Приключения студента

Артем, молодой парень девятнадцати лет, приехал на каникулы к бабушке в деревню. Он вынырнул из душного автобуса, смахнул с высокого лба непослушную темную челку набок, отряхнул синие джинсы и голубую футболку и окунулся в мир деревенской свободы. Высокий стройный, он шел легко и быстро. Дорога от остановки до бабушкиного дома казалась знакомой до трещинки в асфальте. Но что-то изменилось.
   Старая деревня постепенно облагораживалась. Приезжие строили современные дома. Яркие фасады, огромные окна, спутниковые тарелки – все это казалось чуждым среди покосившихся изб и разросшихся палисадников.
     Постепенно стиралась история. Исчезали резные наличники. Их заменяли стандартные пластиковые окна. Старые колодцы уступали место водопроводу. Даже запах стал другим. Меньше дыма из печей, больше аромата кофе из современных кофемашин.
Артем вздохнул. С одной стороны, приятно видеть, что деревня не умирает, что в нее вливается новая жизнь. С другой – щемило сердце от потери того, что так дорого и знакомо с детства. Бабушкин дом, к счастью, пока оставался островком старины среди этого нового мира. Он надеялся, что так будет всегда.
Высокий дом с резными наличниками, широким крыльцом и верандой, оплетенной диким виноградом, стоял на возвышенности и гордо смотрел окнами на новомодные коттеджи. Девичий виноград укрывал стены зеленым плащом, создавал уютную тень. Резные наличники, выкрашенные когда-то в небесно-голубой цвет, потрескались от времени, но сохранили неповторимый узор. На широком крыльце, как и прежде, стоял старинный деревянный диван. Он звал к себе, обещая тихие вечера с задушевными беседами.
Артем улыбнулся. Он знал, что здесь его всегда ждут.
      Здесь люди жили в тишине и покое. Здесь Артем погружался в природу и книги. Старый дом являлся настоящей сокровищницей знаний. На пыльных полках стояли тома приключений, исторических романов, фантастических саг. Артём часами просиживал в библиотеке, погружаясь в мир героев и подвигов.
Бабушка, Ефросинья Степановна, в бело-голубом шелковом платочке на темных волосах, собранных в косу и ракушку, сидела, уютно устроившись на старом диване. Она рассматривала открывающийся вид. Изредка прикладывала к глазам армейский бинокль, оставшийся от мужа-военного, и отмечала, вовремя ли пришел рейсовый автобус. Она ждала внука.
Начался июль. Экзамены сданы. И ее маленький Артемка на днях должен нагрянуть. Когда автобус отъехал от остановки, бабушка встала и приложила бинокль к глазам. Наконец она увидела стройного юношу. Сердце тревожно забилось.
- Приехал, наконец-то, — выдохнула женщина.
Артем быстро дошел до знакомого дома, осмотрел и подумал: «Надо обновить краску на окнах и двери».
Бабушка увидела внучка и спустилась по высоким ступенькам на лужайку перед домом. Они обнялись и сели под раскидистую яблоньку передохнуть в тенечке.
- На долго приехал? — первым делом поинтересовалась Ефросинья Степановна.
- Как всегда, до конца каникул, — Артем обнял старушку, — в городе душно и скучно. А я еще не все книги прочитал.
- Вижу, понимаю. Настоящий историк должен много знать и читать, — бабушка положила голову на плечо внуку.
Затем спохватилась и скороговоркой проговорила:
- Что это я? Идем в дом, покормлю. Что будешь? Борщ зеленый или окрошку?
- Что нальешь, то и съем. Но ты же и второе приготовила, правда? Тогда зеленый борщ, второе и компот, — засмеялся внук.
- И я с тобой поем, а то в одиночестве кусок в горло не идет, — вздохнула Ефросинья Степановна.
После сытного обеда Артем отправился в библиотеку. Название приросло к небольшой уютной комнате с многочисленными шкафами и полками с книгами.
Дни потекли похожие один на другой. Но это нравилось Артему. Здесь он переносился в мир книг и мечтаний.
Артем помнил, что в библиотеке под окном стоял сундук. В нем бабушка и дедушка хранили вещи во время войны. Сундуком-путешественником называла его Ефросинья Степановна. Она не хотела расставаться с ним, потому что хранила память об умершем муже. Она частенько садилась на него и смотрела в окно. Никто не знал о чем она думает: о прожитых годах или вспоминает кочевую жизнь с кадровым военным.
Артем давно просил открыть раритет, чтобы покопаться в содержимом. Но бабушка отвечала, что мал еще, время не пришло.
 А этим летом она сама протянула внуку ключ и попросила пересмотреть вещи и выбросить ненужное.
Бабушка расположилась в кресле и принялась наблюдать, как внук достает старинные платья, сумочки, украшения.
- Бабушка, да таким вещам место в музее. Это целый клад! — изумился Артем.
- Доставай, доставай. Сам решай, что с этим делать. Только коричневый ридикюль оставь, это любимая сумка, а на дне сундука лежит тайна, — Ефросинья Степановна протянула руку и прижала к груди лаковое коричневое сокровище, память о молодости.
Артем раздвинул вещи и обнаружил пожелтевшую карту. Бумага истрепалась от времени и частых переездов, но надписи и рисунки оставались четкими.
На карте Артем увидел лес, реку и в самом центре странную отметку. Артём сразу понял, что карта сама по себе уже сокровище.
Бабушка увидела блеск в глазах внука и поняла, что каникулы он проведет в поисках и приключениях. Артем показал находку бабушке. Она лишь улыбнулась и рассказала легенду о спрятанном кладе, который якобы закопал в лесу местный помещик еще во времена крепостного права. Многие пытались найти его, но безуспешно.
- Бабушка, я с удовольствие приму участие в квесте, — внук не поверил ни одному слову бабушки. — Он понимал, что Ефросинья Степановна заранее приготовила сюрприз, чтобы на каникулах он не превратился в книжного червя.
- Бабушка, я завтра с утра отправлюсь по маршруту, приготовь мне сухой паек, — попросил Артем.
- Сухой паек, — машинально проговорила Ефросинья Степановна.
Она внезапно вспомнила, как муж просил собрать его в командировку. Иначе в их семье не называли боевые вылеты.
До первых петухов Артем собрал рюкзак с едой, водой и компасом и отправился в лес. На старой карте некоторые линии стерлись. Идти пришлось наугад. Но парень точно шел к местам, указанным жирными черными точками. На каждом этапе пути он находил предметы: компас, гильзы, ржавую саперскую лопату. «Наверное, здесь шли бои», – подумал Артем.
Лес его встречал неожиданностями. То заяц выскакивал из кустов, то над головой пролетала сова. Артем шел и думал: «Я попал в сказку. Не хватает неуклюжего медведя, хитрой лисы и серого волка».
Через несколько часов он добрался до реки. Когда переправился на другой берег, оказался в самой чаще. Вокруг стояли высокие деревья и непроходимые заросли. Артём начал искать отметку на карте. Он ходил кругами, сверялся с компасом, но ничего не находил.
Начало темнеть. Артём почувствовал усталость и разочарование. Он присел на поваленное дерево передохнуть. И вдруг его взгляд упал на старый пень, покрытый мхом.
- Сколько же, ты, дружок, простоял? Почему не дал жизнь росточку? — Артем обратился к остатку дерева.
Затем взял нож и стал счищать мох со старого пня. Но кора не выдержала натиска и упала на землю. Тут Артем увидел вырезанную фигуру, как на карте!
Сердце забилось с новой силой. Артём начал копать землю вокруг пенька. Через несколько минут его лопата наткнулась на что-то твердое. Он отбросил землю и увидел старый деревянный ящик. Он с трудом открыл его и замер от удивления.
В ящике лежали старинные монеты, драгоценные украшения и бумаги.
- Я нашел сокровище! — ликовал студент-историк.
Артем переложил находку в рюкзак, утрамбовал землю и поспешил домой.
Ночной летний лес дышал прохладой. Тьма, полная шепотов и шорохов, жила обычной жизнью. 
Хорошо, что светила полная луна. Она помогала Артему ориентироваться в лесу.
Аромат сосновой хвои смешивался со сладковатым запахом цветущих трав. Казалось, что лес затаился в ожидании чего-то важного.
Вдалеке ухала сова, слышалось перешептывание ночных птиц. Под ногами хрустели сухие ветки. Они оповещали обитателей о присутствии человека, незваного гостя в царстве ночной тишины.
На опушке мерцали светлячки, как крошечные звезды, что заблудились между деревьев. Они освещали пространство вокруг себя мягким волшебным светом.
Где-то в глубине леса журчал ручей, его тихий голос умиротворял и вселял спокойствие. Ночь в лесу всегда полна жизни, несмотря на кажущуюся тишину.
Артем решил воспользоваться найденным компасом. Благодаря ему блуждать по лесу не пришлось. Вскоре парень попал на широкую тропу грибников и вышел из леса.
Бабушка ждала внука. На веранде и пороге горел свет. Ефросинья Степановна хлопотала на кухне. Она чувствовала, что внук вернется не с пустыми руками.
Её ожидания оправдались. Артем путь от леса до калитки мчался со всех ног.
Он взлетел по ступенькам в дом и с порога закричал:
- Эврика! Нашел! Я нашел сокровища!
Бабушка вышла из кухни и обняла внука:
- Какой же ты большой и смелый! Я в тебе не сомневалась. Сейчас приводи себя в порядок и садись за стол. Потом расскажешь и покажешь. Ни я, ни ты не уснем, пока не поймем, что ты нашел.
 После плотного ужина Артем принялся рассматривать сокровища.
- Эти монеты тысяча восемьсот десятого года, — Артем поднес к настольной лампе кругляшок. — Маленький, потертый, он отливал тусклым золотом. Как завораживающе. История в ладони.
- Кольца, колье, ожерелья надо показать ювелиру, — посоветовала бабушка. – Но прежде отнеси в музей. Осторожно разворачивай бумаги, посмотрим, что там написано. В пыльных свертках, пожелтевших письмах, выцветших фотографиях старые вещи всегда хранят секреты. Каждая царапина, каждое пятнышко – часть большой, сложной головоломки.
Артем осторожно развернул первый лист бумаги. Она хрустнула, пробежала тоненькая нить разрыва сверху вниз.
- Чернила выцвели, но слова еще можно разобрать. Мелкий каллиграфический почерк, витиеватые завитки. Письмо адресовано Анне от некоего Николая, — прочитал Артем. — Слушай, бабушка:
«Моя дорогая Анна.
Пишу тебе в последний раз. Обстоятельства складываются так, что я вынужден покинуть эти края. Прости меня, если сможешь за то, что не смог сдержать обещание и забрать тебя с собой. Береги себя, моя любимая. Помни обо мне.
Твой Николай.»
Артем перечитал письмо несколько раз. Сухие строки, пропитанные горечью и отчаянием. Кто были эти люди? Что заставило Николая бежать? Куда он ушел? И почему это письмо оказалось спрятано в старом ящике и закопанном под пнем?
Находка разожгла в нем настоящий исследовательский азарт. Он чувствовал, что стоит лишь немного покопаться, и история сама начнет раскрываться перед ним, словно старинный, запыленный свиток.
Оставшиеся дни пролетели незаметно. Артем выкрасил дом снаружи и внутри, смазал петли в доме. На прощание пообещал бабушке написать или позвонить, когда разгадает тайну Анны и Николая.


Рецензии