На прекрасном голубом Дунае Часть шестая
25 октября
Ищем Васю
Мы возвращаемся в Будапешт в своём уже родном автобусе с такими же родными водителями, которые уже вскипятили воду для кофе. . В девять утра выехали из Вены и за окном автобуса пошли мелькать: мост через Дунай, нефтеперерабатывающий завод с факелами из высоких труб, бесчисленные ветряки и автозаправки. Увы, из Австрии мы привезли с собой пасмурную и прохладную погоду. Эрика пригласила нас вечером в катакомбу – венгерский винный погреб - на фольклорный ужин, а до вечера мы свободны.
Ужин с рёбрышками подружил нас с Ольгой и Натальей, двумя зрелыми, но жизнерадостными дамами, так что в это свободное время мы ходили по Будапешту впятером (Света уже давно была наша). И пошли мы пешком по широкой А;;ндраши искать заветную улицу Va;i или Васю, как поименовала её Таня. Путь к Васе оказался неблизким. Многое встретилось нам по пути: и красивые цветники с уютными скамейками, и оперный театр всё с тем же «Фиделио», и загадочный TERROR, вырезанный в козырьке дома, и горестная стена со свечами, именами и фотографиями венгров, погибших здесь в 1956 году во время восстания.
Улица Андраши заканчивалась Октогоном, широкой площадью, от которой лучами расходились несколько улиц, и мы остановились на распутье. Каждый предлагал свой вариант, но мой, правильный, был отвергнут, отчего мы долго знакомились с новым большим городским районом. В конце концов, Вася и желанный магазин сувениров были найдены, и мы начали шопинг. В уютном подвальчике нам бережно завернули в фирменную бумагу каждую покупку и сложили их в изящные корзиночки, с которыми мы поднялись к кассе. Таня по-прежнему сбивалась со счёта, сколько подарков ещё надо купить. Я ограничилась маленькой фаянсовой кружкой со знаменитой церковью св. Матяша и парой календарей с видами Будапешта. Кружка ручной работы с тончайшим орнаментом, на мой взгляд, очень изящна, и я подарю её себе.
Пешком после обеда трудно
Места надо знать!
Торговый день заканчивался, и дорогу нам преградили два факела, красноречиво предлагая нам зайти в ресторан. Каюсь, я забыла название ресторана, но запомнила, какой вкусной там была еда: овощной суп на янтарном мясном бульоне, отбивная с жареной картошкой и паприкой и кофе с куском воздушного торта. Да, забыла ещё упомянуть пиво, к которому меня настойчиво приучала Таня и таки приучила!
Подкрепившись и заметно отяжелев, мы зашагали обратно, страстно мечтая об автобусе. А вот и автобус до Площади Героев, но билеты надо покупать не на остановках, а где – спросить было не у кого. Пришлось пропустить этот рейс и искать помощь. Две милые дамы, датчанки, говорящие по-английски, ничем не могли помочь нам, так как покупали билеты где-то далеко. Вздохнули и пошли пешком.
Вот после такого длинного дня мы всей группой поехали на фольклорный ужин в «Боркатакомбу Будафок», назначенный на 22.00 часа по местному времени. Ужин ещё не начался, а мне уже хотелось спать, потому что на моих часах уже было 24.00 по московскому времени, от которого я так и не отвыкла. В погребе нас встретил хозяин, который гордо поведал, что длина его винных подвалов составляет 150 км. Мне кажется, что Эрика при переводе что-то напутала в размерности , катакомба такой длины не может быть даже у графа Монте-Кристо. Хотя, кто его знает? Может быть бочки, стоят друг над другом в десять шеренг, а сама катакомба имеет столько же этажей?
В длинном и довольно просторном подвале вдоль стен поставили столы, за которые усадили группы туристов по национальной принадлежности: турки, евреи, русские, греки, венгры. Для начала поставили перед каждым гостем напиток с кексом в виде мячика, а потом вдоль столов стали ходить виночерпии с большими круглыми сосудами на плече и наливать в бокалы через длинную трубку сухое красное вино. Тем временем на маленькой сцене в глубине подвала играл небольшой оркестр и танцевали две пары в национальных костюмах. Конечно же, был чардаш, а потом зажигательный цыганский танец. Это было красиво, зажигательно и победительно. Мои ноги под столом норовили так же ловко пристукнуть каблук о каблук, как это делают венгры в чардаше.
Гастрономический аттракцион
Но танцы, к моему сожалению, закончились, и началось гастрономическое действо.
– Паприкаш!!! – громко провозгласил хозяин. Недалеко от нашего стола на газовую горелку поставили большой казан, и хозяин, взяв себе в помощники дюжего венгра с соседнего стола, начал готовить нечто, состоящее из мучных хлопьев, паприки, лука, чеснока, томатной пасты, масла и вина (всё это стояло и висело в банках и венках по стенам). Затем он залил спиртом и поджёг эту адскую смесь, а толстый венгр стал энергично перемешивать её. Всё это сопровождалось репликами поваров и весёлым гомоном венгерского стола, остальные гости могли только догадываться, о чём они шутили. Вдоль столов ходила девушка с фотоаппаратом и просила секунду попозировать. Мы не отказывались.
Когда блюдо было готово, его стали накладывать в тарелки как гарнир к жареному мясу. Теперь я бы с удовольствием попробовала этот огненный паприкаш, а тогда только с удивлением смотрела, как едят другие (был второй час ночи по Москве). Таня сказала, что было вкусно. Добивал меня ещё и очень сытный десерт под названием «галушка»...
Аттракцион продолжался. Сам хозяин взял сосуд с вином и вызвал добровольцев, которые широко открывали рты, и тугая винная струя лилась им прямо в разинутые рты под общий хохот зала. Закрыть рот бедняга-доброволец не мог, чтобы не облиться вином, он только таращил глаза и судорожно двигал кадыком. Средневековая пытка какая-то!
Красивый финал с сюрпризом
Когда все ублаготворились напитками и наедками, музыканты стали по очереди подходить к каждому столу и играть соответствующую мелодию: «Гей, мадьяр!», «Подмосковные вечера», «Семь-сорок», «Сиртаки» и «Шикидэм» -, а гости подпевали. Мы из последних сил отголосили свои «Вечера», но дружнее и громче всех пели, конечно, венгры.
В конце вечера всех ждал сюрприз: при выходе каждому предлагалась (не бесплатно, разумеется) бутылка вина, на фирменной этикетке которой красовался портрет гостя. На «моей» бутылке, увы, красовался большой фужер и кусочек моего лица, а вот Таня получилась отлично и унесла сувенир из «Боркатакомбы», призывно сияющей золотыми огнями в черноте ночи.
Эрика поблагодарила хозяина за хороший вечер, а Таня поймала её в объектив на фоне именных бутылок. Что касается вин, то «Ледяного токая» нам не подали, к сожалению, а то, что мы пили, было очень похоже на молдаванское красное вино, которое продавали из бочек в Одессе по пять рублей за литр в мои студенческие годы, да простит мне моё невежество бог Дионис!
26 октября
Любуюсь рыцарским замком и пытаюсь запомнить королей
У нас оказался целый свободный день в Будапеште. Отдохнув после посещения винного погреба и в последний раз позавтракав у хлебосольного метрдотеля в жилетке с бабочкой, мы снова отправились побродить по Будапешту. Таня со Светой решили ещё раз поплавать в купальне «Сечении» и отпросились «минут на сорок», а я надеялась зайти в художественный музей на Площади Героев. Увы, музей открывался только через полчаса, и я побоялась разминуться с подругами, которые, конечно, не могли нырнуть в бассейн с мобильниками. Поэтому я пошла в сторону улицы Дьордя и, обогнув водоём, оказалась в уединённом поэтическом месте.
За деревьями парка мне открылся рыцарский замок с конной статуей короля Хуньяди в кольчуге с головы до ног и со следами современных вандалов на постаменте. Я была уверена, что вижу старинный замок, но оказалось, что он был построен в конце девятнадцатого века в подражание замкам венгерских королей, а теперь в нём размещается исторический музей. Обойдя замок, я увидела вход в музей и вереницу людей, целыми семьями спешащими туда (был воскресный день). Я тоже поспешила, но не в музей, а на площадь к месту встречи.
Подруг, однако, там не было, и я занялась рассматриванием колоннады с венгерскими королями и барельефами с их деяниями. Венгерские скульпторы выполнили грандиозную работу, ни один король не похож на другого ни лицом, ни доспехами, ничем, но сразу видно, что это воинственные венгры. Тут из туч выглянуло солнце, и св. Иштван, св Ласло и Надь Лайош прямо попросились в объектив на фоне голубого неба.
Недалеко от площади находится интересный мемориал в память о восстании в 1956 году. Это огромный клин из множества вертикальных металлических полос, высоких и широких у основания клина и постепенно уменьшающихся к концу, символизирующих огромную массу людей, поднявшихся против режима. А рядом город установил гигантский диск с прорезью. Я не сразу догадалась, что это такое. Оказалось, это песочные часы, которые отсчитывают годы от момента вступления Венгрии в ЕЭС.
Венгры помнят 1956 год
Когда довольные и влажные Таня и Света появились, уже наступило время обеда. Приглянувшаяся нам «Паприка» была рядом, и мы отправились туда. Пока ждали заказанные блюда, в окне увидели напротив ресторана многолюдное действо и вспомнили, что именно сегодня, 26 октября, венгры отмечают очередную годовщину восстания.
На площадке возле мемориала были поставлены армейские палатки и с помощью огромных постеров устроен уголок города с домами, разрушенными снарядами. Какой-то человек держал зажигательную речь с кузова грузовика перед людьми, которые размахивали национальными флагами, а потом вся толпа погрузилась в машины и отправилась в центр города, я так думаю. Видно, то восстание, которое было подавлено нашими танками и о котором мы тогда почти ничего не знали, крепко засело в памяти венгров, если и через 52 года они так ярко вспоминают его. Но в «Паприке» никто не выказал нам недружелюбия.
О переднике королевы Елизаветы
Выйдя из ресторана, мы двинулись по улице Дьордя, затем повернули на улицу До;хани (а я вспомнила товарища Бо;;дани из пьесы «Проснись и пой»). Наша цель – дойти до Цепного моста, а может и перейти по нему в Буду и зайти в кафе, где подают марципаны. Магазины в этот день не работали, так что нас ничто не отвлекало. По пути нам попалась прелестная церковь св. Елизаветы с розарием перед ней. Был конец октября, а розы там цвели в полную силу! На площадке перед церковью стояла сама королева Елизавета в переднике. Так народ почтил добрую королеву, которая вопреки запрету мужа носила еду беднякам. Когда король застал её за этим занятием, он потребовал показать, что у неё в переднике. И оттуда посыпались розы.
Кроме этой церкви, улица Дохани оказалась ничем не примечательной, даже грязноватой и пустынной. С неё мы повернули на широкую улицу Ракоши, которая привела нас к Октогону, откуда прямой путь к Цепному мосту.
Прощай, каблук, прощай, прекрасный голубой Дунай!
Погода опять испортилась, подул холодный ветер, облака затянули небо, и Дунай оказался свинцово-серым. Мы быстро организовали фотосессию сначала на фоне моста и Цитадели со статуей Освобождения, потом на фоне королевского дворца, немножко замёрзли и решили вернуться в отель. Тут опять вышла заминка с транспортом. Мороженщица, у которой мы купили мороженое и хотели купить билеты на автобус, никак не хотела нас понять и всё показывала куда-то в сторону. В той стороне кассы не оказалось, так что мы опять пошли пешком через весь Пешт. Мои туфли не выдержали такой прогулки, правый каблук после одного энергичного шага отвалился. Прихватив его, я пошла дальше танцевальной походкой на цыпочках.
Остаток дня прошёл в укладывании чемоданов и сумок. Я боялась, что Танин чемодан на колёсиках лопнет под напором сувениров и бутылок с винами. Слава богу, не лопнул, но управлялась с ним Таня с большим трудом. Уже стемнело, когда за нами приехал микроавтобус. Шофёр оказался пожилым русским мужчиной, который помог нам погрузить чемоданы и бесчисленные сумки, а по дороге на вокзал охотно рассказал нам, что он гражданин РФ, получает российскую пенсию, но живёт и работает в Венгрии и что так делают многие русские и украинцы. Ему нравится, как устроена жизнь в Венгрии. Нам тоже понравилось, будем иметь в виду такую возможность.
Домой!
Благополучно устроившись в трехместном купе, мы обнаружили, что с нами едет симпатичная девушка, которая ловко устроилась на третьей полке под самым потолком. Мы отложили знакомство на завтра, потому что было уже поздно, и мирно уснули, но среди ночи были неизбежные визиты пограничников, таможенников и фантастическая перегрузка вагонов на российские колёса.
27 октября
Утром, когда мы проснулись, нам снова открылись меланхолические виды Украины. Опять медлительный поезд из пограничного Чопа потащил нас по долинам горных карпатских речек, мимо малолюдных деревень и малых украинских городов. Впрочем, Львов, Винница и Киев не в счёт, но с вокзальных путей мало что увидишь.
Наша попутчица Ирина оказалась учительницей немецкого языка из Тернополя. Уже два года она работает бэбиситтером и помощницей по дому сначала в немецкой семье, потом – в австрийской. Она много рассказывала нам о тамошнем непривычном укладе жизни, но это заняло бы ещё несколько страниц. В Тернополе её встретила младшая сестра, и мы с сожалением расстались. Почему Западная Украина осталась такой бедной? Впрочем, и тот русский шофёр ведь тоже… Что-то скребло на душе, какая-то несправедливость.
Всю дорогу домой мы тем не менее, с энтузиазмом доедали венские свиные рёбрышки и зальцбургские крендели и запивали их кофе из пакетиков, взятых в дорогу из дома. Таня вышивала крестиком, одновременно шёл интенсивный обмен электронными адресами с нашими новыми подругами на предмет отправки фотографий. Вот и южные пригороды Москвы пошли, вот и она сама. Мы вернулись домой. – Таня, может быть, ещё успеем за поздними опёнками сходить?
Многое из моих путешествий забылось бы, если бы не путевые заметки. А этот наш фотовзгляд, хоть и немного рассеянный, помог сохранить в памяти дивные красоты на прекрасном голубом Дунае и некоторые эпизоды очередной прогулки по гостеприимной старушке Европе.
Май 2009 года
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225112101068