На севере диком иллюстрация Шишкина
Идея выпуска произведений Лермонтова с рисунками виднейших русских художников конца XIX века увлекла Шишкина. Он выполнил два рисунка, выбрав стихотворения «Родина» и «Сосна», которое начинается со слов «На севере диком…».
Заказчиком был петербургский издатель Пётр Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства Ивана Кушнарёва. В подготовке богато иллюстрированного издания приняли участие Михаил Врубель, Валентин Серова, Виктор Васнецов, Василий Поленов. То есть сначала появилась иллюстрация к произведению, которую мы видим в Третьяковской галерее, а потом уже картина, написанная маслом.
Тема одиночества
К делу Иван Шишкин подошел очень серьёзно. В период работы над иллюстрациями художник несколько раз выезжал изучать зимний ландшафт в Мери-Хови, что на берегу Финского залива.
Его друг, фотограф Евгений Вешняков, сделал для него несколько снимков с наиболее выразительными видами. Шишкин и сам осваивал искусство фотографии, не просто рассматривая её как подсобный материал, а стремясь заимствовать из этого арсенала дополнительные средства выразительности. И у него получалось…
Как и в стихотворении Лермонтова, у Шишкина мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале посреди тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную снежную даль,. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам и ветрам дерево живёт…
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Напомню, Лермонтов перевёл стихотворение немецкого поэта Генриха Гейне об одиночестве и горечи неразделённой любви. А Ивану Шишкину удалось в полной мере передать тоску и одиночество, воплощённые в русской версии произведения. Иллюстрация направляет нас именно к лермонтовскому варианту, она скорее о трагедии одиночества в целом, чем о неразделённой любви. Несколько позже художник Витольд Бялыницкий-Бируля скажет: «Я убеждён, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».
Зима в творчестве Ивана Шишкина
Именно в этот период в творчестве Ивана Шишкина появляется новая тема – зимний пейзаж. Потом критик Владимир Стасов отметит это как дальнейший сдвиг в творчестве художника. В одной из журнальных статей 1892 года он напишет: «Тут есть лес, и дерево, и чаща во все часы дня, от зари и до заката, во все времена года – впрочем, кроме зимы, и это очень удивительно для Шишкина; впрочем, в последние годы у него явился и снег, чудесно воспроизведённый».
На рисунке мы видим северную темноту и заснеженную сосну, которая стоит среди снега и льдов. Шишкин изображает её в виде мощного дерева, стойко переживающего зиму. Ветви сосны опущены вниз за счёт большой шапки снега. Однако ствол у неё крепкий, а корни цепкие. Вокруг дерева только небо и ледяная бездна, темнота неизвестности да пугающий заснеженный утёс с ущельем. И хотя луны на картине нет, она тем не менее освещает сосну, и это придаёт рисунку таинственную атмосферу.
После публикации иллюстрации художник вновь обращается к найденному композиционному мотиву, но уже в масляной технике. В 1891 году на XIX выставке Товарищества передвижных художественных выставок он представил картину с одноименным названием «На севере диком…». Сейчас она находится в Национальном музее «Киевская картинная галерея». Мало кто знает, что когда полотно было готово, близкий друг художника Архип Куинджи прикасается к нему маленькой кисточкой с крупицей кадмия. Так на холсте появился мерцающий вдали огонёк.
Мери-Хови в жизни Шишкина
Уже давно нет на картах старого финского названия «Мери-Хови», а между тем это место сыграло определённую роль в русской живописи. Именно здесь Шишкин провёл свой особенно плодотворный, так называемый, «куоккальский» период. Этот период датирован 1889 – 1891 гг.
В конце XIX в. обширными землями на Карельском перешейке владел Борис Ридингер. Он сдавал дачи в аренду и тем самым нажил неплохой капитал. Построил Ридингер и деревянный Преображенский храм, а вокруг него разбил прекрасный парк.
В конце 1880-х гг. мыза Мери-Хови готовилась встретить хозяйку. Избранницей Ридингера стала Лидия Шишкина, дочь художника и его рано умершей жены Евгении Александровны. Ну а потом туда приехал и сам Иван Иванович. Все лето 1889 г. Шишкин провел у будущего зятя. Он работал на пленэре, писал природу Финляндии. В том году он создал этюд «Сосновый лес. Мери-Хови», впоследствии подаренный Поленову, а также рисунок «Мери-Хови. Берег моря».
Следующее лето Шишкин планировал работать на Волге, но из-за погоды вновь отправился в Мери-Хови. Там он создаёт «Молоденькие сосенки у песчаного обрыва по Финляндской железной дороге» и вереницу рисунков больших сосен. Ну а в середине лета состоялась свадьба его дочери Лиды с Ридингером. Молодые обвенчались в православной Казанской церкви в Териоках.
У Бориса Николаевича и Лидии Ивановны было шестеро детей – пять дочек и сын. Но несмотря на материальное благополучие и наличие детей, семейная жизнь не задалась и супруги развелись. Лидия Ивановна в 1913 г. вышла замуж за сербского подданного, доктора филологии И.С. Шайковича (1876-1948).
О Шишкине
Иван Иванович Шишкин — русский живописец и график, один из самых знаменитых пейзажистов, создатель хрестоматийной картины «Утро в сосновом лесу». Академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища. Один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Картины Шишкина покупал император Александр III, великий князь Павел Александрович.
Помимо пейзажей Шишкин создавал жанровые работы, менее известные публике. Шишкин был гравёром-профессионалом, исполнившим около 100 офортов, 68 оригинальных литографий и пр. В Елабуге И. И. Шишкину установили памятник. С 1962 года в городе действует Дом-музей И. И. Шишкина, рядом с которым расположены Шишкинские пруды, основанные отцом художника. Именем Шишкина названа Детская художественная школа № 1 и улица.
Свидетельство о публикации №225112101057
