Советская литература и антисемитизм
Борис Ихлов
Некий автор, еврей по национальности, обвиняет советских русских писателей в антисемитизме. Поскольку я не запомнил его фамилии, назову его «типичный еврей», ведь его образ мыслей отражает менталитет массы евреев.
Он указывает: «А. А. Бурнакин, писатель: «Нашествие евреев в русскую литературу, пленение иудеями русского слова, русской мысли началось со времени либеральных реформ Александра II. Евреи жадно присосались к этим реформам и быстро наполнили университеты, газеты и журналы. На смену дворянской чопорности и лояльности пришли неугомонное нытье, непременная оппозиция, дух отрицания. Благородное свободолюбие Герцена заменилось шипением еврейского недовольства. Началась на многие годы литература о плохом городовом… К 90-м печатное слово уже представляло чуть ли не сплошное еврейское засилье, уже засоряли русский язык, уродовались русские идеи, насаждалось безверие и отрицание, расцвели мещанство, пригнеталась русская душа к земле, оскудевала русская мечта, наполнялись русские сердца местью и злобой; корчилось общество в судорогах самооплевывания, с грязью смешивался патриотизм, позором клеймилось национальное достоинство. Еврейские газеты делали свое черное дело, а за ним шло покорное стадо шабесгоев, жидовствующих недоумков, зажимающих рот каждому, кто решался протестовать против еврейского кодекса. Все были одержимы «страхом иудейским»…»
На самом деле А. А. Бурнакина вряд ли можно отнести к писателям. Типичный еврей привел его в пример потому, что хотел увеличить число «русских писателей». На деле же этот Бурнакин высказывает не антисемитскую точку зрения, а антидемократическую – под флагом защиты от евреев.
Следующий пример – посерьезнее: «А. А. Блок, 27 июля 1917: «История идёт, что-то творится; а жидки - жидками: упористо и смело, неустанно нюхая воздух, они приспосабливаются, чтобы НЕ творить (т. е., так как - сами лишены творчества; творчество, вот, грех для еврея), и я хорошо понимаю людей, по образу которых сам никогда не сумею и не захочу поступить и которые поступают так: слыша за спиной эти неотступные дробные шажки (и запах чесноку) - обернуться, размахнуться и дать в зубы, чтобы на минуту отстал со своим полуполезным, полувредным (губительным) хватанием за фалды… Господи, когда, наконец, я отвыкну от жидовского языка и обрету вновь свой русский язык… Усталость, лень, купание, усталость. Черно, будущего не видно, как в России».
Данный отрывок из дневников Блока был впервые опубликован Сергеем Небольсиным в статье «Искажённый и запрещённый Александр Блок» («Наш современник» №8, 1991). В те времена, как и в последующее, чего только не выдавали на ранее запрещенное: что Ленин якобы получал от кайзера деньги и т.п. Нет ссылки Небольсина на архивные данные. А «Наш современник» 1991-м - отъявленно антисемитский журнал.
Однако есть продолжение дневников.
16 июня 1917: «Зал полон народу, сзади курят, на эстраде - Чхеидзе, Зиновьев (отвратительный), Каменев, Луначарский. На том месте, где всегда торчал царский портрет, там очень красивые красные ленты (они на всех стенах и на люстрах) и рисунки двух фигур - одной воинственной, а другой - более мирной, и надписи через поле - С.С. Р. и С. Д. Мелькание, масса женщин, масса еврейских лиц, и жидовских тоже. Я сел под самой эстрадой».
4 июля 1917: «Чем более жиды будут пачкать лицо комиссии, несмотря даже на сопротивление «евреев», хотя и ограниченное, тем более она будет топить себя в хлябях пустопорожних заседаний и вульгаризировать при помощи жидков, свои «идеи» (до сих пор неглубокие), - тем в более убогом виде явится комиссия перед лицом Учредительного собрания. В лучшем случае это будет явление «деловое», то есть безличное, в худшем - это будет посмешище для русских людей, которые - судить не осудят, но отвернутся и забудут» (Речь здесь идёт о Чрезвычайной Следственной комиссии, которая была создана, чтобы расследовать «преступления» царских министров).
6 июля 1917: «…Мерзавец - Зиновьев (добавлено сверху - «сволочь»). «Это я согласен - у Зиновьева жирная, сытая, жидовская морда… Нельзя оскорблять никакой народ приспособлением, популяризацией. Вульгаризация не есть демократизация. Со временем народ всё оценит и произнесёт свой суд, жестокий и холодный, над всеми, кто считал его ниже его, кто не только из личной корысти, но и из своего еврейско-интеллигентского недомыслия хотел к нему «спуститься». Народ – наверху; кто спускается, тот проваливается. Это судьба и «тагеров» и «муравьёв» - дело только во времени» (запись сделана тоже в июле 1917).
8 июля 1917: «Отчего (кроме лени) я скверно учился в университете? Оттого, что русские интеллигенты (профессора) руководились большей частью такими же серыми, ничем не освященными изнутри «программами», какую сегодня выдвинул Тарле, которая действительно похожа на программу торжествующего жидёнка гимназиста Павлушки и с которой сегодня уже спорили. Ничего это не говорит. От таких программ и народ наш тёмен, и интеллигенция темна».
11 января 1918: «Жизнь - безграмотна. Жизнь - правда (Правда). Оболганная, ОЖИДОВЛЕННАЯ, обо……. - но она Правда».
14 апреля 1918: «… улица: свиные рыла, жульничество большевиков, признанное Троцким».
22 октября 1920: «Гвоздь вечера - И. Мандельштам, который приехал, побывав во врангелевской тюрьме. Он очень вырос. Сначала невыносимо слушать общегумилевское распевание. Постепенно привыкаешь, «Жидочек» прячется, виден артист».
Записные книжки Александра Блока.
7 марта 1915: «Тоска, хоть вешайся. Опять либеральный сыск. - Жиды, жиды, жиды…».
22 марта 1915: «Телефон от госпожи «отзвук» несомненно без ера и почти несомненно - ЖИДОВКА (так как она бестактна, бездарна и так скверно говорит по-русски). Сегодня вечер в пользу «изучения жидовской жизни», где Алчевский опять поёт гнесинские выкрутасы на мои тексты».
26 апреля 1916: «Вечером (…) к Мережковским. Перед этим заходила Л. А. – У Мережковских было тяжело и скучно. Жидовский скандал ночью в передней».
То есть. 1) Блок отделяет и даже противопоставляет жидам евреев. Где ж тут антисемитизм?
2) Блок обвиняет большевиков в жульничестве – но в чем оно состоит?
3) Блок обвиняет меньшевиков – и справедливо.
4) Блок указывает на Зиновьева и справедливо.
Возможно, отчасти на Блока произвела впечатление пропаганда черносотенцев, вспомним один из лозунгов Кронштадтского восстания: «Советы без жидов и коммунистов».
Далее. «А. В. Белый: «Чистые струи родного языка засоряются своего рода безличным эсперанто из международных словечек: всему оригинальному, русскому объявляется бойкот. Вместо Гоголя объявляется Шолом Аш, провозглашается смерть быту, учреждается международный жаргон. Рать критиков и предпринимателей в значительной степени пополняется однородным элементом, вернее, одной нацией, в устах интернационалистов все чаще слышится привкус замаскированной проповеди иудаизма... Вы посмотрите списки сотрудников газет и журналов России. Вы увидите сплошь имена евреев. Общая масса еврейских критиков совершенно чужда русскому искусству и терроризирует всякую попытку углубить и обогатить русский язык. То же и с издательствами: все крупные литературные предприятия России или принадлежат евреям, или ими дирижируются; вырастает экономическая зависимость писателя от издателя. Морально покупается за писателем писатель, за критиком критик. Власть еврейского «штемпеля» нависает над творчеством: национальное творчество трусливо прячется по углам; фальсификация шествует победоносно. И эта зависимость писателя от иудейской критики строго замалчивается: еврей-издатель, с одной стороны, грозит голодом писателю; с другой стороны - еврейский критик грозит опозорить того, кто поднимает голос в защиту права русской литературы быть русской, и только русской»…»
То есть: Белый вдруг говорит то же самое, что и Бурнакин и Блок, почти слов в слово? Еврей-издатель грозит голодом писателю и т.д.
Но ведь Белый ставит акцент не на слове «еврей», а на слове «прибыль».
Данный отрывок – из статьи Белого «Штемпелёванная культура» («Весы», 1909, №9).
Типичный еврей опускает следующие фрагменты из статьи поэта:
«Бесспорно, евреи;—;глубокоталантливый, способный и самобытный народ; бесспорны отзывчивость и чуткость евреев на все вопросы, связанные с искусством; бесспорно и то, что среди еврейства сеть отдельные личности (как Левитан, Юахим, Мендельсон, Гейне и др.)».
Цитированный же фрагмент звучит несколько иначе:
«Бесспорна отзывчивость евреев к вопросам искусства; но, равно беспочвенные во всех областях национального арийского искусства (русского, французского, немецкого), евреи не могут быть тесно прикреплены к одной области; естественно, что они равно интересуются всем; но интерес этот не может быть интересом подлинного понимания задач данной национальной культуры, а есть показатель инстинктивного стремления к переработке, к национализации (юдаизации) этих культур (а следовательно, к духовному порабощению арийцев); и вот процесс этого инстинктивного и вполне законного поглощении евреями чужих культур (приложением своего штемпеля) преподносится нам как некоторое стремление к интернациональному искусству: вы посмотрите списки сотрудников газет и журналов России; кто музыкальные, литературные критики этих журналов? Вы увидите почти сплошь имена евреев; среди критиков этих есть талантливые и чуткие люди; есть немногие среди них, которые понимают задачи национальной культуры, быть может, и глубже русских; но то;—;исключение. Общая масса еврейских критиков совершенно чужда русскому искусству, пишет на жаргоне «эсперанто» и терроризирует всякую попытку углубить и обогатить русский язык».
И далее:
«О, если бы сверху сознали, что для существования русской культуры равноправие евреев необходимо прежде всего! Мы, морально терроризированные писатели, могли бы открыто бороться за свою национальность, не боясь, что нас опозорят! Равноправие евреев необходимо: оно отвлекло бы их интересы от литературы и искусства к областям государственной жизни: еврей государственный деятель был бы и полезен, и нужен; евреи;-;по природе государственники; всякое же истинное дыхание арийской культуры вне-государственно, свободно, ритмично.
А пока евреи диктуют задачи русской литературы, они вносят туда гнет государственности; и писателю угрожает городовой интернационального участка…
Самобытность культур порождает борьбу национальных особенностей рас: эта расовая борьба;—;вне плоскости политики; она в борьбе бытовых, индивидуальных расовых черт, в борьбе памятников искусства; в этой борьбе происходит естественный отбор наций: наиболее самобытные нации духовно побеждают… условием этой борьбы является полное равноправие рас в их экономическом укладе жизни. Нам грозит опасность «штемпелеванной» культуры, т.;е. интернациональной фабрики по поставке гениев; нам грозит фабричное производство мыслей.
Вырастает ужасная цензура в недрах этих предприятий: переводится, рекламируется и распространяется только то, что угодно королям литературной биржи; выпускается на эстраду только то, что угодно королям биржи музыкальной; а их идеал;—;интернациональное искусство, одинаково доступное и понятное интеллигентному плебисциту всего мира, равно оторванного и от здоровой земли народной, и от верхов умственной аристократии…
«Проштемпелеванный» (т.;е. прошедший сквозь цензуру «биржевиков») интернационализм с пафосом провозглашается последним словом искусства морально шаткой и оторванной от почвы критикой. А духовно отравляемые интеллигентные массы всего мира наивно продолжают верить, что в этой бирже и в этом хаосе понятий совершается таинство служения культуре».
Ленин указывал, что бытовой антисемитизм рабочих есть реакция на угнетение капиталом. Аналогично у Белого негатив к евреям – реакция на угнетение капиталистической биржи.
Он разделяет классовое и национальное, однако и связывает биржа.
Ну, а в том, что Белый пытается с позиций славянофильства охранить самобытность русской культуры – нет и тени антисемитизма, эту тень могут увидеть только экзальтированные, помешанные на какой-ибо идейке люди.
Далее. «А. П. Чехов, 1897, дневник: «Такие писатели, как Лесков и Максимов не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все - евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, ее духа, ее формы, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит ее»…
Опять про журналы речь. Да что такое! Однако ж – где тут антисемитизм, если Чехов всего-то указывает на незнание евреями русской жизни??
Кроме того – данный отрывок непохож на прочие высказывания в записных книжках Чехова.
Далее: «М. О. Меньшиков, философ и писатель: «Правительство наше должно же наконец убедиться, что евреи с ним соперничают и по всем направлениям посягают на главенствующую роль. Хитрое племя оставляет нашим сановникам пышные звания и титулы, а себе отбирает втихомолку силу действительного влияния и даже силу распоряжения. Не сочтите последнее слово преувеличением. Захватив печать, евреи сделались настоящими хозяевами либеральной партии, самой многочисленной в России и до сих пор самой влиятельной. Либералами радикально-еврейской марки, проще – жидокадетами, переполнены все наши государственные и общественные учреждения…
Мне кажется, в этом национальная наша опасность. Нельзя великому народу отказываться от элементарной необходимости иметь национальную власть. Только при национальной власти народ свободен, ибо сам владеет собой. Скоро дойдет до того, что в своей собственной стране, в век политической свободы русский человек потеряет право свободного мнения: и печатать, и говорить с кафедры он будет в состоянии только то, что угодно евреям. Скоро русскому человеку нельзя будет отдать своих детей в школу, не захваченную евреями или их прихвостнями. Скоро нельзя будет найти русского врача или русского адвоката, так как эти профессии сплошь захватываются евреями. Скоро нельзя будет послушать русской музыки или посмотреть русской драмы, так как и консерватория, и театральные школы уже превратились в еврейские местечки. Скоро нельзя будет, даже обладая талантом и энергией, получать трудовой кусок хлеба иначе как из рук жида. Доживем, может быть, до того, что и храмы наши, как в эпоху Тараса Бульбы, будут в еврейской аренде»…
Меньшиков - гидрограф, не писатель и не философ. Типичный еврей снова захотел увеличить число русских писателей-антисемитов.
Далее. «А. А. Блок:
Век буржуазного богатства / (Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства / Здесь зрели темные дела...
И тот, кто двигал, управляя / Марионетками всех стран, -
Тот знал, что делал, насылая / Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане, / Увяла плоть и дух погас,
И ангел сам священной брани, / Казалось, отлетел от нас...
Так, с жизнью счет сводя печальный, / Прозревши молодости пыл,
Сей Фауст, когда-то радикальный, / «Правел», слабел… И все забыл;
Ведь жизнь уже не жгла - чадила, / И однозвучны стали в ней
Слова: «свобода» и «еврей»...
То, что Блок восстает против буржуазности – хорошо известно. Но тут-то где антисемитизм??
«И. А. Бунин: «Рассказывают, что Фельдман (большой еврейский начальник на юге России) говорил речь каким-то крестьянским «депутатам»: - Товарищи, скоро во всём свете будет власть Советов! И вдруг голос из толпы депутатов: - Сего не будет! Фельдман яростно: - Это почему? - Жидов не хватит!»…
Ну… наверное, в толпе был какой-то антисемит. А Бунина-то почему типичный еврей записывает в антисемиты?!
С. А. Есенин: «Слушай, Чекистов!.. С каких это пор Ты стал иностранец? Я знаю, что ты настоящий жид. Фамилия твоя Лейбман, И черт с тобой, что ты жил за границей… Все равно в Могилеве твой дом. Чекистов: Ха-ха! Ты обозвал меня жидом? Нет, Замарашкин! Я гражданин из Веймара И приехал сюда не как еврей, А как обладающий даром Укрощать дураков и зверей. Я ругаюсь и буду упорно Проклинать вас хоть тысячи лет, Потому что хочу в уборную, А уборных в России нет. Странный и смешной вы народ! Жили весь век свой нищими И строили храмы Божие… Да я б их давным-давно Перестроил в места отхожие»…
В данном фрагменте антисемит – человек с говорящей фамилией, Замарашкин. А Есенин-то тут причем?
И поэт В. В. Сорокин - тоже не поэт, а черносотенец, религиозный мракобес, типичный еврей и его употребил для статистики.
Далее. «О. А. Платонов, писатель: «М. Булгаков в условно-фантастической форме в повести с символическим названием «Собачье сердце» показал перспективу «нового» жизнеустройства. … Собачье сердце - условный термин для обозначения комплекса агрессии, примитивизма, отсутствия совести и культуры. Шариков - производное от революции и страстей… Однако сам по себе Шариков еще не столь опасен. Он становится исчадьем ада, когда за его спиной вырастает зловещая тень управдома Швондера. Булгаков показывает, что маргинальной средой руководят евреи-бюрократы, они умело манипулируют агрессивной волей и направляют силу разрушения в угодную швондерам сторону. Швондеры сеют «разруху в головах» деклассированных элементов, культивируя примитивные инстинкты толпы. Булгаков показал пагубность атеистических начинаний, роль евреев-большевиков в революционных «преобразованиях» и в сатирическом плане высмеял новые социальные порядки»…
И Олег Платонов как писатель неизвестен. Это не Андрей Платонов! Олег Платонов - представитель религиозно-православного направления. Националистом, «писателем» стал после 1991 года.
Евреи всех великих записывают в евреи. Так и всех антисемитов записывают в русские писатели!
И Булгаков – атеист. Но… скажите, какой атеизм в евреях-ортодоксах???
Далее. «Я. В. Смеляков: «Прокламация и забастовка. Пересылки огромной страны. В девятнадцатом стала жидовка Комиссаркой гражданской войны. Ни стирать, ни рожать не умела. Никакая не мать, не жена Лишь одной революции дело Понимала и знала она… Брызжет кляксы чекистская ручка. Светит месяц в морозном окне, И молчит огнестрельная штучка На оттянутом сбоку ремне. Неопрятна, как истинный гений, И бледна, как пророк взаперти. Никому никаких снисхождений Никогда у нее не найти. Все мы стоим того, что мы стоим. Будет сделан по-скорому суд, И тебя самое под конвоем
По советской земле повезут»…
Смеляков стал жертвой белогвардейской пропаганды, якобы Землячка, Бела Кун и Троцкий расстреляли 12 тыс. казаков в Крыму. Но Смеляков - – не антисемит. В своем стихотворении он выступает против Октябрьской революции, против большевиков. Но стандартный еврей настолько экзальтирован, что требует не прикасаться к большевизму, если к нему прикасаются через еврейку Землячку!
А вот Астафьева типичный еврей совершенно верно упоминает, Астафьев, действительно, антисемит.
«Евреи отчего набросились на это величайшее творение века (Тихий Дон» М. А. Шолохова) оттого, что ничего подобного они создать не могут. Только поэтому они хватают любого своего художника – от Фейхтвангера до Гроссмана, от Мандельштама и до Бродского – и поскорее объявляют его гением, а творения его – гениальными. Хочется – вот и торопятся»…
Ну, и дурак. Он же врет. Да, Бродский, Гроссман явно не гении, но из них евреи лепят гениев. Однако Фейхтвангер, Мандельштам – гении, просто Астафьев в силу своей ограниченности этого не понимает.
Смешно другое: типичный еврей прощает Астафьева! Ибо тот пытался полить грязь подвиг светского народа в Великой Отечественной войне.
И писатель-фронтовик В. С. Бушин – тоже антисемит, да еще и сталинист. Однако он абсолютно верно отмечает: «Особые заслуги у Ельцина в раздувании антисемитизма. Он окружил себя отбросами еврейской нации - людьми злобными и невежественными, бездарными и наглыми, хищными и беспощадными. Они и без того вызывали отвращение. Навязанный Западом «курс реформ» был чужд России и вел только в болото, а ельцинские выдвиженцы умели только болтать и разрушать, их руками Ельцин выполнял самые грязные и подлые дела - вроде приватизации. И народ возненавидел их люто»…
И мы можем перечислить эти отбросы: Березовский, Гусинский, Смоленский… Кстати, здесь речь идет не о еврейской нации, а об отбросах еврейской нации. Но для типичного еврея даже отбросы нации являются безгрешными.
И. В. Тальков, певец – безусловно, идиот. Ну, как может мелкий Тальков показывать фигу памятнику великому Ленину? Но ведь и Тальков абсолютно прав: «Сионисты всегда и всем кричали и продолжают кричать: «Антисемиты!» - в тот момент, когда их хватают за руку на месте преступления. «Антисемитизм» - одно из средств защиты сионистов, придуманное ими с целью борьбы со своими противниками... Когда осквернялись и уничтожались памятники русской национальной культуры, когда сжигались древнейшие книги и рукописи, когда русский народ варварским способом отрывали от своих корней, перевирая его историю, никто почему-то не говорил о русофобии, исключая горстку патриотов, ну а уж о сионизме, Боже упаси, было что-либо сказать. Геноцид в отношении русского народа беспрепятственно процветал и набирал силу, но стоило только русским людям заявить о том, что они - русские, что у них есть богатейшая культура и история, из которой они не позволят выбросить ни одной страницы, как сразу же раздались испуганные вопли об «антисемитизме», «шовинизме», «национализме». Этот примитивный приём рассчитан на людей ограниченных».
В. С. Пикуля с трудом можно отнести к писателям. Но вот что он совершенно справедливо подмечает: «Кстати, обращаю ваше высочайшее внимание: «Россия» и «Московские Ведомости», эти главные органы национализма, призывающие «бить жидов - спасать Россию», имеют своими главными редакторами... двух евреев…»
В. А. Солоухин, этот дурак известен свей идиотской статейкой «Читая Ленина», которую порвала в клочья самарский марксист-философ Эля Никишина. Однако вот что он пишет: «Как меня сделали антисемитом? Пока я писал об уничтожении казачества и русского крестьянства, я был просто русским писателем. Как только я начал писать о том, КТО это делал, – я сразу же стал антисемитом»…
Нет, Солоухин не антисемит. Он просто дурак. Он жертва либеральной пропаганды насчет расказачивания.
Шолохов: «Красные режут людей. У них одни жиды да китайцы… Отцов и дедов ваших расстреливают, имущество ваше забирают, над вашей верой смеются жидовские комиссары»… Солдатов, услышав речи Кошевого о равноправии, взвился: «Ты, сукин сын, казачество жидам в кабалу хотел отдать?! - крикнул он пронзительно, зло. - Ты… в зубы тебе, и все вы такие-то, хотите искоренить нас?!»...
Шолохов вкладывает слова о жидах в уста врага – но типичный еврей записывает в антисемиты и Шолохова.
***
Суть вот в чем: типичный еврей не был бы типичным евреем, если бы не бахвалился попусту, если бы не возвеличивал себя и не принижал бы другие нации. Еврей не был бы типичным евреем, если бы не выпячивал свою нацию, любыми способами. Ведь масса самых разных писателей негативно высказывалась в адрес немцев, англичан, испанце, японцев, турок, курдов, армян и пр.
Ну. например, Достоевский: «Француз до сих пор думает, что он способен нравственно давить и уничтожать. Это тоже довольно забавный признак».
Вольтер: «Ужель всю жизнь я видеть обречён, / Как неустойчивы душой французы, / Как не в ладу их нравы и закон, / И как, закован в суеверья узы».
Гольбах: «Когда дело касалось религии, <…> французы, несмотря на своё врождённое легкомыслие и свою хваленую учтивость, оказывались жестокими и упрямыми, как дикие звери («Священная зараза или Естественная история суеверия»).
Гельвеций: «Эта опустившаяся нация стала теперь предмет презрения для всей Европы. Никакой спасительный кризис не вернёт ей свободы. Она погибнет от истощения. Единственное средство против её бедствий — завоевать её, и только случай и обстоятельства могут решить, насколько действенно такое средство. <…> Почему, спрашивают иностранцы, вначале кажется, что у всех французов одно и то же умонастроение и один и тот же характер, подобно тому как все негры представляются с одной и той же физиономией? Потому, что французы думают и мыслят не самостоятельно, но следуют в этом людям, занимающим важное положение…» («О человеке»).
«Угрюмое недовольство проявляется ими постоянно. Я меньше презираю эту нацию, когда вижу, что, будучи рабами и оказавшись для этого вполне пригодными, они всё же не научились носить свои цепи с улыбками угодливой признательности» (Шелли, письмо Пикоку).
Но ни французу, ни армянину, ни китайцу и т.п. не придет в башку собирать негативные высказывания о себе русских писателей! Типичный же еврей делает вид, что это только евреи такие несчастненькие, и забижает их именно русский народ.
Ноябрь 2025
Свидетельство о публикации №225112101237
Семен Сухолуцкий 22.11.2025 17:51 Заявить о нарушении