Слушай ангела повесть. эпилог. выбор есть всегда
Самолёт летел вперёд, бежали секунды, минуты, часы. Сон у Гошки пропал окончательно. Да и какой тут будет сон, если рядом сидит этот птенец общипанный и припадает на уши. Кино, где главным героем был Гошка, не заканчивалось. Вся его жизнь была выписана с мельчайшими подробностями. Было в этой жизни и хорошее, и плохое. Не всё зависело от Гошки. Люди всякие попадались ему, и злые, да и подлые – тоже. И так называемые «друзья», которые предавали и плевали в душу. Они сбивали его с толку, потому что он верил им, как самому себе. Но самое обидное – было много глупостей, совершённых самим Гошкой, то ли от недостатка ума, то ли от наивности. Семья-то была хорошей, полной, родители заботливые, бабушка, дедушка, тёти, дяди – все любили его. Родители приучали к порядку, заставляли учиться. Выручали из сложных ситуаций и в школе, и во дворе, а ситуаций таких было нема-ло.
Но безалаберность и взбалмошность мешали ему хорошо учиться, а ведь задатки-то были. Гошка мог сегодня получить пятёрку, а через несколько дней по этому же предмету приносил неуд. Он не прогуливал специально, но мог из солидарности с дружками сбежать с урока, а потом, из-за того, что он молчал, его выставляли заводилой. Его даже хотели поставить на учёт в Детскую комнату милиции. В шестом или седьмом классе он учился. Пришли к ним домой инспектор по делам несовершеннолетних и парторг школы (тогда ещё они были). И заявили об этом родителям. Мать выслушала обеих представительниц и спросила: за что? Ей ответили, что он плохо учится.
- Плохо учится не он один. На тройки учатся многие ученики, но их не ставят на учёт. Может, у него плохие способности? Он не прогуливает, не грубит, не хулиганит, не шляется. Он слушается родителей, он уважительно относится к учителям, он участвует в жизни класса, не отлынивает ни от каких заданий. Его не за что ставить на учёт. Ищите других кандидатов. И прошу больше к этому вопросу не возвращаться. До свидания.
Обе женщины, не глядя друг на друга и на мать, попрощались и ушли. Вопрос был снят с повестки.
- Молодчина у тебя мать! Не каждая на такое способна. Другая бы начала плакать, уговаривать, угодничать, юлить… А твоя раз - и отрезала. И выручила тебя в очередной раз. Вот кто в тот раз был твоим Ангелом-хранителем, как и в другие разы тоже. Много их было, видишь сам, всё тебе показал, напомнил, чтобы ты не забывал науку и делал выводы! – сердито буркнул Ангел.
- А ты-то где в это время был? Ведь ты должен меня охранять, а не мать!
- Глупый ты до сей поры. Мать – твой главный Ангел. Она тебя родила, растила, воспитывала, а я на подхвате был. Я рядом один, когда мать далеко. Теперь вот ещё и тётя твоя – тоже в роли Ангела выступает. Я отдыхаю в это время, ангелы тоже устают, особенно, когда у них подопечные такие, как ты, беспокойные и не взрослеющие с годами.
Гошка вспомнил, как мать заставляла его читать книги, а он, не успев дочитать страничку, убегал на улицу. Откуда зачастую возвращался в порванной одежде, с синяками и ссадинами, потому что гулял не там, где нужно. Была у него одна хорошая черта – он не умел врать. Только и правду не говорил, не выдавал своих друзей, которые потом предавали его. Вот и о том, что происходило в начальной школе, когда учительница била его, мать узнала значительно позже. Он не ябедничал.
Это говорило в его пользу, но вредило ему по жизни. Ведь и во взрослой жизни предательств было достаточно. Приятели бросили его и после той драки, и потом было много случаев, когда предательства повторялись. А ведь многим из них потом всё вернулось бумерангом. Гошка ничего для этого не сделал, но один из его обидчиков умер, второй покалечился, третий – здоровый когда-то парень, самоуверенный и наглый, не бедный, вдруг заболел и стал чахнуть на глазах, превратившись в еле передвигавшегося калеку. А Гошка жалел его, приводил домой, оставлял ночевать, кормил и относился по-братски. Хоть мать и выговаривала ему, что, мол, он-то с тобой плохо поступал, а ты его теперь жалеешь. На что Гошка отвечал: «Так посмотри на него, какой он несчастный, еле передвигается, жалко его!»
Он вспомнил, как мать, смеялась, прочитав в его записной армейской книжке, где он писал, что ему не так трудно было в армии, чем другим, потому что: «Наша мать приучила нас жить в любых условиях».
- Гошка, ты так написал, будто вы голодали, ходили голые и босые!
-Да я имел ввиду, что ты нас всему научила! – оправдывался он.
- Так, я-то поняла, а если кто-то чужой прочитает, подумает, что у тебя было детство с деревянными игрушками и в подвале с бомжами!
Гошка улыбнулся, глядя на эту картинку из своей прошлой жизни, и Ангел-хранитель хихикнул тоже.
-А это уже картинки из теперешней твоей жизни и из жизни твоей семьи. Вот мать в гости приехала, занимается с твоей дочкой, читает ей книжки. Так – Коваль, Саша Чёрный, сказки. Смеются обе, особенно Геля твоя закатывается. Это они Юрия Коваля сказку читают про волка Евстифейку. Смешная сказка, правда!
Здесь они «чаёвничают» в домике, который ты соорудил во дворе для дочурки по просьбе мамы. Геля выступает хозяйкой, угощает гостью – бабушку. Обе довольные друг другом, беседуют о чём-то. А вот они в храме «Рождества Пресвятой Богородицы», и вы с женой здесь. Это крестины Ангелины вашей. Бабушка – крёстная. Все радостные. «Ангел мой, будь со мной! Ты – впереди, я – за тобой!» - бабушка учит внучку так говорить, когда та идёт куда-то. Дочка на тебя похожа, и характером, и внешне, и внутренне. За ней глаз да глаз нужен! И Ангелы-хранители в лице родителей.
- А у Гельки есть Ангел-хранитель, какой он у неё, ты знаешь его?
- Конечно есть, у всех они есть. Я знаю всех Ангелов-хранителей всей вашей большой родни. Но сказать тебе ничего не могу. Скажу одно – он чудесный, похож на твою дочь.
-Скажи мне, если есть Ангелы-хранители, тогда почему столько людей гибнет и не только на войне, почему люди попадают в тяжёлые ситуации? Почему вы их не бережёте? Наверное, потому, что вы такие маленькие, как дети?
- Глупости говоришь! Ангелы все разные. Я маленький потому, что ты не повзрослел, судя по поступкам, всё ещё в детстве толчёшься, думаешь, что жизнь впереди. А жизнь на земле заканчивается быстро. Не успеешь оглянуться, а ты уже старик, и смерть на подходе. И за прожитую на земле жизнь придётся нести ответ на Небесах.
Ангел нахмурился. Гошка удивился перемене, произошедшей с ним. Ангел больше не выглядел ребёнком. Глаза его приобрели стальной оттенок, губы сжались. Он даже в размерах увеличился немного.
- Вот как тебя зовут? – обратился к нему Ангел.
- Гошка, разве ты не знаешь?
- Вот и ответ. Ты всё ещё Гошка - глупый маленький мальчик, а не взрослый мужчина! Ведь тебе дали при рождении имя Георгий. Знаешь, кто носит это имя? Георгий Победоносец – великий святой, который огромного дракона победил, древнего змия, диавола! А ты – Гошка! Вот и я не расту по твоей вине. И спасать мне тебя из всех твоих злоключений сложней сложного. Стань взрослым. Георгием! Будь защитником и опорой своей дочери, жене, матери, отцу, тёте. Чтобы ты их выручал, а не они из-за тебя, из-за твоей детскости, глупости плакали, нервничали, теряли здоровье и покой! А про то, что Ангелы-хранители не спасают – тоже не правда! Они бы спасали всех, но сами люди не дают себя спасать.
Почему на войне одни выживают, а другие гибнут почти сразу? Есть несколько при-чин, которые способствуют высокой смертности. Назову три основных.
1. Мат – это язык не Бога, дьявола. Ангел, когда слышит мат, глохнет и слепнет, не видит своего подопечного. 2. Спиртное – оно хорошо в малых дозах, как лекарство, в больших – это дурман, это потеря рассудка, а дураку сложно ориентироваться на войне, он плохо соображает, тормозит, а сейчас на войне нужен острый глаз и свежий ум. 3. Нет веры в Бога – а без Бога не до порога. Простые молитвы «Боже, милостив буди мне грешному» и «Отче наш» - спасают в безнадёжной ситуации. Их надо знать назубок каждому крещёному. А крест на груди – оберег от многих бед. И в обыденной жизни эти три правила актуальны! Может, ты слыхал такое выражение: у Бога нет рук, кроме твоих. Понимаешь, что это означает? Каждый сам себе в первую очередь должен быть Ангелом-хранителем!
Ангел уже не казался Гошке смешным или нелепым. Его слова звучали твёрдо и чётко. Он говорил взрослые тяжёлые вещи, каждое его слово входило Гошке в мозг, как раскалённое железо, заставляя вздрагивать, словно от боли. Он почувствовал себя маленьким и глупым, хотелось плакать от осознания бездарности прожитых лет. Сколько времени потеряно! Как исправить, что можно, и как не наделать новых глупостей? Будут ли у него силы для этого и хватит ли характера сопротивляться бесам, живущим внутри. А то, что они в нём живут, он уже не сомневался. Как мало правил, которым нужно следовать и как сложно их выполнять, привыкнув жить по иным законам, по которым все вокруг живут!
- Спасибо тебе, Ангел мой! Будь со мной, ты мне необходим, как воздух! – проговорил, Гошка. Он посмотрел направо, но никого не увидел. Ангел исчез, словно его и не было. Гошка стал крутить головой по сторонам, но напрасно, Ангела не было нигде. Соседи с двух сторон с удивлением смотрели на его заплаканное лицо.
-Что с вами? Вам нехорошо? – спросила женщина, сидящая через проход.
- Всё нормально, - пробормотал Гошка.
- Пристегните ремень, мы снижаемся! – подошла к нему стюардесса.
Через полчаса, получив багаж, он вышел из здания аэровокзала и пошёл к стоянке такси. Было солнечно и тепло. На небе не было ни одной тучки, и это в начале ноября. Багаж оттягивал руки, дойдя до стоянки, Георгий поставил чемодан и рюкзак, снял вязаную шапку, чтобы вытереть пот со лба. Он поднял руку и вдруг ощутил в ней что-то почти невесомое. Осторожно поднеся руку к лицу, он увидел белое пёрышко, которое показалось ему слегка взъерошенным. Георгий поднял голову к небу, оно было такое же чистое и безоблачное, лицо опахнуло свежим ветерком, он даже уловил шорох маленьких крыльев -Ангел-хранитель был где-то рядом.
Свидетельство о публикации №225112101243
Желаю вдохновения и в прозе, и в стихах, дорогая Татьяна!
Лидия Вакина 21.11.2025 16:07 Заявить о нарушении
Татьяна Мирчук 21.11.2025 16:46 Заявить о нарушении