Авторитет
Для начала хочется отметить функцию конструирования образа говорящего. Упоминание важной для культурного или исторического среза личности свидетельствует о вероятном факте знания её роли внутри той системы, того времени, тех взглядов - особенно если ссылка сопровождается упоминанием приблизительного времени написания работы, откуда эта ссылка производится, и контекста, в котором она была произнесена. Опционально попадание в точку: действительно ли та работа и действительно ли то время? Фактчек внутри смолтолка невозможен и рушит иллюзию смолтолка, переводя его в живой диспут или баталию, что демонстративному рыночнику всегда только в минус. В этой ситуации упоминание авторитета носит характер первоочередно имитационный, вне зависимости от действительного знания. Небольшая эрудиция отражается бликом межвременного историка-интеллектуала-философа.
Вторая функция - функция связки. Весьма избитый троп, что человек некрофил по своей натуре: ведь все блага, знания, значимые культурные феномены есть дело рук уже мёртвых людей, а новые, будоражащие современные умы эксцессы - переосмысление, репродукция, бунт или паразитирование на ушедших днях. Весьма гротескный тезис, не учитывающий смену социального характера и степень инструментализма как человека, так и символов культуры, но в сухом остатке живой. Проносить свою систему ценностей сквозь время при ощущении целокупности сей системы и выстраданности её на горьком опыте - замечательный способ преодоления смерти, не хуже чем деторождение или искусство. Чертежи исторических параллелей внутри космоса дают ощущение причастия к единой истине - той истине, к которой могут добраться только выдающиеся (по мнению говорящего и, обычно, симпатизирующие) люди. Безусловно, такое переживание собственной горделивостью ни в коей мере не соотносится с трансценденцией истины, где переживание упадка и возвышения ломает языковые условности и остаётся невыражаемым.
Третья - преклонение перед авторитетом. Подчинение или системе, или персоналии - распространённый, один из немногих возможных и однозначно одобряемый пример организации человеческого сущего, что подтверждается распространённостью патриархальных систем ценностей и монотеизма. Стоит разграничивать боговерие и идолопоклонство между собой, где Бог - платоновский деперсонализированный Логос без антропоморфных черт, а идол - идея-носитель и транслятор иллюзии доступности человеческих благ и достатков. Поклонение последнему одновременно и перекладывает ответственность за достижение всякого рода хорошестей или за становление по подобию прообраза-иконы, и приближает тебя к конкретному обществу, позволяя дальше социализироваться. Глобалистские тенденции усреднения доводят вероятность реализации своих истинных склонностей, желаний, целей до приблизительно нуля, превращая человека в среднеарифметическое в атмосфере, где культура ценности самовыражения по своей сути является культурой вливания в мейнстрим. Такой нереализованный и невротичный человек поистине страшится не только гипотетической возможности становления персоной нон грата, но и ответственности за ту инаковость, лишающей возможности классификации себя по известным критериям, - одиночество невыносимо. Попытка сослаться в этом случае на фигуру говорящего в прошлом - одновременно и крик о помощи мертвому сквозь пространство и время, и способ усмирения внутреннего дискомфорта через делегирование ответственности за сказанное на труп.
Четвёртая - иерархизация. Это больше относится к академической среде. Система оценивания демонстрации усвоенности образовательных блоков внутри школы - величайший способ вживления концептов вражды и конкуренции в глубины души становящегося организма. Он весьма прост в реализации - поощрение любимчиков и возведение в статус антипримера аутсайдера, - и эффективен: борьба за подпиткой в качественном или количественном отзыве о продукте своего труда может выступать весьма чётким мотиватором. Педагог образовательного учреждения де-факто выступает как персонализированная научная дисциплина - фигура, транслирующая и оценивающая знания о своей интеллектуальной вотчине, ведь у среднестатистического школьника или студента не так много выходов вовне за получением сторонних взглядов. Обычно эта вотчина, базирующаяся на учебных пособиях, фгосовских методичках и списанных со времён обучения в педагогическом конспектах, отсылает не к новейшим научным исследованиям и нетрадиционным взглядам на знакомые вещи, а к потёртым временем формулировкам. Не значит, что эти формулировки несут ложь или неправдивы. Значит, что они из другой эпохи - они были до. Были до ученика, до преподавателя. Лица, эти формулировки выдвинувшие в своё время, - аргументационный и интеллектуальный базис любой из школьных дисциплин. В таком ключе внутриклассовая конкуренция выглядит мне как конкурс по копанию могил именитых личностей на скорость: победитель висит на доске почёта, проигравший - где-нибудь ещё (попробуйте решить этот вопрос самостоятельно). Эта поддерживаемая годами специфика авторитарной и очень ригидной педагогики доносит чёткую истину: есть нечто фундаментальное, но ты этого важного не видел, не чувствовал, но отголосок обязан повторить. Имитация.
Авторитет - способ и избавиться от одиночества, и это одиночество приумножить. Самое главное - ссылайтесь на авторитетов без власти.
Свидетельство о публикации №225112100106