Народные ремесла казаков. Носки и чулки
«Митька сел на снег, с усилием стянул с ноги сапог. Пошел, припадая на разутую ногу. На хрушком снегу дороги ясно печатался след вязанного крючком толстого чулка» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.; ч.2; гл.Х);
«Мишка, в ватной куртке, в чириках, с заправленными в белые чулки шароварами, шел, сдвинув на затылок фуражку, дыша наспиртованным морозом воздухом, запахом пресной сырости от воды» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.2; ч.5; гл.XXII);
«Мирон Григорьевич, одетый, как на смерть, во все новое, в дубленый полушубок, в чирики и чистые белые чулки на вбор, - сидел с краю, рядом с дедом Богатыревым и Матвеем Кашулиным» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.3; ч.6; гл.XXII).
Крючковые чулки были толстыми, теплыми, хотя и колючими. Они вязались без пятки, и если протирались в одном месте, можно было повернуть их другой стороной.
У верховых донских казаков в конце XIX - начале XX веков была мода носить белые крючковые носки на вбор: шаровары вбирались в чулки, затем надевались кожаные чирики (тапки на небольшом широком плоском каблуке).
Теперь казачки-мастерицы крючковые чулки уже не вяжут и лишь единицы помнят технологию вязания, переданную мамами и бабушками. Такой хранительницей традиций казачьего женского рукоделия является Анастасия Андреевна Воробьёва, 1936 года рождения, уроженка хутора Еринского, проживающая теперь в станице Вёшенской. Анастасия Андреевна училась прясть и вязать у своих тети и бабушки. В детстве вязала носки, варежки, перчатки, позже освоила вязание ажурных шарфов, пуховых платков".
Материал с сайта
Свидетельство о публикации №225112000916