Заливное из судака N30. 4

Прошло 15 лет, и они встретились в супермаркете.

 

– Как твои дети? Чем занимаются? Что, Егор уже собирается жениться?! А был такой маленький… Надо же, какой большой сын у твоего старшего Ефима! Вова, ты слышишь, сыну Ефима уже 5 лет! – сказала Лариса подошедшему молодому мужчине высокого роста, загорелому, с коротко подстриженными тёмными волосами. Вова издалека сразу заметил красивую молодую женщину рядом со своей матерью. Катя присмотрелась и увидела проступившие черты маленького Вовы, только в детстве он был светловолосым.

– Здравствуй, Вова, а вот ты на себя похож, – заулыбалась Катя. – Я тебя узнала.

– Я тоже помню, как мы приходили к вам в гости, как отмечали день рождения Ефима, прыгали на диване, бегали по квартире и бросали друг в друга подушки. Я помню белочку у вас в квартире, бегающую по кругу в колесе клетки, – вспомнил Вова.

Он работал механиком в автомастерской, после 10 класса не пошёл никуда учиться, да и Лариса не настаивала.

– Ещё бы, при такой безалаберной матери, которая занималась лишь только собой, – подумала Катя.

Лариса так и не устроила свою личную жизнь, продолжала жить в той же квартирке вместе с сыном. Вова не женат и никогда не был, некуда приводить девушек.

– Катя, как я рада, что мы увиделись! – абсолютно без зазрения совести сказала Лариса. – Ну ладно, я побежала, у меня много дел.

Они обменялись номерами телефонов. Катя послала ей фотографию сыновей и внука.

– Жаль, что я спешила. Рада была тебя увидеть. Твой внук – копия Ефима в детстве. Очень похож, – написала Лариса.

– Я думала, что внучок похож на меня, – ответила Катя и послала ещё одну свою фотографию вместе с внуком.

– Да, внук похож на тебя. А Ефим разве не похож на тебя? Смотрю на твоего внука и как будто на маленького Ефима. А внук уже большой, действительно, больше похож на тебя. А Ефим – на отца.

В этом была вся Лариса: она всегда хотела угодить, что называется, «и нашим, и вашим», поэтому быстро меняла своё мнение: то внук похож на Ефима, то стал похож на Катю, а Ефим – на Валеру.

 

Катя ещё не решила, простить Ларису или нет. Простить – не означает признать своё поражения. Это осознанный выбор человека, сохранять отношения с другим или нет. Вопрос в том, нужно ли общение с Ларисой, ведь она может предать в любой момент.

Сделать шаг к примирению может быть значительно труднее, чем годами таить обиду. Люди зачастую боятся показаться слабыми, прощая другому человеку его проступок. Простить – означает не требовать ни наказания, ни возмещения, подразумевает, что человек отказывается от всех претензий на возмездие, обиду или мстительные мысли и чувства. Перечитывая стихотворение Бориса Пастернака, Катя искала ответ на свой вопрос, прощать или не прощать. Но в нём ничего не было сказано о предательстве:

 

Умей прощать, молись за обижающих,

Зло побеждай святым лучом добра,

Иди без колебанья в стан прощающих,

Пока горит Голгофская заря.

 

Катя с ранних лет обладала высокой самооценкой. Она жила так, как хотела, а не так, как надо, принимала решения, исходя из своих желаний, а не из необходимости: «так жизнь сложилась, у меня есть обязательства, я в конце концов не одна». Нет, Катя поступала именно так, как ей нравилось. Она не любила только тех, кто любил её. Остальные просто неинтересны. Она никогда не бегала ни за кем и не старалась казаться лучше, не доказывала, чтобы её полюбили те, кому она безразлична. Она любила себя. Она давно поняла, что из себя представляет Лариса, что это ненадёжный человек, и вычеркнула её из своего круга. У Катерины не было обиды на Ларису, ей просто не хотелось с ней общаться, она не существовала для Кати.

– Раз нет обиды, значит, я её простила?

 

Жизнь, как паутина, сплетённая пауком, только в роли паука выступает какая-то неведомая сила. Ниточка тянется через окружность, её пересекает другая, одни имеют общую точку соприкосновения, а некоторые нити идут параллельно или вообще в другую сторону. То же можно применить и к людям: ниточка – это судьба: тянется, пересекается с другими, отходит дальше, затем опять соприкасается. Люди встречаются, люди расходятся, судьбы их переплетаются, – размышляла Катя.

 

Она больше не писала Ларисе, та тоже не проявляла никакой инициативы. Их общение вновь прекратилось.


Рецензии