Стабилизация. Часть вторая

Часть вторая

ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ ХВОЙНЫЕ МОЗГИ

-- Ты сказал, что с растениями проще. Но если мы, как и растения, состоим из клеток, то устройство должно быть схожим.
-- Да. Только на клеточном уровне. С некоторой натяжкой. У растений нет такого сложного обменного процесса, как у человека. И это позволило нам занять более высокую ступень эволюции живых организмов. Правда, лишило нас способности получать внутреннюю энергетическую подпитку из неорганического сырья. Мы сложнее растений, умнее их, мы их едим )
-- Ну, это мы так себя успокаиваем, считая себя умнее. Мне кажется, мы не знаем, мечтают ли лошади и голуби. Не знаем, что чувствуют растения, когда мы отламываем ветку.
-- Успокойся! Растения ничего не чувствуют. У них нет нервной системы, как у человека. Хотя определённые сигнальные механизмы есть. Они более примитивны. Растение легко обмануть. Изменением климатических условий можно сбить растение с толку. Если погода ухудшалась и даже лето походило на осень, в какой-то момент, а после снова погода улучшилась, растение может воспринять это за весну и снова зацветёт. Так иногда яблони цветут в августе или сентябре. Человек на такой трюк не попадается. Человек себе изобрёл календарь и знает, когда реально наступает какое время года.
-- А я слышал, что растение отзывчиво на хорошее отношение к нему. И, вроде бы, какими-то приборами замеряли панику растения. Такое бывает?
-- Я тебе рассказывал про испарение воды с поверхности растения. Но испаряться может не только вода, но и ароматические вещества, довольно сложные соединения. Эволюция так организовала жизнь растения, что оно для разных целей производит разные соединения. Одни могут своим вкусом и ароматом привлекать тех же опылителей. А для каких-то опасных любителей полакомиться сок и аромат могут быть ядом. Но это не говорит о каких-то умственных способностях. Растение не распознаёт друзей и врагов в лицо. А то, что могли замерять приборы, зависит от методов измерений. Если ты тронул листок растения, ты мог передать ему статический разряд. А помнишь, как мы говорили о жидкости в клетках растения, сравнивая с электролитом. Электролит проводит ток. И вот полученный от тебя статический заряд пошёл передаваться от клетки к клетке. По токопроводящему соку ток потёк к земле. Это подобно перетоку энергии молнии из антенны громоотвода в заземляющую часть. А там где есть электрический ток, наводится магнитное поле. То есть, ты своим прикосновением можешь породит процесс, который может протекать не только в тканях растения, но и в гусаке водопроводного смесителя. Ты думаешь, у кухонной мойки есть своя нервная система? )
-- Но когда растение обрезаешь, вместо срезанной части начинают расти новые побеги. Как-то растение чувствует же потерю.
-- Да. Если в растении запасены питательные вещества, то его генетическая программа заставляет его расти при благоприятных условиях. Так происходит при посадке семян. Семя почувствовало воду и тепло, выпустило корень для сбора воды и полезных химических элементов, ещё выпустило побег, на котором часто вырастают листовые пластины для сбора энергии и других функций. И когда семя выполнило свою функцию, аккумулятором энергии становится корневая система. Она часто прячется в грунте, где способно пересиживать неблагоприятные климатические условия, типа зимы. Весной появляется вода и тепло, начинается новый цикл роста.
-- Мы в зиму тепло одеваемся. А как растения выживают? Деревья же замерзают, как ледышки.
-- А деревья научились стабилизироваться. Выглядят, как мёртвые, но остаются живыми. Растения, которые не умели стабилизироваться, вымерли. Или живут в краю вечного лета. А наши растения с наступлением неблагоприятного периода прекращают сокодвижение по тканям. Иногда в клетках остаётся лишь какое-то остаточное количество влаги, которое не приведёт к размерзанию клеток. Вода же, в состоянии льда, увеличивается в размерах. Если растение не подготовилось к морозам, его ткани разорвёт замерзшая в клетках влага. А теперь подумай, что будет с человеком, если его заморозить.
-- Его ткани тоже разорвёт?
-- Естественно.
-- Но есть же программы по сохранению тел для будущей разморозки и оживления.
-- Жулики. Замороженное тело человека невозможно оживить так, чтобы восстановилась личность. Даже, если удастся сохранить ткани от разрыва замёрзшей воды в клетках.
-- Но замораживают же сперматозоиды и яйцеклетки. И после размораживания даже с их помощью дети рождаются.
-- Эти одиночные клетки обрабатывают специальным криопротектором, который предотвращает разрушение тканей при замерзании воды в них. Так то единичные клетки. А как ты всего человека пропитаешь криопротектором? И что нам важно при оживление? Оживить какие-то части тела или мозг?
-- Ну, оживлять нужно всё.
-- А если мозг перестал работать, как прежде? Это будет считаться успешным оживлением человека?
-- Но я слышал, что некоторые люди сильно замерзали в снегах. Их откапывали и чуть ли не выводили из анабиоза.
-- Но не из глубокой заморозки. То были живые тела с очень замедленным метаболизмом. Так зиму переживают и некоторые вечнозелёные растения, у которых хвоя или листва не опадает зимой. У хвойных растений хвоинки переживают три-четыре зимы. После, всё равно, отмирают и осыпаются.
-- Я бы тоже хотел не умирать, лет в 70-80 засыпать на как бы зиму. А после ещё прожить один период лет на 70-80.
-- Но ты не хотел бы, чтобы у тебя мозгов оставалось столько же, сколько у хвоинки ) Вот мы и вернулись к простому устройству растений. Они ведут себя, почти как роботы. Гораздо примитивнее животных.
-- Ладно, голову не будем замораживать, чтобы она не забывала всё, что составляет её разум. Можно же её сохранить, как в романе "Голова профессора Доуэля".
-- Есть такие смелые проекты. Советский учёный Демихов пересаживал голову одной собачки на тело другой собачки. Пересаженная голова даже лакала языком из чашки. Примитивная работа мозга. Мы не можем спросить собаку о её мыслях после операции пересадки.
-- Сейчас наука так развита, что уже, наверное, дальше продвинулись.
-- Только хотели. Всех взбудоражил итальянский хирург Канаверо, который обещал разработать процедуру пересадки головы человека. Есть некоторые генетические заболевания, которые не дают телу правильно развиваться, но при этом не затрагивают голову. Такая злая шутка природы. Генетический сбой. При прежнем уровне медицинского ухода, такие пациенты доживали лет до 20-30. В 2015 году российский инженер Валерий Спиридонов высказывал желание стать пациентом Серджио Канаверо. Валерий больше верил в силу науки, чем в своё долголетие со страшным генетическим недугом.
-- Не слышал про это. Уже десять лет прошло. Пересадили голову?
-- Нет. Серджио предполагал, что при достаточном финансировании и интенсивных исследованиях, ему удастся за пару лет подготовиться к трансплантации головы человека. Весь затык в том, что нужно научиться сращивать две части спинного мозга. Разрез предполагался в верхней части спинного мозга, где-то в районе шейных позвонков. Канаверо большие надежды возлагал на вещество, кажется, полиэтиленгликоль, которое могло бы стимулировать срастание нервных волокон. И тут всё прямо, как со стандартами разъёмов mini-USB. Все разъёмы так назывались, но штекеры не подходили к розеткам. Потому, что у разных фирм формы соединений mini-USB были разные. Так и сплетение волокон в спинном мозге каждого человека имеет индивидуальную конфигурацию. В общем, отрезать голову и сохранять , как в романе Александра Беляева, наверное, можно. Но жестоко с этической точки зрения. Не считая фантомных болей, которые будут тревожить головной мозг из обрезанного спинного.
-- Инженер умер?
-- Нет. Он перебрался, кажется, в США. Там женился. В семье родился ребёнок. Я дальше его судьбу не отслеживал. Мне интересно было, чего достигнет Канаверо. А он познакомился с другим подобным энтузиастом из Китая. Они стали работать в Китае. Появлялись только публикации об операциях на сотнях мышей. Остальное либо засекретили, либо не свидетельствует о значительном прогрессе.
-- А ты хотел бы жить вечно?
-- Как вечнозелёная ёлка? )
-- Нет. Как человек.
-- Я ещё по работе с растениями заметил одну закономерность. Развивается растение быстро. Но его ткани рыхлые. Плоды не лёжкие, быстро портятся. Одно слово - скороспелка. А есть сорта, которые называют, например, зимними, если яблони. Или - твёрдыми, если пшеница. Высоко ценятся. Собираешь яблоки осенью, а они полгода лежат и не портятся. Да и семена некоторых растений сохраняли всхожесть через тысячи лет. Возможно, внутри их тканей что-то надёжно стабилизируется. Кстати, ты замечал, что в прежние эпохи мало умирали от рака? А в наше время со всех сторон только и слышишь - рак, рак, рак.
-- Есть такое. Может раньше это как-то иначе называли?
-- Нет. Другая была продолжительность жизни. До рака реже доживали. Чаще умирали от какой-нибудь инфекции. Чем дольше ты живёшь, тем у тебя больше шансов словить какую-нибудь мутацию в клетках организма. Бац, вспышка на Солнце. Мощный импульс от нашей любимой звезды летит на Землю и сквозь Землю, сквозь тебя и меня. А в это время клеточка делилась по заложенной в ней программе. Программка длинная, выполняется не мгновенно. И в этот ответственный момент кто-то отключил питание компьютера, а после паузы включил снова. Если этот сбой пришёлся не на критический этап деления, то последствий не будет. А если программа сбилась и что-то пошло не так, как предусматривает эволюция, которая отлаживала программу тысячи лет... В общем, голову стабилизируем и прячем в свинцовую капсулу до лучших времён. Хотя, что я говорю? Ведь излучение от Солнца пронизывает всю Землю. Соответственно, ни в какой свинец не спрячешь жизненно важные части тела.
-- Прямо всю толщу Земли? Это же тысячи километров.
-- Как яблоко в рентгеновском аппарате.
-- Грустно.
-- Не нужно грустить. Нужно радоваться тому, что ты жив и тебя интересуют ещё и такие темы, а не только вопросы, как бы сегодня поесть и где бы на ночь укрыться, чтобы не сожрали во время сна хищники. Всё-таки, нам неплохо живётся. Интересно.
-- Ты так и не рассказал о том, как представляешь методику стабилизации человеческого тела.
-- Ой, в следующий раз расскажу. Сегодня мы отвлеклись. Но ты не жалеешь?
-- Наоборот. Узнал много нового. Методика стабилизации, которую ты разработал, отличается от той, которой Ленина сохраняют?
-- Не знаю. Над его сохранением целый институт занимался раньше. Не знаю, чем тот институт сейчас живёт. Может его расформировали. Я методику не придумал. Мне лишь представляются её очертания. Чистейшая теория. Но я тебе о ней расскажу.
-- Хотел бы ты работать в том институте, который поддерживал тело Ленина в нетленном состоянии?
-- Если только в другой жизни ) Мне нравится моя нынешняя специальность. Хороших специальностей много. Жизни не хватит, чтобы каждому делу учиться и в нём совершенствоваться. Останавливаешься на чём-то одном, сосредотачиваешься. А остальное интересует в виде хобби. Просто увлечение.

22.11.2025


Рецензии