ЧП с атомной подлодкой

  Публикация  по  просьбе  Нико  Галины.

  Кажись,  этот  случай  не  описан  в  литературе  о  подводных  атомоходах.  Мне  его  рассказал  Степанцев  Юрий  Иванович,  капитан  первого  ранга,  бывший  командир  АПЛ.
    Его  лодка  дежурила  в  Тихом  океане  близ  40-ой  параллели  с. ш.  Было  начало  70-х  годов.  Он  знал,  что  в  том  же  районе  патрулирует  АПЛ  США.
  И  вот  его  акустик  засёк  шумы  американца.  Степанцев сразу  объявил  режим  полной  тишины;  надо  было  уточнить  пеленг,  а,  возможно,  и  дистанцию  до  лодки  США  и  симулировать  атаку.
  Но  американец  успел  “замолчать”.  Видимо,  его  задача  была  такой  же.
  Значит,  кто  первый  зашумит,  тот  и  проиграл.  На  борту  был  офицер-особист,  он  давал  оценку  “бою”.
    Вода в  океане  не  спокойна:  есть  подводные  течения,  вихри,  внутренние  волны,  спирали  Экмана  и  т. д.  Если  они  сблизят  лодки,  то  эффект  Магнуса  их  потянет  друг  к  другу.
   Короче,  через  час – взаимный  удар  “борт  о  борт”,  довольно  сильный.  Обе  лодки  дали  ход  и  рванули  в  разные  стороны.
  Осмотр  в  отсеках  серьёзных  повреждений  не  выявил.  На связи  с  базой  всё  доложили,  получили  приказ  идти  под  водой  в  пос. Рыбачий  на  Камчатке.
   “Когда  я  прибыл,  мне  назвали  имя  и  фамилию  командира  американской  лодки,  сказали,  что  он  был  в  Пёрл-Харборе  ещё  позавчера.  Дали  ему  выговор  и  задержку  очередного  звания, - закончил  рассказ  Юрий  Иванович.  – Ну  и  мне  точно  того  же  дали”.
  Значит,  в  Пёрл-Харборе  был  “Штирлиц”?
    Этот  случай  помешал  Степанцеву  стать  адмиралом,  хотя  его  поддерживал  Виктор  Дмитриевич  Фёдоров,  тогда  тоже  каперанг,  но  кандидат  в  командующие  Тихоокеанским  флотом.  Степанцеву  дали  должность  начальника  боевой  подготовки  ТОФ,  т. е. адмиральскую.  В  штабе  ТОФ  работала  и  его  дочь  Виктория,  в  секции  снабжения  флота  металлом.
   Но  тут – перестройка,  проблемы.  Степанцев ушёл  в  запас,  жена выбрала  для  жительства  Крым.  Там,  в  Симферополе,  Ю. И.  работал  инструктором  райкома  КПСС.  Но  часто,  каждый  год,  ездил  во  Владивосток.
   Во  Владике  он  и  умер.  Гроб  везли  в  бусике  трое  его  боевых  друзей,  бывшие  командиры  атомных  подлодок,  и  я.  Застряли  в  пробке  на  40  минут.
   “Не  хочет Юра  от  нас  уходить...” – заметил  старший  друг. Все  вздохнули.
  Похоронили  Степанцева  на  Морском  кладбище,  далеко,  близ  бухты  Патрокл.  Ждали  адмирала  Беленова  Сергея  Николаевича,  тоже  бывшего  командира АПЛ,  но  он  не  явился.
  А    потом  В. Д. Фёдоров  поселился в  Геленджике.  Мне  предложили  его  навестить,  но  вспыхнула война, и  в  РФ  мне  хода  нет.


Рецензии
За что же выговор командиру? Наоборот, надо было поощрить за осторожность, за то, что лодка уцелела, люди не погибли.
Какое-то злое у военных командование! Словно человек всё держит в своих руках. А ведь в море, на лодке всё зависит от капризов судьбы и случая.
Я так думаю...

Спасибо за статью!

Нико Галина   22.11.2025 15:25     Заявить о нарушении
Выговор за то, что оказался не лучше противника. поэтому оба наказаны одинаково. Ничья в бою равна неудаче. Да, в море многое зависит от случая, но не всё. Посмотрите у меня http://proza.ru/2016/06/25/427

Владимир Бородин 4   22.11.2025 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.