Рецензия на фильм Хроники русской революции. 11. 0
дать только тогда, когда просмотрены все серии. Безгранично удивляют люди, которые
безапелляционно после просмотра одной или двух серий заявляют — Мне всё ясно, фильм
говно. И ладно бы , если бы эти люди были из тех, кто в СССР говорили про себя — моё
образование восемь классов и коридор. Нет, такое говорят люди, имеющие высшее
образование, имеющие отношение к искусству и даже имеющие театральное образование.
Им как-то невдомек, видимо, что герои фильма могут претерпеть эволюционные изменения,
да мало ли какие сюжетные повороты могут быть в фильме. Тем более, это касается фильма
,,Хроники русской революции'', где охватывается временной промежуток в двадцать лет.
А ещё, чтобы зритель мог объективно оценить фильм, любой художественный фильм,
хорошо бы ему знать пятый пункт, о котором я сейчас расскажу. Полагаю, что с точки зрения
дидактики делаю всё правильно . Соблюдаю постепенность и иду от простого к сложному.
Речь, увы, пойдет опять о теории искусства. Для меня -то НЕ увы, поскольку мне это
интересно. Речь пойдет о постмодернизме. Мы живём в эпоху постмодернизма, которая
началась во второй половине двадцатого века. К этому времени творцы в искусстве уже всё
перепробовали, и — вопрос , что же делать дальше?! Пришлось ,,придумывать''
постмодернизм. Совершенно понятно, что все современные кинорежиссеры работают,
скажем так, в условиях постмодернизма, и, разумеется, Андрей Кончаловский тоже.
Мало того, можно сказать, что фильм ,,Хроники русской революции'' снят им в жанре
трагифарса, а это редкость для российских фильмов о революции. Фарс — это сатира и
черный юмор. Перед войной и во время войны в высших кругах России было то, что можно
назвать пиром во время чумы. Многие зрители при просмотре фильма удивляются — почему
так много сцен в ресторанах?! А так и было в действительности. Чисто пир во время чумы!
Дать определение постмодернизму я попросил нейросеть ГигаЧат, и вот ее ответ:
,,Постмодернизм в искусстве — это направление,
возникшее во второй половине XX века как реакция на
строгие каноны модернизма. Оно характеризуется
отказом от абсолютных истин и универсальных
ценностей, многообразием стилей и форм, смешением
высокого искусства с массовой культурой,
использованием цитат и аллюзий, игрой с формами и
смыслами. Постмодерн стремится разрушить границы
между жанрами, стилями и дисциплинами, предлагая
зрителю самому интерпретировать произведение,
создавая пространство для множества интерпретаций и
смыслов. Этот подход подчеркивает относительность
истины, свободу творчества и отсутствие единой
художественной нормы.
Виктор Томилов
Насколько сильно постмодернизм проявляется в
современных российских фильмах?
GigaChat
Постмодернистские элементы широко представлены в
современном российском кинематографе, хотя степень
их проявления варьируется в зависимости от жанра
фильма, целей режиссера и аудитории. Вот некоторые
характерные черты постмодернизма, встречающиеся в
современных российских фильмах:
1. Ироничность и самоирония
Многие российские фильмы используют иронию и
сарказм для осмысления социальных явлений и
культурных стереотипов. Например, фильм Алексея
Балабанова "Груз 200" (2007) демонстрирует циничный
взгляд на советское общество конца 80-х годов,
используя черный юмор и абсурдные ситуации.
2. Игра с жанрами и стилями
Режиссеры часто экспериментируют с жанровыми
границами, создавая гибридные формы кино. Так,
комедия "Елки" (2010—2015) сочетает элементы
мелодрамы, комедии и социальной сатиры, объединяя
разные истории в единое повествование.
3. Использование цитат и аллюзий
Фильм Кирилла Серебренникова "Лето" (2018) насыщен
музыкальными и культурными отсылками к эпохе
русского рока 80-х годов, создавая многослойное
полотно, доступное для разных поколений зрителей.
4. Отсутствие однозначных моральных оценок
Некоторые современные режиссеры отказываются от
четких нравственных ориентиров, предпочитая
показывать сложность человеческой природы и
ситуаций. Фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" (2014)
исследует коррупцию и власть в современной России, не
давая простых решений проблемы.
5. Экспериментирование с формой
Режиссеры активно используют нестандартные
визуальные приемы и монтажные техники. Примером
может служить фильм Сергея Соловьева "Асса" (1987),
ставший культовым благодаря своей эстетической
смелости и новаторству.
Таким образом, постмодернизм присутствует в
современном российском кино, проявляясь в
разнообразии стилистических приемов, игре с жанрами
и цитировании культуры прошлого. Однако важно
отметить, что каждый режиссер индивидуально
подходит к интеграции постмодернистских элементов,
что позволяет создавать уникальные произведения,
отражающие дух времени и современность российского
общества.
Виктор Томилов
Приведите примеры российских фильмов в жанре
трагифарс
GigaChat
Трагифарс — это жанр, сочетающий трагическое и
комедийное начала, часто использующий гротеск,
абсурд и чёрный юмор. В российском кинематографе
этот жанр представлен рядом ярких примеров:
Классика советского периода
1. «Собачье сердце» (1988)
Режиссёр Владимир Бортко экранизировал
одноимённый роман Михаила Булгакова. История
профессора Преображенского, превратившего собаку в
человека, наполнена философскими размышлениями о
природе власти, интеллигенции и человеческих пороков.
Чёрный юмор сочетается с глубокими социальными
комментариями эпохи революционных перемен.
2. «Покровские ворота» (1982)
Михаил Казаков создал комедийный фильм с элементами
трагедии, показывая жизнь жильцов коммунальной
квартиры в Москве середины ХХ века. Смешение юмора
и грусти создает уникальный образ советской
действительности, полной бытовых проблем и
душевных переживаний героев.
Современный период
3. «Хрусталёв, машину!» (1998)
Алексей Герман снял картину, основанную на реальных
событиях, происходивших накануне смерти Сталина.
Через призму судьбы врача Хрусталёва режиссёр
показывает хаос последних месяцев сталинской эпохи,
подчёркивая абсурдность репрессий и страх перед
властью.
4. «Жмурки» (2005)
Балабановская картина погружает зрителя в
криминальную атмосферу девяностых годов.
Гангстерские разборки и жестокость сочетаются с
чёрным юмором, демонстрируя эпоху дикого
капитализма и распада старых советских порядков.
5. «Левиафан» (2014)
Андрей Звягинцев представляет историю
противостояния простого человека бюрократическому
произволу и коррупции. Трагедия героя сопровождается
горьким смехом над абсурдом российской реальности,
показанной через фантасмагорический пейзаж
Кольского полуострова.
Эти фильмы демонстрируют разнообразие подходов к
трагифарсу в российском кино, подчеркивая специфику
отечественной культурной среды и особенности
восприятия жизненных реалий зрителем.
Виктор Томилов
Есть ли фильмы российские о революции 1917 года в
жанре трагифарс?
GigaChat
Да, среди российских фильмов о революции 1917 года
встречаются примеры в жанре трагифарс. Хотя такие
картины редки, они выделяются своим уникальным
взглядом на события тех лет, соединяя трагизм
исторических потрясений с абсурдностью и юмором.
Рассмотрим два известных примера:
1. «Комедиант» (1992)
Режиссер Виктор Сергеев представил оригинальную
трактовку событий русской революции глазами
американского актера-комика Джека Фостера, которого
играет известный американский актер Пол Шендерфер.
Герой попадает в Россию в разгар гражданской войны и
оказывается вовлеченным в водоворот политических
интриг и боев. Фильм полон абсурдных ситуаций,
иронии и черного юмора, противопоставляя западному
взгляду на революционные события восточный колорит
и экзотичность русской жизни. Несмотря на свою
малозаметность, эта лента является ярким примером
жанра трагифарс.
2. «Небеса обетованные» (1991)
Хотя формально этот фильм Эльдара Рязанова
рассказывает о позднесоветском периоде, в нём
присутствуют элементы воспоминаний о Гражданской
войне и революции. Старики-беженцы собираются
уехать в Израиль, мечтая о счастливой жизни вдали от
трудностей и бедствий, пережитых ими в прошлом веке.
Их воспоминания о революции показаны сквозь призму
юмора и печальной иронии, подчеркивая трагичность
исторического опыта поколения.
Эти фильмы показывают, как сложно и интересно
отображаются исторические события через призму
трагифарса, совмещающего глубокий драматизм и
комедийный элемент. Таким образом, несмотря на
относительно небольшое количество картин подобного
рода, они занимают важное место в отечественном
кинематографическом наследии.''
Продолжение последует.
21.11.2025
Свидетельство о публикации №225112101327
