Зеркало троллей или природа зла

 (Есть ряд аналитических, на стыке педагогики,эзотерики,психологии, статей. Когда-то я опубликовала их в ВК.  Меня всегда волновало: когда, в какой момент что-то пошло не так? Когда ребёнок стал на преступный путь?
В данной статье: мой опыт, анализ,предупреждение.)


 Когда появляется будущий преступник? Когда, в родзале, младенец слишком громко кричит? Когда, маленьким, обрывает бабочке крылья?
Когда ожидали мальчика, а родилась девочка? И досталось этой девочке всего: и упрёков, и побоев, и нелюбви.

Когда мать, оставшись одна, начинает выпивать, становится другой, а ребёнок – как сквозь пелену. Что-то бегает вокруг, просит есть, мешает отсыпаться после запоя. И, вот так, бесхозно, умудряется вырасти лет до двенадцати-пятнадцати. Гулять можно долго, хоть весь день - никто не хватится. С пацанами весело. Заброшки, подвалы, старшие ребята из соседнего двора. Захотели - отняли телефон, и подзатыльник следом, захотели - в супермаркете  продуктами разжились. Главное, Светку малую, Серёгину сестру, с собой взять. Она толком и говорить не умеет, пока охранник разберётся, почему ребёнок один, да что спрашивает, разлететься в стороны по пряным колбасным, мясным и алкогольным рядам.

 Правда, магнит стикеры снимать - один на всех, тут быстро надо. Но в этом-то и кайф. Чтобы жить не пресно, по-лоховски, а по-настоящему. Взрослые пацаны уже пояснили, что можно не учиться и не работать. Перебивая друг друга,  на «хате», в заброшенной двухэтажке, где в углу можно даже костёр развести, хватали жадно еду, (гамбургеры сразу, за углом магазина, проглотили), и ржали над неповоротливым дядькой-охранником. Под общие возгласы один из налётчиков со значением вытащил из-за пазухи пачку сигарет. Светку с братом, чуть постарше, забрала старшая сестра.
- Я чё думаю, - выпустил дым Борисыч, парень лет шестнадцати. - Тут, у дороги, рядом с рынком, склады. С Генычем прощупали, чё тока нет: порошки, мыло, косметика бабская.
- Да кому они нужны-то?
Борисыч зыркнул в сторону говорившего, но промолчал. Надо быть солидным, вот, как Петька Гвоздь. Тот третью ходку отмотал. «Тогда и слушать будут, - говорит Гвоздь, - и на всё подпишутся».
- По ходу, там дальше - интереснее. Стиралки, микроволновки. Может, и компы даже, - от Борисыча не ускользнуло, как дёрнулся Димка. Он единственный, кто постоянно жил дома. Но почти всегда один -  отец работал вахтой, и по три-шесть месяцев отсутствовал. Димке хотелось компьютер, но эта мечта была неподъёмной в силу всего.

Когда ребёнок встал на преступный путь? Там, в заброшке, когда договорились взять склад? 

НЕТ. Намного раньше. Пошли бы ребята на серьёзное ограбление (групповое), или нет, пострадал бы при этом сторож, или нет, уже не имело бы значения. Всё случилось раньше.
Тут очень много вопросов. И почему воры из хорошей семьи. А из так называемых «неблагополучных», вроде, и ничего.
Когда? Когда? Когда?

Вот хороший вариант. Обычная семья, где ребёнок растёт в тепле и любви, где привиты понятия сопереживания и доброты.
Когда мальчик, который отлично рисует, делает макеты и румбоксы,  которого хвалят в школе за рисование и окружающий мир, увидел, как отец, повздорив, ударил мать, и как та, падая, плачет, и вопит. Для ребёнка такие сцены, даже если без крови и поножовщины, хуже самого острого ножа.  Словно волна прибрежную скалу, они изрезывают мозг, впечатываются. Мальчик сочувствует маме, сопереживает, но рыдающей женщине не до него, она пытается разобраться, что случилось, куда приплыли, что с этим делать. Потом дойдёт до ребёнка, а пока. Мальчишка - в прострации. В этот момент - один во всём мире.
Он ведь тут, рядом, а, вот, мать, опустившая плечи, и вздрагивающая, непостижимо далека. Пару раз позвав, он  натыкается на тусклый взгляд в ответ. Женщина ещё долго в шоке. Ребёнок теряется. Для него, любимого и значимого, это страшно. Это почти конец. Взрослым-то понятно: подожди, мама придёт в себя, и по голове тебя погладит, и поговорит.

А детям - страшно. Поэтому, что бы ни происходило, не забывайте про ребёнка. Он тут рядом, и ему надо в первую очередь дать понять, что он любим и будет любим в любой ситуации! А потом объяснить, в щадящем варианте, что так поступать с женщиной  - неправильно. Нельзя бить девочек. И так не должно быть.
Это повторюсь, ещё хороший вариант. А если плохой, там отец мутузит маму регулярно, ещё и с улыбкой. Значит, - впечатывается у ребёнка, - так делать приятно, папа-то довольный. Вот где трэш.

А самое зло - в том, что и в том, и в другом случаях ребёнку остаётся - потерянность, и растущий внутри ком. Он, вроде, прежний, а сердце - туда будто осколок зеркала Троллей залетел. Имя этой энергии – жестокость. Она так же осязаема, как и нелюбовь, и ненависть. Ребёнок (повторюсь, он продолжает читать книжки, быть прежним, убираться дома, нормально учиться), но откуда-то появится желание. Просто руки будут зудеть. Поймать и оборвать крылья мухе, уколоть иголкой, повырывать ножки, одну за другой. А можно - целую кучу мух – в коробок, и каждый день мучать, а ещё, поджечь, или  разрезать. А любимого кота - загнать под диван, и пихать лыжной палкой.
Скорее всего, ребёнок не задаст вопросы: что это было, зачем; и никто об этом не узнает. Можно только представить дальнейшее. Семьи или живут дальше, на том же уровне, или падают на дно, спиваются, процессы усугубляются. Ребёнок уже не реагирует, привыкает с мамой прятаться от папы в подвале. На следующий день всё своим чередом. Но только не у ребёнка.

ЕМУ НУЖНА ОПОРА ПОД НОГАМИ В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ. Семейные ли неурядицы, развод ли, длительная нервозная атмосфера, переезд в другой город, перевод в другую школу, класс и пр.

Но и в этом случае не факт, что из ребёнка выйдет преступник. (мы именно этот аспект, напомню, рассматриваем. Это не про то, как папа говорил сыну, мол, решай свои проблемы сам, а сын мучался в новом городе, в новой школе, где потерял прежний статус, и где его реально унижали учителя. Дома, не смотря на внешне и внутренне дружественную атмосферу, этот ребёнок боялся лишний раз пожаловаться, упасть в глазах отца, а потом всю жизнь ему доказывал, что чего-то стоит. Став взрослым, этот мальчик точно так же угнетал своего (или не своего) ребёнка.
Очень многие, обретя известность, совершают вот такие каминг-ауты, рассказывают, что их в детстве угнетали, мучали эмоционально и физически.

Почему, кстати, так? Десятилетиями считали, что все травмы из детства, но, вот, появляются другие мнения.
Известный психотерапевт А. Курпатов считает, что мозг маленького человека и мозг взрослого, который в детстве, к примеру, мог пострадать от матери или отца - два почти разных аппарата. Нейроны меняются, образуются миллионы новых связей. Эти двое, образно говоря,  тот, незрелый, детский, и взрослый, не узнали бы друг друга, окажись они рядом.
Мы так устроены, говорит Курпатов,  лучше запоминается плохое. Хорошее - редко, среднее - никак. И, вот, дескать,  человек, столкнувшись с проблемами любого порядка во взрослой жизни, считает, всему виной, - и об этом трубят психологи, - плохое отношение мамы с папой, родных. «Меня не любили!» - осеняет человека, и бежит к психологу копаться в далёком прошлом, в себе маленьком, с теми нейронными связями.

И человеку, действительно, кажется, что отец его не любил. Ведь как-то ударил по попе.  Так закрепляется у маленького: меня не любят, потому что бьют. То есть, запомнился плохой опыт.
Иными словами, Курпатов считает, что исследованиями не подтверждается постулат о том, что все проблемы из детства. Возможно, говорю я, но как же тогда с маньяками. Там ведь замечательно чёткая картина. Неполные семьи, если полные, то нелюбовь, невнимание к ребёнку, агрессия, алкоголизм и т.д. Там подавляющее сходство в детских сценариях у маньяков разных стран и народов. 
Я всё же думаю, что, конечно, многие проблемы из детства, и если ребёнок говорит, что в детстве его не любили, то это неспроста, и дело - не в нейронах.
Потому как, если ребёнок был любим, он это знает даже при том, что мама или папа когда-то шлёпали по попе, или  ругали. 

Повторюсь, даже если ребёнок окружён любовью, но имеет место ругань, драки, и всё сопутствующее – в большой вероятностью будут проявления жестокости. Даже у детей-отличников, даже если ребёнок, вроде, сочувствует маме, что так поступать нельзя и всё такое, и если с виду он, вроде, разложил всё у себя в головушке. Нет.
Скоро, нет-нет, да и проскользнёт холодок в глазёнках. И маленький мозг оправдает, и постарается забыть то, что сделали зудящие ручонки: поломали цветок, покорябали дерево, побили маленькую соседку, и т.д. и т.п.
Конечно, однажды это проходит. А если нет, то, по общепризнанной воспитательной теории, родители, то есть, важнейшая составляющая социальной среды, не справились со своими 10%, возложенными на них.
Да, во всех учебниках именно так, воспитание личности: 90% - наследственность, и только 10% - влияние социальной среды.
Но значение этих 10% -  трудно переоценить! 
Данный пост – отражает субъективное мнение автора, с учётом его опыта, деятельности, понимания, анализа. Поэтому всё, о чём будет дальше, вы имеете право не принимать, спорить, доказывать обратное. Но! Все примеры - из жизни. Над природой зла, как оно возникает, я думала, сколько себя помню.

На моих, да и на ваших, наверное, глазах действительно благополучные семьи шли ко дну,  вымирали в алкогольной эйфории. И над судьбой каждого из них я всегда задумывалась, а позднее, анализировала. А мог бы студент высшего учебного заведения, с блестящими перспективами, высокий, симпатичный, приветливый парень, не спиться,  не опуститься? Если бы не ушёл к другой отец семейства, а прекрасная, красивая, ещё полная сил женщина, его мать, поначалу хорохорилась, мол, поест мужик котлет у той,  не очень некрасивой, полной, но более спокойной, да вернётся. А он не вернулся, хотя да, был рядом, и всё, что мог, для двоих детей старался, делал. А потом, наверное, навалилось, ведь человек слаб, и очень тяжело понимать, что вот так всё. И в доме ни с чем недостатка нет: «блатная» работа и связи позволяла многое. А потом как-то всё рассосалось, и друзья, и блат, с другим кавалером не сложилось, и красивая женщина осталась наедине с печалью. И сын помог, в магазин сбегал, и один раз, и другой. И маму «поддержать» тоже надо. И привык. А потом и дочка младшая - в магазин.
Почему именно с ними - так? Эта семья - моя боль.

Мы дружили с младшей дочкой красивой женщины, такой же красавицей, как  её мама.
Я каждого из них до сих пор, с теплом, вспоминаю только хорошее, и люблю.
Как Миша, брат подруги, азартно спорил с товарищем, возвращаясь домой, обсуждали какие-то интегралы в только что написанной контрольной!

Итак, есть несколько точек зрения на воспитание - общепринятая (светская), она отражена в учебниках,  школьных и вузовских. Про те самые 90 и 10%. Тут всё ясно более-менее.
Научная – вот тут интереснее. Поскольку тема больше про «криминальный» уклон, очень много исследований проводятся. Что виной всему - повреждение височной и орбитофронтальной зон головного мозга. То есть врождённый дефект, толкающий позже на совершение противоправных деяний. (учёные исследовательского Университета Нью-Мексико, США).
Ещё одно громкое заявление сделано опять же американскими учёными.
«Ген воина», он же «ген убийцы», влияет на выработку всем известных дофамина и серотонина (настроение и поведение человека). Исследование достойное, хотя у многих вызывает скептицизм. Особенно, заявление о том, что данный ген у разных этнических группировок встречается в разных пропорциях. В эту сторону человечеству лучше не углубляться, сами понимаете…

                Гены - не водица.
Влияние наследственности также трудно переоценить. Чуть позже я приведу слова доктора биологических наук, доктора филологических наук,  академика РАО, Т.В. Черниговской.
                А пока…

Чезаре Ломброзо, помните это имя? Итальянский врач-психиатр, прославившийся идеей о прирождённом преступнике. Ломброзо провёл внушительное исследование, не ограничившись черепами (живых и неживых преступников), а, изучая такие особенности их организмов, как: пульс, температура, интеллект, привычки, болезни, почерк.
По его мнению, преступники имеют врождённые физические и психические дефекты. Т.о. преступниками рождаются, и для каждого типа преступлений – свои аномалии. 
Труд «Человек преступный», правда, очень интересная работа.

Многие  профессионалы сегодняшнего дня, сотрудничающие с правоохранительными органами, и работающие в службах безопасности крупных компаний, успешно используют данную теорию, основанную на какой-то фатальной матрице лиц, склонных к преступлениям разного порядка. Описанные когда-то давным-давно типы, выявляющие  воров, аферистов, жуликов, насильников, убийц, - те же самые! 
(Видимо, свыше не меняли эти матрицы уже несколько веков!)
 
Конечно, смелые идеи тогда подверглись критике, т.к. немало высших чиновников имело схожую с описанной в книге внешностью прирождённого преступника. Ломброзо упрекали в том, что он не учитывает социальную составляющую. На закате своей деятельности, Ч. Ломброзо, и вправду, признал, что  теория не стопроцентно работает, и у значительного процента прирождённых преступников есть шанс стать нормальными личностями.
Учёный провёл исследование, описанное позже в труде «Человек преступный», снабдив, ни более, ни менее, фото настоящих преступников. (Лобмрозо сотрудничал с тюрьмами, иными учреждениями, имел возможность пообщаться с исследуемым, а иногда, и продолжить уже  с его черепом).

Что касается Т.В. Черниговской, то она приводит как раз замечательный пример по данной теме. (своими словами) В общем, известный ныне специалист, тоже проводит исследование мозга лиц, склонных к преступлениям, как у них все импульсы работают, частоты сканируют, энцефалограммы и все другие возможные методы. И как-то, в один из трудовых будней, его помощник, надо было тому случиться, занёс, среди прочих сканов (диски, какие-то носители) ещё один и попросил посмотреть. При этом помощник как-то мялся. Учёный, в присутствии помощника, посмотрел, уточнил, мол, а какие вопросы тут? Подтвердил, что да, имеются тоже весьма характерные для преступника импульсы и общая картина. В общем, не буду вокруг да около, это оказался скан мозговой деятельности самого учёного. Сначала тот был в шоке, потом отошёл, и занялся исследованием. Копнув как можно глубже, учёный выяснил, что действительно, о, ужас, в его роду, как минимум, двое убийц (если не ошибаюсь). Но не зря же учёный это учёный. Профессор сделал признание, что теперь и только теперь он понял, откуда у него действительно не самые приятные черты: агрессивность, вспыльчивость и пр., с которыми он боролся всю свою жизнь!

                Вот такая история.
 
Ну, и вишенкой на торте эзотерический взгляд на проблему. И он может шокировать, не понравиться, но тем не менее,  имеет место быть.
Итак, поскольку мы приходим сюда, или куда-то ещё, не раз и не два, - воплощаемся, так скажем, - то самое удивительное, что вот тот опыт, который
нам предстоит прожить именно тут, именно на планете Земля, в городе таком-то, в такой-то семье, у нас есть возможность выбрать ТАМ, в межвременье, куда уходят все, и находятся до следующего воплощения. Итак, там нам покажут (кто? Скажем, божественная сила, свет) возможные варианты, в какое тело мы, как души, попасть и какой опыт прожить. И, внимание, мы сами выбираем тот опыт, который хотим узнать. (правда, на месте уже ничего не помним, какие-то отблески предыдущего); даже ужаснейший опыт убийцы тоже выбирается добровольно. 
В итоге, чем больше опыта пройдено, чем больше воплощений прожито, тем душа опытнее, и воплощается со временем на всё более высоких уровнях существования разума.
 
Итак, тело, допустим, будущего преступника  - во-он, там, на земле, новорожденный ножками сучит, - будет словно скафандр для проживания и получения необходимого опыта на планете Земля.
И, кстати, по теории Ломброзо, у этого малыша в будущем значительно утяжелится подбородок, разовьются мощные челюсти, будет выступающий лоб, тонкие губы, громадные глазные орбиты, хорошо развитые клыки. Вырастут чёрные курчавые волосы и редкая бородка.
Не приведи господь.

Кстати, эзотерический взгляд на вещи прекрасно соотносится с теорией Ч. Ломброзо. Ведь должны быть какие-то универсальные, предупреждающие знаки со стороны Вселенной. Вот отсюда - и матрицы с чертами лиц, склонных к злодеяниям, столетиями сохраняющихся неизменными.
А со стороны общепринятой точки зрения – есть, как говорится, вопросики.

Человек то есть воплотился с определённой целью - получить опыт жизни криминального элемента. Хорошо, если он его получает, уходит себе, и дальше воплощается. А, вот, если ему не дали прожить опыт, тогда что? Общество ведь должно воспитывать, исправлять. Для этого и педагоги, и врачи, и вообще вся система нормального общества. Или поставим вопрос по-другому. Если он пришёл с этой целью, то должен ли он прямо упасть в эту криминальную бездну, сесть в тюрьму, стать настоящим «вором», или достаточно поверхностного ознакомления? (и ещё более нехороший вопрос: а надо ли его спасать, исправлять?)
И ответ, конечно же, надо. Мы же сейчас тут, и живём по законам общества, хотя тоже собрались в этой точке пространства не просто так, а каждый - со своей  определённой миссией.

И ещё один момент.

Выбирая ту или иную судьбу, говоря нашим языком, нам даются, как определённые черты внешности, фигуры, характера, так и «минимальный стартовый набор нейронных дорожек». Предфабричный такой. А потом уже наращиваются собственные нейронные связи. Это моё личное мнение, основано на всём прочитанном и узнанном.
Склонен к искусствам, - пожалуйста, вот такие связи, такие дорожки.
Склонен к спорту - другие. Может, и те, и другие сразу.
Это как добротная лыжня, проложенная  ратраком, припорошенная снегом во время несильной метели. Она там уже есть, понимаете.
Склонность к нехорошему, к сожалению, тоже имеется в комплекте.
Вот потому, при малейшем благоприятном стечении обстоятельств, один ребёнок быстро залопочет по-английски, а другой - нет, один - замечательно нарисует цаплю, а другому - надо потрудиться, один быстро бегает, высоко прыгает, ну и так далее. И с криминальным всё то же самое. Есть «стартовый набор», он может дать о себе знать.
Самое главное при практически любом взгляде на вещи, мы можем влиять. Даже Чезаре Ломброзо это признал!
Пока ребёнок мал, можем корректировать (не люблю это слово), направлять его, снижать уровень агрессивности, если есть такая склонность. Уделять внимание - тоже штампушка, тут всё сложнее, надо жить с ним прямо в унисон, понимать потребности, знать интересы. И это действительно титаническая работа.
Всем терпения!




 


Рецензии