Уроки
- Развёлся я тогда, Саня. Хоть и родила она дочку, но я всё равно ушёл. Каждые три дня, как я в смену на работу, она нового мужика приводила. Ну, куда годится? Соседи мне по доброте душевной поведали. Раз поведали, два поведали... Я с ней поговорил, она даже поклялась, а потом снова. Я на всякий случай перед своим уходом прослушку на магнитофон установил. Она сразу и попалась. Сначала начала отказываться, ну я ей запись-то и предъявил. С тех пор брюнеток ненавижу.
- Знаешь, Володя, а я вот думаю, что если женщине верить, то она никуда не уйдет и никогда не изменит; верить и доверять. Причём, именно верить безоглядно, не сомневаясь.
- Ага, вот я и верил, - начал было отвечать Володя, - да как-то потрогал макушку, а там рога... Впрочем..., - и он, сделав паузу, словно что-то припоминая или о чём-то догадываясь, продолжил, - А ведь, как ты точно подметил, Сань! Какой же у тебя светлый ум, я бы до такого никогда не додумался! Это ж надо...! - так восторженно, вдруг и прямо в глаза, согласившись, заявил мой сослуживец в ответ на мои рассуждения в решении такой интимной темы, которая тогда мне представлялась очень уж важной и значительной.
- Не ну, ведь, это так и есть, - ответил я, скромно смущаясь и ощущая себя создателем новой мысли. Да - пусть новой только для одного собеседника, но всё же... И я в сладкой эйфории первооткрывателя, гордо отправился на обед. Товарищ мой в столовке не питался, а приносил с собой еду из дома.
И только через час, пережёвывая последний жилистый кусочек азу с подливкой и картофельным пюре, до меня вдруг дошло, что Володя съёрничал. Нет, даже не съёрничал, а просто издеваясь, дал в масть, и ведь я, когда бы не азу, почти заглотил.
Как только вернулся обратно в контору, и мы пошли курить, то я без обиняков сразу спросил:
- Это ты меня подъе...нул, что ли, когда давеча так расхваливал?
У Володи сигарета повисла на нижней губе. Но он тотчас собрался, глянул на меня с ленинским прищуром и совершенно на голубом глазу ещё более восторженно, нежели в первый раз, прямо таки восхитился:
- Вот это дааа!! Ты первый, кто не купился! Ведь до тебя никто, ни разу не догадывался! Все заглатывают лесть. Все! Как же люди слабы! А ты гигант! Вот, действительно дар у человека! Просто зверь!
Он так раскудахтался, что я вновь стал подозревать неладное. Кручёный был человек, постарше меня лет на пятнадцать. Многому я у него тогда научился. Не знаю, жив ли?
Прошло много лет. Так случилось, что к нам с женой в гости пожаловал глава нашего района. Глава обаятельный пожилой человек, прекрасный оратор, вызывающий доверие и симпатию. Говорил он и в меру, и по делу. Жил скромно, разъезжал по району на маленьком Daewoo Matiz и встречался с жителями. Все его знали. Это сегодня руководителей районов меняют каждые три года, а тогда было иначе. Он стоял у руля лет пятнадцать, причём, в те сложные девяностые и нулевые.
Официальная причина визита самая простая - знакомство с представителями творческой интеллигенции нашего района, а неофициальная - на всякий случай... Мы тогда напрямую выходили на руководство города и, если что, могли пригодиться... Мало ли...
Сидим, пьем чай с тортиком, может ещё, какая закуска была, не помню. Разговор приветливо-дружеский, глава и в приватной обстановке оказался человеком контактным и доброжелательным, одним словом - душевным. И вот, уже перед самым окончанием визита произнёс он такую речь, смысл которой я запомнил на всю жизнь:
"Какую удивительную встречу мне подарила судьба! Ведь по роду своей деятельности я много общаюсь с самыми разными людьми; их даже не сотни, а тысячи, всех и не упомнить. Среди них известные люди и рядовые, умные и талантливые, сложные и простые, - он сделал паузу, - а есть те, при встрече с которыми сразу понимаешь, что уже никогда их не забудешь: они особенные, они редкие, как бриллиант, они трогают твою душу и проникают прямо в сердце. А ведь это самое дорогое, тут и ум, и талант и внешняя красота, и красота души. Спасибо вам, что вы есть, что встретились на моем пути!"
Он смахнул слезу, крепко пожал мне руку, жене руку поцеловал, и даже заключил нас в объятия; мы тоже, растаявшие, пытались что-то бормотать в ответ, но речи наши были несвязны, и не шли ни в какое сравнение с панегириком предыдущего оратора. Очень, очень хорошее впечатление осталось и обо всей нашей встрече, и о человеке, нас так тепло обласкавшем.
Буквально через месяц я оказался в нашей Управе: надо было что-то уточнить по проведению концерта для жителей района. В те времена органы власти были открыты и доступны, попасть на короткий приём ничего не стоило. Я обратился к секретарю: на месте ли руководитель и, объяснив причину, спросил, могу ли его на пару минут увидать и переговорить. Секретарь меня знала и предложила пройти чуть по коридору к открытым дверям в конференц-зал:
- У него там встреча с голландской делегацией, третий день с ними мается. Подождите немного, они вроде заканчивают.
- Спасибо, конечно, подожду.
И я прошёл к дверям. Первое, что услышал, было окончание речи на английском языке и затем голос переводчика женщины, которая донесла до ушей руководства района благодарность за радушный приём.
Я осторожно заглянул в зал, сидело человек пятнадцать: пятеро наших и с десяток иностранцев. Слово предоставили главе и я услышал: "Какую удивительную встречу мне подарила судьба! Ведь по роду своей деятельности я много общаюсь с самыми разными людьми; ежегодно их даже не сотни, а тысячи - всех и не упомнить. Среди них известные люди и рядовые, умные и талантливые, сложные и простые, - он сделал паузу, и я с надеждой подумал, что хоть здесь он развернёт оглобли своей речи в другую сторону, но не случилось, и он продолжил речь будто под копирку, - а есть те, при встрече с которыми сразу понимаешь, что уже никогда их не забудешь: они особенные, они редкие, как бриллианты, они трогают твою душу и проникают прямо в сердце. А ведь это самое дорогое, тут и ум, и талант и внешняя красота, и красота души. Спасибо вам, что вы есть, что встретились на моем пути!"
Я развернулся и ушёл. Стало как-то не по себе... Вот так всегда у чиновников - ходульные речи, липовые восторги, фальшивые обнимашки и целовашки.
Однако мы знакомы до сих пор, иногда перескаемся. Он давно на пенсии. Человек остроумный, душевный и давно уже откровенный. Общаться с ним легко и просто, всё созвучно и объективно понимает... Уж и не знаю: сам он тогда этот тост придумал или прочитал где, но точно - есть такие люди, которых увидишь и не забудешь. Один из них он. Я их всех и всегда хорошо помню. Они особенные, они редкие, как бриллианты, они трогают твою душу и проникают прямо в сердце. А ведь это самое дорогое, тут и ум, и талант и внешняя красота, и красота души. Спасибо им, что они есть, что встретились на моем пути!
- Чёрт, по-моему, я этот текст уже где-то слышал!!
© А.Е. Тулупов
9 октября 2025г.
Свидетельство о публикации №225112101984