Маргенализация коммунистической идеи

Ортодоксальные коммунисты, готовые за отстаивание прав пролетариата разорвать рубаху на груди и наброситься с кулаками на работодателей, всеми возможными способами нещадно эксплуатирующих рабочий люд ради своих сверхприбылей, в последнее время как-то приутихли. И причина такой их умиротворённости достаточно экзотичная – рабочий класс куда-то исчез, как бы растворился в жизненном пространстве подобно пустынному миражу. И сколько ни пытаются принципиальные «вожди пролетариата» отыскать наличие этого самого пролетариата, по теории научного коммунизма являющегося неподкупным вершителем истории и могильщиком буржуазии, отыскать его присутствие в современных производственных отношениях истовым коммунистам так и не удаётся. И это тем более трагично, что без пролетариата, этой по Марксу движущей силы общественного прогресса, теория построения коммунизма рассыпается как дворец из песка на пляже, остатки которого затем безвозвратно смываются морскими волнами из реалий бытия жизни.

В результате мощнейшей поступи научно-технического прогресса классический пролетариат, в прежние времена выполнявший тяжёлую физическую работу на производстве в составе некоего трудового коллектива, сегодня устранён за ненадобностью, поскольку случилась комплексная механизация и автоматизация тех технологических операций, на которых ранее процветал пролетариат. Вместо рабочих бригад теперь функционируют операторы производственных процессов, выполняющие свои должностные обязанности в индивидуальном режиме без какого либо намёка на коллективный труд, который в старые времена позволял рабочим объединяться в борьбе за свои права. Ныне коллективность превратилась в негативный фактор, ставшим опасным для безаварийного функционирования автоматизированного производства, ибо любое отвлечение внимания оператора в рамках коллективной солидарности с другими работниками по отстаиванию актуальных требований рабочих перед работодателями  нарушает нормальное течение производственного процесса, что грозит возникновением различных технологических сбоев, ответственность за которые и компенсация материального ущерба администрация, естественно, возложит на митингующего оператора. Короче говоря, современное производство – это сложный роботизированный и автоматизированный технологический комплекс с минимальным участием человека, должностные обязанности которого обычно состоят в индивидуальном контроле с помощью соответствующих автоматических устройств за проистеканием технологических операций с целью предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

В этом плане весьма печальное впечатление производят политические партии коммунистической направленности, теоретическая база которых основана догмате на производственной деятельности пролетариата и его преимущественного воздействия на общественную жизнь страны. Другими словами, все эти партии на сегодня остались без своей марксистко-ленинской теоретической обоснованности. Они ещё пытаются удержаться на плаву, сосредоточившись исключительно на социальной сфере жизнедеятельности общества с постоянным причитанием о неизбежности построения коммунизма. Правда, по поводу того, как и кому теперь строить вожделенный коммунизм, партийные идеологи не могут сказать ничего определённого, ибо сами не понимают как выходить из коллизии «испарения» из современной жизни государства рабочего класса.

Кроме того, повсеместно наблюдается довольно анекдотичная ситуация, когда неолибералы, в руках которых ныне находится государственная власть, активно пытаются переубедить коммунистов в том, что коммунистическая идея необратимо уступила своё историческое место либеральной идее. А посему, в реалии коммунистам, хотят они того или нет, придётся переиначивать свои коммунистические воззрения на либеральные. В противном случае им грозит участь оказаться в рядах неприкасаемых  маргиналов. И надо сказать, что многие коммунисты в настоящее время и сами приходят к такому убеждению. Коммунистам теперь необходима новая теория, но, к сожалению, нового Маркса не видно даже на горизонте.


17.07.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии