Современники в прошлом и в будущем
Родился Ефимыч в 1941 году, в Севастополе, за месяц до великой войны и, конечно, этого события он не помнит. Ему рассказала мама, что бомбить их начали на рассвете, и было ясно, что началась война, но вот никто еще не понимал, с кем. Только через несколько часов после бомбежки по радио выступил Молотов и объяснил, что на нас напала Германия. Но в памяти у Ефимыча остались только пленные немцы, когда они разбирали развалины дома, который перед тем сами же и разбомбили. Ефимыч с приятелями обстреливали их из рогаток, с другой стороны дороги, а немцы в ответ, как бы стреляли в них из пальца и кричали «пух. пух». Взрослые пацанов не одобряли, нечего, мол, шустрить, всё уже в прошлом.
Родители Ефимыча обитали тогда в коммуналке, и в соседней комнате доживала свой век ветхая бабушка. Она не особенно охотно делилась воспоминаниями, но иногда жаловалась на жизнь, и тогда удавалось узнать много интересного. Обычно её рассказы были не похожи на то, что можно было услышать по радио и то, что Ефимыч потом узнавал в школе. С горечью, вздыхая, а иногда и сквозь слёзы, вспоминала она, как им отменили когда-то крепостное право, как им сразу же поломали жизнь, и они вмиг осиротели. Раньше с любой проблемой можно было прийти к барину, а тут, если что, решайте всё сами, и теперь споры с соседями иногда приводили к потасовкам. Многие мужики запили, да ещё без хозяйского глаза земля перестала рожать, и семьи затянули пояса. А многие уехали в город, на чужбину. Не иначе, как вредители подговорили тогда царя-батюшку.
Послушаешь старушку, и как будто бы сам побывал в минувшем. А ведь прямо сейчас, в данный момент, время почти стоит на месте. Вот пробежала минута или две, а у нас опять сейчас. Зато на больших интервалах время скачет. Например, Сталин для нынешних людей уже представитель прошлого поколения, но Ефимыч хорошо помнит, как они всем классом горевали после сообщения о смерти вождя, и как учительница их успокаивала, что следующий вождь наверняка, будет даже ещё лучше. А вот, когда в мире уже не останется никого, кто мог бы поделиться впечатлениями о прошедшем, это уже седая старина. По этому критерию, Лев Толстой жил в глубокой древности, а вот Толстой и Пушкин были современниками, потому что когда Пушкин погиб, Толстой был в том же возрасте, что и Ефимыч в момент смерти Сталина.
Прошлое оказывается близким и вполне достижимым, если правильно подобрать очевидцев. Например, Бернард Шоу жил ещё на памяти у Ефимыча, а сам Шоу был современником пожилого Сергея Трубецкого, вождя декабристов. Так что Трубецкой вполне мог бы поведать Шоу свои впечатления о нравах при царствовании Екатерины Великой. Трудно представить, но наш современник имел возможность получить эту информацию из первых уст. А ведь тогда шёл ХУlll век.
Восприятие времени иногда меняется прямо на глазах. Многие помнят, что не так давно, когда хотели подчеркнуть, что кто-то или что-то отстает от прогресса, напоминали, что сейчас ХХ век на дворе! Мол, нельзя в ХХ веке быть таким закостенелым. А сейчас по земле уже ходят люди, которые будут жить в ХХll веке. Жаль только, что не могут они сейчас рассказать никаких подробностей о жизни в своём светлом будущем.
Свидетельство о публикации №225112000689
Виктор По 20.11.2025 11:08 Заявить о нарушении