Средневековая городская культура азербайджана
С принятием ислама произошел коренной перелом в исторической судьбе Азербайджана. Вхождение его в состав Халифата, активные экономические, культурные и духовные связи породили общемусульманские черты в материальной и духовной культуре. Все это предопределило бесповоротный общемусульманский путь развития средневековой культуры Азербайджана. После подавления восстания хуррамитов в IX веке
процесс исламизации в Азербайджане приобрел массовый характер, и произошло окончательное утверждение ислама. Интенсивная интеграция со странами Ближнего и Среднего Востока ускорила процесс формирования общемусульманских черт в культуре Азербайджана. Урбанизационные процессы, феномен мусульманской цивилизации, ускорились и в Азербайджане. IX–X века ознаменовались введением инновации во всех сферах городской культуры. В это время утвердился тип города, который без принципиальных изменений просуществовал на протяжении всего средневековья. Изменилось положение города. Город-крепость, которым он был в IV–VII вв., превратился в крупный политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр. Становление необходимых социально-психологических условий и укрепление городского образа жизни способствовали усилению активности и инициативности населения в различных городах, оказывая положительное влияние на производственное, демографическое и культурное развитие общества. Города стали местом концентрации производственного, культурного и интеллектуального потенциала, важным очагом прогресса. Подобно городам мусульманского Востока, города Азербайджана в основном имели трехчленную планировочную структуру: цитадель, шахристан и рабад. Итоги археологических раскопок Бейлагана, Шамкира, Гянджи, Дербенда, Шемахи, Шабрана, Хараба-Гилана и других городов
позволяют констатировать, что в то время города Азербайджана в процессе социальноэкономического, политического и культурного развития со сложной планировкой и городской структурой превратились в крупные исламские центры на Кавказе. Роль культовых сооружений в создании архитектурного облика городов и других населенных пунктов была весьма существенна. Главное культовое сооружение – мечеть – являлась одной из обязательных построек городов. Джума-мечети были важными религиозными центрами и занимали важное место общественной жизни городов. Ранние Джумамечети Азербайджана известны по Дербенду, Шемахе и Ардебилю.
Минареты – неотъемлемые части мечетей – доминировали над каждым средневековым городом Азербайджана, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Они
воздвигались рядом с мечетью и объединяли ее с пространством окружающего мира, с
простором неба, с тесно обступающей городской застройкой. Минареты Азербайджана представляют собой слегка сужающийся вверху цилиндрический ствол на восьмигранной призме, служащей продолжением кубического основания, своего рода пьедестала.
Как правило, в верхней части цилиндрического ствола минаретов устроен значительно
выступающий шерефе – балкончик для муэдзина, поддерживаемый поясом сталактитов.
Минареты Азербайджана завершаются легкой надстройкой в виде фонаря. Распространение и укрепление ислама в Азербайджане, подобно другим регионам мусульманского мира, стимулировало строительство учебных заведений (мектебов,
медресе). Обретение знаний всегда поощрялось в мусульманском обществе. Медресе
открывались главным образом при Джума-мечетях. Они являлись главными центрами распространения исламских традиций. Ранние медресе не имели жилых помещений и
состояли обычно из библиотеки и аудитории. Вероятно, худжры-кельи для преподавателей и студентов появились во второй половине XI в. Остатки медресе XII века археологически выявлены и изучены во дворе Джума-мечети Шемахи в 1983–1985 гг. Распространение и утверждение ислама в стране находят свое отражение в формировании и развитии нового стиля в декоративно-прикладном искусстве. Особого разнообразия и большой красоты достигли изделия художественных ремесел. В них с совершенством и гармонией сочетаются орнамент, каллиграфия и живопись. Средневековые мастера художники, используя мотивы или элементы, полученные из геометрии, флоры и фауны, с большим художественным вкусом украшали свою продукцию, при этом, не нарушая функциональность предмета. Орнамент стал той
демократической формой художественного воплощения духовных и религиозных задач
ислама, которая была доступна всем слоям мусульманского общества. В декоративно-прикладном искусстве каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента.
Художественная керамика выступает наиболее массовым видом исламского
декоративно-прикладного искусства, и в ней особенно ярко проявились характерные черты художественной культуры эпохи – особенно тенденция к синтезу искусств. Уже в начале рассматриваемой эпохи сформировались основные принципы, определившие пути развития художественной керамики. Большое значение имела узорная обработка поверхности изделия. Археологические материалы свидетельствуею, что уже в конце VIII века гончары Азербайджана осваивали производство глазури и в керамических центрах страны началось производство глазурованной художественной керамики. Глазурью покрывалась в основном столовая посуда. Археологические материалы средневековых памятников Азербайджана показывают, что в изделиях торевтики также отчетливо проявилась характерная черта исламской художественной культуры – тенденция к синтезу искусств, с большим совершенством и гармонией сочетавшаяся с орнаментом, каллиграфией и живописью. Широкое распространение получили образцы торевтики, богато украшенные геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами, нанесенными в основном чеканкой. Часто надписи имеют религиозное содержание.
Источник: АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №4 2018
Свидетельство о публикации №225112101782