Ни смартфонов, ни маньяков. Вселенная Драгунского
Почему? А чтобы включился ваш самый классный, продуктивный режим работы мозга, так называемая «дефолт-система». Согласно достоверным научным исследованиям, нужно не менее 23 минут, чтобы, как гирлянды, оживились один за другим нейроны, связались между собой дальние отделы мозга, и запустился этот режим.
Жаль, что переходя из поста в пост, мы всё-таки прерываемся. А писать очень длинные - не актуально в эпоху упрощения контента. Надо что-то придумать, возможно, себе в ущерб, но на благо читателю. (к 23 минутам ещё вернёмся)
Про соседку и горжетку, самосвал и светлячка.
Как показало время, детский менталитет, «всеобщее поле детского» действительно, тоже. Реагирует, подстраивается.
Если раньше обучение иностранным языкам считалось педагогически обоснованным начинать не ранее 4 ого класса общеобразовательной школы, (я тоже так считаю), то сегодняшние детишки чего-то разучивают, бесконечно подготавливаются к школе, лет так с трёх-пяти. Причины, скорее всего, социального характера.
Считалось, что не двигаться, не гулять определённое количество времени для ребёнка, у которого идёт активное формирование скелета, недопустимо. А они, гляньте-ка, живы-живёхоньки!
Сидят себе по домам, или, кстати, на площадке, крючком, в телефоне. Строят себе домики из кубиков, крафтят. (плохо, что свинок убивают) Ну, живут же, между делом уроки делают, ходят на секции-студии, понемногу общаются.
Но ведь подстроились! Но заковырка всё в тех же 23 минутах, и в смещении приоритетов.
Что всегда любили дети? Иг-рать. Игровая деятельность - это основная та-та-та особенно у дошкольников, и у младших школьников. Всё через игру. И лучше всего: живую, с живыми персонажами. Соседями по дому: Витькой, Пашкой, Женькой, Анжелкой. Тут вам и социализация, и конфликты, и решение конфликтов, и опыт, и «Завтра выйдешь?», стремление закрепить опыт, повторить, и улучшить результат.
Уличные игры, конечно, не исчезли, их много, но сместились приоритеты. И если плохая погода, пуржит (самое клёвое во все времена), то ребёнок сразу же предпочтёт игру компьютерную.
Облегчит себе задачу. Пенять тут не на что - у всего мира сейчас так. Стремление к комфорту, общая установка на гедонизм. Мы же с вами их, помните, в торговых центрах, на колясках, выгуливали?
В какой игре за то, что выручил друга, дают бонусы? В какой вообще за то, что прокачиваешь подобные скиллы, «умения», «навыки», «стамину», на тебя обрушивается фейерверк всевозможных привиллегий, баллов, чего там ещё?
А ведь как это круто! В рамках блокбастерского сюжета прокачать скромность, ответственность, воспитанность, взаимовыручку.
Закрепить привычку не врать, не лицемерить, любовь к природе, к животным.
За такую игру разработчикам точно бы дали Нобелевскую премию. Но она не нужна такая – сверхпопулярная.
Нет, есть игры такие, там спасают козочек и коровок, но они – не в тренде. Они более детские, мягкие. А дети любят настоящие игры.
И тут таится ещё одна опасность. Пока не забыла. Заметили, как выдёргивают детей из всего «детского»: реалий, понятий, персонажей. Есть известные, молодые блогеры, на которых дети очень равняются. Квартиры, машины, миллионы Есть совсем маленькие девочки-блогеры, с макияжем, на каблуках, коротких юбках, и поют песенки не совсем детского содержания: о любви, о парнях и поцелуях.
Идёт моя третьеклассница и рассказывает про мальчика из класса. Мол, у него уже есть «девушка». Я говорю: «Какая девушка? Вы - девочки, и мальчики».
- Ну, хорошо. У него есть девочка.
Есть мнение, что компьютерные игры оттачивают экономические, строительные навыки, умение пространственного мышления. Возможно, но на мой взгляд, тут задействована поверхностная, алгоритмичная сфера. Даже если поставить новую задачу, и предложить её решить, то ребёнок не создаст новую нейронную связь, а воспользуется старой.
Как живо, к примеру, детей обучают экономической грамотности, и элементам юриспруденции даже! Вообще патовая ситуация, когда на подобном занятии, преподаватель, доносящий (естественно, не от себя лично, а в соответствии со школьной программой) чадам тему наследства(!), с которой большинство нормальных людей знакомится, по крайней мере, после двадцати. Так вот, нет, чтобы на примере старого мельника и его трёх сыновей, младшему из которых достался вроде бы никчемный кот. А кот этот возьми, да и приведи его к успеху, богатству и любви. «Кот в сапогах» был бы замечательной иллюстрацией.
Так вот, нашёлся мальчик, которого очень повеселила тема урока.
- А мне ваше колечко понравилось, не оставите в наследство? – съязвил ребёнок, и ввёл учителя в полнейший ступор.
На занятии присутствовала дочка преподавателя, которая немедленно разрыдалась: «Я не хочу, чтобы мама!» И другие, чувствительные дети, тоже пережили на самые лёгкие моменты.
Театр абсурда, согласитесь. Рано им ещё. Зачем?
Вроде, воспитываем, мол, не в деньгах счастье, помоги товарищу, если он в беде, все эти беседы о важном в школе. Какая-то движуха есть.
Впору вводить новые предметы и курсы: социализация, общение лицом к лицу, как дружить долго и счастливо (детей, действительно, не учат правильно дружить. Отсутствует значимость конкретного друга - его всегда можно заменить и пр.)
Потому что реалии другие, скажете вы. Верно.
Дружить, защищать товарища («товарищ» - это не архаизм, а форма сплочённости на самом деле), любить родину.
Что у нас на работе? О чём мы говорим дома? Я не о начальниках, их всегда обсуждают, такая судьба. «Подсидеть, съесть, уйти кого-то, прогнуться, пропихнуть», что ещё? «Порешать вопрос».
Про школу и школьные родительские группы - разговор отдельный, сложный. По атмосфере видно: разобщённость, стремление «моя хата с краю, у моего чада хорошо, и ладно», в принципе, невмешательство ни во что: ни в плохое, ни в хорошее. Это хорошая позиция в нашей взрослой жизни. Но мы, взрослые, уже получили какую-то базу.
Неплохую, кстати, я считаю. Нравственную, моральную – какую угодно. Мы уже понимаем, что мы делаем, когда, к примеру, нас просят посодействовать в чём-то, что от нас зависит. И что может повлиять на другого человека.
К сожалению, взрослая жизнь пронизана моральными компромиссами, многие профессии напрямую связаны с вещами, далёкими от морали: юристы, чиновники. Да и каждый рядовой менеджер сейчас настроен на то, чтобы вас в мягкой форме обмануть, принудить что-то выбрать.
Мы прекрасно понимаем, что делаем. А дети? У них этой базы пока нет. Допустим, в младшем школьном возрасте. Не все, конечно, многими детками родители занимаются, стараются эту базу сколотить, не смотря на весь маркетинговый мир, где детей с утра до вечера приучают к продажам, выгоде и обману.
Но они же (в основном) на нас равняются, наши разговоры, нашу позицию впитывают. В результате, когда одному ребёнку в школе наваливают, другие – тоже или закрывают глаза, или делают вид, что не видят, а при разбирательстве деток-свидетелей происшедшего быстро переубеждают, скажи, мол, что ничего не было, не видела, не знаю. «Не видела, не знаю! – лопочет несчастный ребёнок.
Всё из жизни, кстати, примеры. Не хотелось вообще о школе говорить, в принципе, но задеть придётся. Школа, как один из социальных институтов блюдёт свои интересы, и главное ей что? Как в поликлиниках, больницах, роддомах, - да везде, - статистика.
Наши бедные маленькие дети, со смартфонами-щитами в ручонках!
Я же хотела совсем о другом! Я же про Драгунского собиралась, про его замечательную вселенную, полную мальчишек и девчонок.
Ну, точно наберётся на 23 минуты!!!
Виктор Драгунский – это топ.
И ностальгия, и релакс, и весь этот винтажный ряд: аппараты с газировкой, воздушные шарики на Первомай, телефоны проволочные, чтобы из одной квартиры в другую, и космические корабли, возводимые на песочницах.
А какие события тогда были. Человек полетел в космос, и - мальчишки в рассказе «И мы!» играют в «Беркута» и «Сокола». Это позывные такие у космонавтов.
Кстати, о песочницах.
Вот, давайте перечислим хотя бы 5 моментов из рассказов В. Драгунского, которых сейчас нет и не будет, наверное.
1. Дети друг за другом не заходят. Максимум, договорятся где-то встретиться.
2. В гости друг к другу по большому счёту не ходят. В болезни одноклассники не навещают.
3. Маму в песочнице не ждут. Маму вообще на улице допоздна не ждут, а уж в песочнице!
4. Обмен самосвал - на светлячка («Он живой и светится») невозможен. Самосвал в ценности потерял, разве только у совсем малышей. Ну, а светлячками сейчас какого мальчишку удивишь?
5. Не устраивают бои в кинотеатрах, поддерживая красноармейцев. «Сражение у чистой речки».
6. Не играют совсем в мушкетёров. «Кот в сапогах».
7. Нет тёплых взаимоотношений с соседями, соседками. Разве можно представить, что соседка поможет завершить маскарадный образ, найдёт хвост от старой горжетки, и выйдет чудесный кот в сапогах! «Кот в сапогах».
8. Разве можно сейчас представить, что бывшая соседка, встретив знакомого мальчика, семья которого переехала, отведёт его прямиком в цирк. Мальчик шёл себе с помидорами и сметаной с магазина, а тут, - раз, и в цирк. И не просто попал, а по-настоящему, по-цирковому, помогал в номере с самим Карандашом!!! «Не хуже вас, цирковых».
Вселенная Драгунского – это такой мир полной безопасности для детей, где
они не привязаны к смартфонам, свободно передвигаются в рамках своего и соседнего двора и магазина. И совсем нету страшных дядек – Бармалеев.
Есть, конечно, хорошие моменты. Костюмы по-прежнему любят, репетируют спектакли с удовольствием, общаются в мессенджерах, играют там же, много мастерят руками. И вообще…
Насчёт 23 минут.
Это, напомню, из нашумевшего выступления психолога и куратора Сбербанка, психотерапевта Андрея Владимировича Курпатова. Тогда, в 2020, на деловом завтраке, в Давосе, с бизнесменами, он открыто заявил о «цифровой дебилизации», о влиянии гаджетов на детей. Выступление небольшое, но насыщенное.
Остановить процесс, видимо, невозможно, но Курпатов чувствует ответственность, поскольку и сам настороженно относится к цифровизации.
Посмотрите, вспомните.
Конечно, всегда можно сказать, что, мол, раньше было лучше. Но ведь это, правда, так. Повторюсь, почему не продвигаются те качества, на которых Россия всегда стояла и была, и будет непобедима?
Скромность, ответственность, воспитанность, правдивость, доброта, любовь к матери, к Родине.
Свидетельство о публикации №225112101727