовано позднее), которые издавна жили на Ангаре, да и сейчас их потомки живут в Богучанах, возникла необходимость выяснить, когда же в действительности было основано село Богучаны.
Интернет пестрит по этому поводу всевозможной информацией, в основном перепечатками домыслов, вымыслов и небылиц. Документально подтверждённых фактов нигде не приводится. А слова… слова, как известно, это всего лишь ветер.
Приведу для примера только два издания.
• Авторитетное издание «Сибирская советская энциклопедия», т.1, 1929 года выдает дату – 1642 год, но не сообщает источника, откуда взяты сведения.
• Составители пресловутого статистического Справочника «Список населенных мест Сибирского края», т.2, изданного в том же 1929 году в Новосибирске основали Богучаны росчерком пера в 1630-м году, без какого-либо обоснования.
Подведём под этим этапом безоговорочной, я бы даже сказал религиозной веры в печатное слово и в многовековую народную память, хранящую "скаски" седых времён, жирную черту.
Пришло время суровой правды пожелтевших архивных свитков.
Я буду оперировать только документами РГАДА, имеющимися в моём распоряжении.
Начинаем!
Букучанская деревня
В подавляющем числе именно в таком варианте записывалась деревня в документах конца XVII - нач. XVIII веков. Этот вариант я и буду использовать в тексте, как основной.
Первое упоминание топонима Букучанская деревня я нашёл в документе 1695-го года. А более раннее упоминание есть в историческом источнике «Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)». Москва, 1967.
"Миновав много деревень по этой реке, прибыли мы 30 декабря [1692 года] в деревню Бугуча, где и провели сутки».
Становиться понятным, что Букучанская деревня в 1692 году уже стояла, и в документах её необходимо искать ранее 1692 года.
Но… ни в одном из многочисленных архивных дел периода 1642-1691 годов, в Переписных, Крестьянских, Окладных, Приходно-расходных, Таможенных, Крестоприводных книгах, датированных 1646, 1654, 1662, 1666, 1667, 1668, 1669, 1670, 1673, 1674, 1675, 1676, 1677, 1678, 1679, 1680, 1682, 1684, 1686, 1687, 1691 годами Букучанской деревни не нашлось.
Нет упоминания Богучан в пятитомном издании Академии наук СССР 1968 года - "История Сибири".
Не упоминают Богучаны Миллер Г.Ф., Александров В.А., Копылов А.Н. и другие гранды сибирской исторической науки.
Не зафиксировал такой деревни и Николай Спафарий в своих путевых дневниках 1675 года (слепой он что ли был? тут уместна театральная поза: недоумение на физиономии и приподнятые плечи).
Утомились от перечислений? Вот и я утомился искать Богучаны в документах, острог (!), якобы основанный в 1642 году. Исчез! Как сосновая хвоинка в глубине муравейника.
Фундаментальный вопрос!
ПОЧЕМУ?
Почему, за пол столетия (1692-1642=50, а это два человеческих поколения!) идущие верх и возвращающиеся по Тунгуске-Ангаре отряды казаков-первопроходцев, промышленные, гулящие, торговые, воеводские, приказные люди, путешественники и государевы посланцы и т.д. и т.д., не оставили ни одного письменного свидетельства о населённом месте с таким названием? Почему Енисейская приказная изба ни разу за всё время существования Енисейского уезда в сотнях своих отписках ни разу острог с таким наименованием не упомянула?
Для меня ответ становится очевидный - а не было!
Нечего было замечать и описывать.
Вот как описывает в своём дорожном дневнике Николай Спафарий отрезок реки по 15 вёрст ниже и 15 вёрст выше шиверы Овсяной. (Замечу, что у Спафария левая и правая сторона реки определялась по отношения движения снизу вверх, что не соответствует современному порядку определения левого и правого берега реки.)
«Июля в 26-й день.
Посередь реки Тунгуски остров, от острова 11 верст, а выше того острова полверсты остров же.
На левой стороне шивера Овсяная, от острова 3 версты, и в том месте быстреть великая, и подымались на двух бечевах.
На правой стороне шивера великая и зело быстрая. А против той шиверы на другой стороне место быстрое ж. И те быстрые места перебежали парусом; от шиверы Овсяной 4 версты.
Посередь реки Тунгуски остров, от шиверы 8 верст. А выше того острова версты с 3 на правой стороне остров же великой. А против того острова остров же небольшой».
Спафарий, Николай Гаврилович (1636-1708).
"Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г.", Санкт-Петербург, 1882.
Ни слова, ни намёка о каких либо признаках человеческого присутствия или жилья на берегах реки в этом месте!
Для меня свидетельство очевидца во сто крат весомее ничем не подтверждённых и прямо скажу в большинстве своём художественных рассказов краеведов XX века, которые просто чистосердечно выдавали желаемое за действительное.
А раз так, займёмся поиском деревни в документах периода 1675-1695 годов. Вернёмся уже к упомянутому мной выше документу 1695 года, и посмотрим, что же там интересного такого написано.
Документы РГАДА везде цитируются дословно, с сохранением орфографии, но с пропуском <…> текста, не имеющего к теме отношения.
В [квадратных скобках] примечания мои.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1089 [т.н. Крестьянская книга]
(л.100)
Книга <…> Енисейского уезда пашенным крстьяном СГ го году [203/1695] кто сколько <…> пашет великих гсдрей десятинной пашни
<…>
(лл.115об.-116об.)
«на Овсяной шивере* пашенные крестьяне
[1] Тимошка Скурихин
[2] Васка Иванов з братьями [Каверзины]
[3] Евдокимко Фадеев [Смолин]
[4] Ивашко Елисеев [Мутовин]
[5] Власко Федоров з братом Юшком [Влас и Юрий Мутовины]
[6] Федка Зиновьев [Воробьев]
[и]
Усть Кемской дрвни с крестьянина Мишки Почекутова <…> снято и положено той пашни на женатого бобыля на
[7] Васку Бурмакина пол чети десятины с полполчетью
и велено ему Васке ту пашню пахать в Букучанской дрвне
и всего на Овсяной шивере пашенных крстьян семь члвк».
________________
*) Овсяная шивера и шивера Овсяная - в чём различие.
Богучанцам объяснять нет необходимости, а для сторонних читателей во избежание недопонимания пояснение требуется.
шивера "Овсяная"
- шивера - перекат, речной порог, мелководье с каменистым дном.
- шивера Овсяная на Ангаре (Тунгуске) в 2-3 километрах выше от Богучанского села и протяженностью 4 км. Сведения взяты из Лоцманской карты по состоянию на 1984 год.
"Овсяная шивера" - деревня на Тунгуске (Ангаре), у шиверы Овсяной.
О правописании для особо придирчивых.
По современным нормам населенное место с названием из двух слов полагается писать с большой буквы оба слова. Но в XVII – XVIII веках ещё не были «изобретены» заглавные буквы. Я же принял для себя волевое срединное решение: в текстах о старожильческих деревнях писать только одно слово с заглавной буквы – деревня Казачий луг, а не Казачий Луг, деревня Марково городище, деревня Овсяная шивера.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1089 л.116об.
Пред вашими глазами самое раннее упоминание в документах
топонима Букучанская.
Первое впечатление: у шиверы Овсяной стоят две деревни – д. Овсяная шивера и д. Букучанская. А Ваське Бурмакину велено переселиться из одной в другую, рядом стоящую.
При этом в этой же Крестьянской книге 1695 года отсутствует Букучанская деревня с перечислением в ней списка крестьян и их пашенных наделов.
Странно! Необъяснимо!
Выясняю, где записан был Васька Бурмакин после 1695 года.
В Крестьянской книге 1698 года он, Васька, по-прежнему записан в Овсяной шивере.
А что так? Уездная власть передумала и оставила Ваську в родимой избушке в прежней деревушке?
Василий Бурмакин продолжал жить в д. Овсяная шивера судя по данным крестьянских книг 1702 и 1706 годов. А потом где угодно, только не в Букучанской. В 1712 он уже в Чадобской деревне, а в 1719-м в Усть-Кодинской. Вот мотало мужика по лесам и весям. Но в нашем поиске он оказался не товарищем, а путаником и ничем нам не помог.
А первое впечатление оказалось обманчивым. Как в шахматной игре, где ход бросающийся в глаза, как правило, не удачный.
Появляется другое предположение.
А если… деревни Овсяная шивера и Букучанская не разные, а одна и та же, имеющая два наименования? В то время, да и в следующим XVIII столетии деревень с двумя названиями было не мало, и фигурировали они в разных документах в одно и то же время равноценно. В этом не было ничего необычного.
Вот только несколько примеров из моих работ: д.Озёрная/д.Устьянская, д.Алацкая/д.Ношинская, д.Анциферов луг/Луговская д. Замечу, что и у людей бывало по два фамильных прозвания, и оба они, прозвания эти, фигурировали в официальной документации равноценно. Характерный пример Колпаков и он же Проспихин из Проспихиной деревни. Всё это вносит не малую путаницу в умы исследователей.
Проверим эту пока ещё версию. Поищем упоминание кого-нибудь из жителей Овсяной шиверы 1695 года одновременно и в Овсяной шивере, и в Букучанской.
Вот же, Василия Ивановича Каверзина и поищем.
Есть! Есть подтверждение версии о двойном названии.
Василий Каверзин записан в Крестьянской книге 1702 года, как житель Овсяной шиверы (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1357 л.154), а того же года в Приходно-расходной книге, как житель Букучанской деревни (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1357 л.247).
Спустя десять лет в 1712 году всё точь-в-точь. В Крестьянской книге в Овсяной шивере (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1562 л.38об.), в Приходно-расходной в Букучанской (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1573 л.30об.). Скептикам сразу скажу, ни ранее 1695 года, ни в период 1695-1719 годов на Тунгуске не упоминаются другие Каверзины по имени Василий.
И мое предположение переходит в полную уверенность.
Деревня Овсяная шивера, она же и Букучанская дервня.
Теперь появляется и понимание причины отсутствия топонима «Букучанская» в ранних документах. Да потому, что это второе название, Букучанская деревня, появилось позже собственно деревни, и закрепилось, как основное и единственное только в 1719 году, в 1-й подушной переписи.
Овсяная шивера
Название «Овсяная шивера», как населённое место, встречается в документах РГАДА периода 1686-1712 годов.
Проследим, кто же жил в этой деревне, и начнем с позднего года – 1719-го, погружаясь в прошлое.
Возьму только две фамилии, чтобы не утяжелять текст.
1719. 1-я подушная перепись (т.н. 1-я Ревизия)
«Букучанской дрвни з дворами <…>
(лл.474-474об.)
Василей Иванов сын Каверзин <…>
Илья Иванов сын Каверзин <…>
Осип Евдокимов сын Смолиных».
1712. Крестьянская книга
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1562
«Овсяной шиверы пашенные крстьяне<…>
(лл.38об.-39)
Василей Иванов сын Каверзин<…>
Илья Каверзин<…>
Евдоким Фадеев сын Смолиных».
1702. Крестьянская книга
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1357
на Овсяной шивере
(л.154об.)
Василей Иванов сын Каверзин
Евдоким Фадеев сын Смолин
1698. Крестьянская книга
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1229
на Овсяной шивере
(л.123)
Васка Иванов з братьями
Евдокимко Фадеев
1695. Крестьянская книга
на Овсяной шивере
(л.116)
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1089
Васка Иванов з братьями
Евдокимко Фадеев
1686. Крестьянская книга
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.842 лл.38-77
на Овсяной шивере
Васка Иванов з братьями
Евдокимко Фадеев
Думаю, ни у кого не возникло сомнения, что на протяжении 1686-1719 годов во всех этих выписках представлены жители ОДНОЙ деревни, с разными названиями.
• семья Каверзина Василия Ивановича с братьями,
• семья Смолина Евдокима Фадеевича.
деревня Ивана Каверзы
Переходим к следующему этапу поиска.
Обратимся к архивному столбцу (свиток со склеенными листами в рулон, в отличие от книги)
РГАДА Ф.214 Оп.3 Столбец 913
(лл.159-160)
"Гсдрем црем и великим кнзем Иоанну Алексеевичю и Петру Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя Росиї самодержем
холопи ваши Костка Шербатой* с товарыщы челом бьют <…>
в ннешнем во РЧВм году [1684] ведомо нам холопем вашим учинилось что вь Енисейском уезде вверх по Тунгуске реке и на иных реках и на малых речках на Каменке на Иркинееве и на Пинчюге на двух речках Кежмах к Ылимскому уезду поселяны у ясачных людей в угодьях в розных местех живут енисейские пашенные крстьяне Васка да Ивашко Безруково Васка Панов Демка Привалихин с товарыщы <…>
и от тех де гсдри пашенных крстьян <…> в ясачном зборе недобор болшой и поруха и ясачным людем скудость и от лесных их пожегов соболь и всякой зверь бежит в далние места
и мы холопи ваши велели енисейским ясачным зборщиком пятидесятнику казачью Афонасью Кореневу с товарыщы про ту про всю ведомость о тех пашенных крстьянех сыскать <…>
да мы холопи ваши приказали ему Афонасью в тех новоселидебных заимках переписать дворы пашенных крстьян и учинить чертеж на которой реке которая дрвня и сколко дворов в которой дрвне поселилось
и в ннешнем гсдри во РЧВ м году генваря вь Е де [05.01.1684] Афонасей Коренев из ясачных волостей в Енисейск приехал и подал нам холопем вашим против** наказной памяти*** сыск за их иноземными знамены**** и за своею рукою …"
________________
*) Князь Константин Осипович Щербатов — русский военный и государственный деятель, окольничий, наместник и ближний боярин,
в 1683-1685 годах воевода Енисейского уезда.
Без связи с темой хочу обратить внимание на очень любопытный момент, как отображается субординация в документе. Князь себя называет холопом, и свое имя пишет уменьшительной формой, в вот своего подчиненного, казачьего пятидесятника Коренева уважительно именует полной формой.
**) Против - слово тогда означало - в соответствие.
***) Наказная память - письменное поручение, наказ.
****) Знамена - тамга, родовой знак у тунгусов, своего рода печать.
Резюмирую своими словами.
Пишет в Москву, царям-соправителям Ивану V и Петру I енисейский воевода, о том, что вверенном ему уезде выявились непорядки, притеснения и злоупотребления в отношении ясачных людей, тунгусов от пашенных крестьян, поселившихся на Тунгуске (Ангаре).
О том, что по его поручению был составлен Чертеж реки Тунгуски с новоселидебными (от «селидьба», т.е. новоселие) заимками, и произведён сыск (расследование) казачьим пятидесятником Афанасием Кореневым, который вернулся в Енисейск 5 января 1684 года, следовательно, составление Чертежа и сыск производились в 1683 году.
Далее переходим к собственно Чертежу фрагмента реки Тунгуски.
РГАДА Ф.214 Оп.3 Ст.913 склейка листов 643-644).
Выписки с него только важной для настоящего исследования информации.
«дрвня Иркинеева а в ней В [2] двора
от дрвни Иркинеевы до дрвни Пинчюги З [7] верст
дрвня Пинчюга а в ней В [2] двора
от дрвни Пинчюги до дрвни Ивашка Каверзы К [20] верст
два двора новопашенных Ивашка Каверзы с товарищем Евдокимком».
Читатели наверно уже догадались, что Иван Каверза, это отец Василия Ивановича Каверзина из Крестьянской книги 1686 года.
Нам необходимо исходя, из указанных расстояний, определить месторасположение деревни Ивана Каверзы.
Имеем расстояние от деревни Пинчуги до деревни Ив. Каверзы К [20] верст.
Наверное, найдутся люди и возразят мне, на Чертеже не буква «К», а буква «И», то есть 8 верст.
Я имею собственное изображение Чертежа, снимок с архивного микрофильма.
Сравним его, точнее текст на нём с этим же Чертежом, представленном в книге Царев В.В. "Особенности формирования сети Русских селений Нижнего Приангарья в XVII–XIX веках", на которую могут ссылаться пытливые читатели.
При сравнении явственно видно, что книжный вариант (тот, что ниже, чёрной тушью) при подготовке к печати подвергся ретушированию. В результате ретуширования весьма смутная и расплывчатая буква, указывающая на количество верст, в книжном варианте стала читается, как «И» (8 верст).
Но в оригинале при большом увеличении видно, это не «И», а «К» (20 верст).
Смотрите и судите сами.
Дополнение
А теперь, решим совсем не сложную арифметическую задачку.
От Иркинеевой до Пинчуги ~15 км, а это в XVII веке соответствовало 7 межевым верстам, а от Пинчуги до деревни Ив. Каверзы 20 («К») межевых верст, что соответствует ~42,5 км.
Отмериваем найденное расстояние по руслу реки, и попадаем... на шиверу Овсяную!
Это несколько выше современного положения села, но по тем временам такая погрешность не является критической.
Таким образом можно сказать - деревня Ивана Каверзина на этом Чертеже стоит у шиверы Овсяной.
Отсюда тождественно:
дер. Ивана Каверзы ; дер. Овсяная шивера ; Букучанская дер.
А кто такой Евдокимко, товарищ Ивашки?
И в этом случае всё становится очевидным – Смолин Евдоким Фадеевич.
Через два года в Крестьянской книге 1686 года уже появляется официальное название у деревни Ивана Каверзина - Овсяная шивера. Очевидно, образовавшееся по природной примете «у Овсяной шиверы». И живет в ней сын основателя Ивашки Каверзы – Василий Иванович с братьями, одного из которых звать Илья, и с ними товарищ отца их, возможно и сооснователь деревни Евдоким Фадеевич (Смолин).
К слову сказать, что в том же, 1686 году в Овсяную шиверу подселяется третий хозяин, крестьянин с выпашных земель на Рыбной речке - Ивашко Елисеев (Мутовин).
Возможно Иван Каверзин с товарищем своим, Евдокимом (Смолиным) несколькими годами ранее переселились в "новоселидебную" замку по той же причине - оскудение земель по своему прежнему месту жительства, на Рыбной.
А вскоре появится и другая природная примета для места, а может она и раньше была, да только в устной речи «деревня у Овсяной шиверы на холмах, на Букучанах». Так могли упоминать деревню в разговорах, и никакие болота с ручьями в качестве заметного ориентира здесь не котируются!
А спустя ещё пару десятилетий второе название вытеснит из обихода, и из канцелярских документов первое название - Овсяная шивера.
Я совсем не филолог, но таковы мои филологически-этимологические изыски.
Основал свою деревню, ныне это село Богучаны Иван Пахомович Каверзин. Иван Пахомович в Переписной книге 1680 года записан по Рыбинскому острогу с сыновьями Василием, Ильёй и Семёном (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.619 л.527об.), ещё без фамильного прозвания. Но уже в 1682 году, в Крестоприводной книге его сын Василий записан, как Каверзин (РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.817 л.85).
Был ли сооснователем деревни Евдоким Фадеевич, вопрос остаётся открытым.
И теперь, в строгом соответствии с Принципом определения даты основания, записанным в начале очерка, по первому упоминанию в документах
деревня Ивана Каверзы,
она же деревня Овсяная шивера,
она же деревня Букучанская (на Букучанах),
что ныне село Богучаны
основана
Иваном Пахомовичем Каверзиным
в 1684 году
О топониме
(серьезно, но с долей юмора)
Русско-эвенкийский словарь Болдырева Б.В.,
Новосибирск, 1994, стр. 465.
Существуют и альтернативные версии:
• на берегу озера
• река, протекающая среди сопок
• болотистое место
А ещё на Байкале есть остров Богучан, и бухта с таким же названием.
Я обращусь вновь к документам РГАДА.
В уже упомянутой выше 1702 года Приходно-расходной книге Енисейского уезда смотрим:
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1357 л.247
"на Букучанах
с мелницы пашенного крестьянина Васки
Каверзина пять алтын"
Во множественном числе!!!
И это не случайность, не описка, и не ни дурь писарчуковая.
Писец знал значение слова «Букучаны» и записал правильно, во множественном числе!
Но пусть богучанцы сами решат своим здравомыслием и народным волеизъявлением, где им хочется, где им видится их село:
• на холмАХ
• на островАХ (на островах Каверзина, Юшкова?)
• на берегАХ озера (на озёрнЫХ берегАХ)
• на ручьяАХ среди сопок (прям сибирская Венеция!)
• на поганых болотАХ (чьи-то тени встают…)
Как по мне, то результаты голосования очевидны.
ЭПИЛОГ
Конечно же, нет сомнения, на берег Тунгуски у шиверы Овсяной с приметными холмами и до 1684 года не раз высаживались путники. Глупо с этим спорить. Казаки ль то были, промысловики, или странники, выкурив украдкой трубку*, посидев на валёжине и выбив из трубки пепел, продолжали свой нелёгкий путь.
Но отдых на валёжине и даже ночлег не даёт основания считать её, валёжину, населённым местом.
Устраивать по этому поводу, вокруг этой кучки пепла пляски с бубнами через четыреста лет? Чтить и гордиться историей, сотканной из мифов, сочинённых в XX веке?
Впрочем, у нас свободная страна и никому не возбраняется петь, танцевать по любому поводу.
За сим откланиваюсь,
с уважением, Николай Трощенко,
путник проходящий
мимо шиверы Овсяной,
на холмах увидевший, путеводную звезду…
________________
*) В XVII веке на Руси табакокурение было под строжайшим запретом (из-за боязни пожаров), но в данном случае у меня эпизод с трубкой использован в качестве метафоры. А по факту, несмотря на запрет и наказание, табак всё равно курили. Никакие запреты ещё никого и никогда не останавливали от соблазна. Вот из документа XVII века любопытная фраза: «... а в той де избе пил табак ис бумашки енисейской служилой члвк Ондрюшка Козлов».
Вот ведь чудеса! Оказывается, табак пили, а вино курили!
О! Русь загадочная! И Русь любимая!
И нет страны прекрасней Родины моей!
Дополнение
Как позже выяснилось, благодаря камраду OVT, снимок Чертежа действительно был ретуширован с помощью фотошопа в РГАДА.
Информация с сайта РГАДА:
«Снято сотрудником: Голубинский А.А.
Наименование оборудования: Canon EOS 5D Mark II <…>
Обработка изображения: Да, Photoshop Merge Layers, Aberration corr., Vignetting corr.».
http://rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=963
Мой визуальный вывод по снимку с микрофильма не является научным, и тем самым не является окончательно доказанным фактом.
У сомневающихся, которые, уверен найдутся, в том, какая всё же буква "К" или "И" начертана в документе, есть возможность заказать в РГАДА экспертизу подлинника.
Моя же уверенность основывается не только на визуальном аспекте, но и на всей совокупности представленных в очерке документов.
Надеюсь, что мой очерк станет побуждающим фактором к более детальному и глубокому изучению истории села Богучаны.
Не сомневаюсь, время расставит всё по своим местам.
БЛАГОДАРНОСТЬ
За содействие и предоставление архивных материалов по теме:
• Родичеву С.Н., Москва,
• Олегу Т. (OVT), Москва.
Свидетельство о публикации №225112000639