Исламизация балканского полуострова. Босния

Исламизация государств Балканского полуострова связана с завоевательной политикой Османской Империи, которая распространялась не только на Восток, но и на Запад. Столкновения между османами и населением Балканского полуострова начались ещё в XIV в., однако активное завоевание данного региона началось после взятия турками Константинополя в 1453 г., через три года пал сербский Белград, к 1480-ым гг. были захвачены Босния, Герцеговина и Албания. Результатом завоевания балканских земель стали не только экономические, социальные и политические изменения, но и
культурные и религиозные. Одним из их итогов стала исламизация боснийской территории, которая в течение нескольких десятилетий стала «самой исламизирован
ной европейской провинцией Турции». В исторической науке существуют две точки зрения на данный процесс. Первой, в основном, придерживались хорватыкатолики и францисканцы, которые считали, что Босния и Герцеговина должна находиться под властью римскокатолической церкви. Они связывали исламизацию региона с тем, что аристократия и верхушка боснийской христианской церкви добровольно сдали земли туркам и перешли в ислам, чтобы сохранить свои привилегии. Вторая точка зрения объясняет исламизацию боснийского населения с религиозных позиций. Боснийская церковь была образована в XII в. и имела собственное религиозное учение. Современные исследователи полагают, что в нём были тесно переплетены римско-католические, православные и богомильские догматы и обряды. В связи с этим ни западная, ни восточная церковь не признали Боснийскую церковь: учение считалось еретическим. Подобное отношение к западной церкви было связано ещё и с тем, что монашеские ордена и венгерские войска вторгались на территорию Боснии и Герцеговины на протяжении XIII-XIV вв. Католическая церковь не находила поддержки у широких народных масс. С усилением османского вторжения на территорию Балканского полуострова обострились противоречия между боснийской знати: католики поддерживали вторжение венгров; остальные, в основном приверженцы богомильства, обратились за помощью к туркам. В этот же период начались гонения на местную церковь: король Твртко II (1421-1443 гг.) и его преемники, желая получить
помощь от папских орденов в борьбе с османами, пытался провести католизацию
местных жителей. Отделялась Герцеговина. Междоусобицы на территории Боснии
и Герцеговины позволили османам окончательно завоевать данные территории.
C 1480-ых гг. началась волна исламизации: по оценкам некоторых исследователей, число мусульман среди населения Боснии и Герцеговины составляло около
70-75%, по другим – одну треть. В пользу успешной исламизации региона говорит тот факт, что в 1580 г. был создан самостоятельный Боснийский пашалык (эялет), в который были включены Босния, Герцеговина, Зворник и Клиш. Постепенно Босния «стала настоящим «эльдорадо» лучших янычар Османского государства». Многие выходцы из этих земель были не только верными солдатами султана, но и талантливыми административными и военными деятелями. Об эффективности исламизации боснийского региона говорило и то, что Боснийский пашалык был единственным
стабилизатором отношений между султаном и христианскими народами, а также защитником границ. Это привело к усилению местной мусульманской знати, которая в дальнейшем желала добиться широких автономных прав внутри империи и теперь противостояла не только внешним противникам, но и внутреннему султанскому управлению. Вместе с усилением местной власти начал формироваться боснийский этнос, причём «религиозная принадлежность стала восприниматься как этническая
общность», и к концу XVIII в. Босния окончательно превратилась в «новую страну, став порождением османо-мусульманской цивилизации». Таким образом, исламизация Боснии и Герцеговины можно назвать историческим прецедентом: христианская земля практически добровольно подчинилась исламским завоевателям. Вместе с этим данный
процесс имел и положительные стороны: крепло национальное самосознание боснийцев и появлялись идеи о сепарации и автономии.

Источник: - Исторические науки - International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 10-1 (49), 2020 ИСЛАМИЗАЦИЯ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА: БОСНИЙСКИЙ И
АЛБАНСКИЙ ТИПЫ


Рецензии