Таланту Майи Плисецкой!
Талантливейшая!
Неповторимая!
Всеми ценителями балета -
Любимая!
Очаровывающая,
Дарящее волшебство изумительнейших движений!
О, прима белерина, Влекущая чувства в мир восхищений!
_______
Легендарной балерине Майе Плисецкой 20 ноября 2025 года исполнилось бы 100 лет. Имя прима-балерины навсегда вписано в историю мирового балета. Плисецкая прожила яркую жизнь: почти шесть десятилетий она блистала на сцене, вызывая восхищение миллионов поклонников.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье, где любовь к искусству витала в воздухе. Ее отец Михаил Плисецкий был советским дипломатом, а мать Рахиль Мессерер-Плисецкая — актрисой немого кино. Маленькая Майя росла в окружении талантов: тетя Суламифь и дядя Асаф Мессереры были известными танцовщиками Большого театра.
Детство балерины омрачила трагедия: в 1937 году ее отец был репрессирован, и спустя несколько месяцев расстрелян по ложному обвинению. Беременную мать арестовали и отправили в Акмолинский лагерь жен изменников Родины — печально известный А.Л.Ж.И.Р.
Семилетняя Майя как дочь врага народа могла оказаться в детдоме, но её спасла тетя: прима-балерина Суламифь Мессерер удочерила племянницу. Именно она привела Майю в мир балета, отвела на первый спектакль и добилась для талантливой девочки права поступить в хореографическое училище, несмотря на слишком юный возраст.
В 1942 году в эвакуации в Свердловске Майя впервые исполнила номер «Умирающий лебедь» — в будущем она выступит с ним сотни раз на разных сценах.
«Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги.» //Майя Плисецкая советская и российская балерина, балетмейстер //
В 1943 году, окончив Московское хореографическое училище, 18-летняя Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра.
Майя поражала зрителей высоким прыжком, стараясь зависнуть в воздухе на долю секунды дольше, и срывала аплодисменты.
«Жизнь бывает несправедлива к таланту. Но поэт, композитор, художник пробьются через века. Если у них термоядерный заряд, конечно.» //Майя Плисецкая советская и российская балерина, балетмейстер //
В 34 года Майя Плисецкая стала Народной артисткой СССР.
После ухода легендарной Галины Улановой она фактически возглавила балетную труппу как прима, блистая в классических постановках: танцевала Китри в «Дон Кихоте», принцессу Аврору в «Спящей красавице», Одетту-Одилию в «Лебедином озере» и многие другие партии. В конце 1950-х после личного обращения к Никите Хрущеву Майе разрешили выехать за границу.
Стоило ей оказаться на зарубежной сцене, как о Плисецкой заговорил весь мир. Её триумфальные выступления в Париже, Лондоне, Нью-Йорке стали сенсацией: иностранная пресса называла Майю Плисецкую величайшей балериной своего времени.
Пик творческой карьеры Плисецкой пришелся на 1960–1970-е годы. Она постоянно искала новые образы и не боялась экспериментов. Специально для нее были поставлены авторские балеты, которые вошли в историю: например, «Кармен-сюита» — дерзкая модерновая постановка на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен». Музыку для этого одноактного балета аранжировал муж Плисецкой Родион Щедрин.
« В искусстве не важно «что». Самое важное — «как». Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало — тогда это настоящее, иначе никак. //Майя Плисецкая советская и российская балерина, балетмейстер //
Майя танцевала не только на родной сцене Большого театра, но и во многих странах. Она блистала в партиях, поставленных западными хореографами: сотрудничала с французским гением Морисом Бежаром (он посвятил ей балет Ave Maya на ее 70-летие), исполняла современный танец и даже фламенко.
Плисецкая доказала, что век балерины может быть долгим — она не сходила со сцены до конца 1980-х. Тогда ей было 55 лет.
В 1990 году руководство Большого театра официально отправило 65-летнюю приму на пенсию, но она не перестала танцевать. Плисецкая продолжала выступать на гала-концертах, ставила собственные балетные номера и даже возглавляла балетные труппы за рубежом — в частности, была художественным руководителем Римского театра оперы и балета и сотрудничала с Национальным балетом Испании.
На сцене Майя Плисецкая провела почти 60 лет — редчайший случай для балерины.
«Я в своей жизни получила очень много цветов. Вот стоит красивая большая ваза цветов, штук 50. Я всем одинаково меняю воду, подрезаю кончики. Но одна роза завянет сразу. Другие начинают увядать чуть позже. И вдруг из всех роз одна вот так торчит. И больше чем неделю не вянет. Знаете, на людей это правило тоже распространяется.» //Майя Плисецкая советская и российская балерина, балетмейстер //
« Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в другом измерении.» //Майя Плисецкая советская и российская балерина, балетмейстер //
Майя Плисецкая до последних лет оставалась активной и жизнерадостной, поэтому ее уход из жизни стал для многих неожиданностью. Балерина скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни. Причиной смерти стал обширный сердечный приступ — инфаркт миокарда.
Майя Михайловна завещала не устраивать пышных прощаний: тело балерины было кремировано, а прах оставлен до кончины ее супруга. Плисецкая желала, чтобы после смерти Родиона Щедрина их прах соединили и вместе развеяли над Россией — над той страной, которой она посвятила всю свою жизнь и творчество.
Родион Константинович пережил супругу на десять лет и скончался в 2025 году, как раз незадолго до столетия балерины. Теперь их последняя воля исполнена — две великие творческие души вновь воссоединились.
Майя Плисецкая оставила после себя поистине неоценимое наследие в мире искусства. Не случайно ее называли «первой леди танца» — современники видели в ней эталон балерины и символ целой эпохи. Почти 60 лет на сцене и десятки безупречно исполненных партий сделали Плисецкую легендой при жизни. Даже спустя годы после ее ухода новые поколения танцовщиков продолжают равняться на ее технику, артистизм и смелость.
«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь... Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба.» //Майя Плисецкая советская и российская балерина, балетмейстер //
Майю Михайловну Плисецкую называли жемчужиной мирового балета: её имя сияет ярко и будет сиять еще многие годы, напоминая нам о том, каким прекрасным может быть танец.
Свидетельство о публикации №225112000783
