Вера. Путь к себе
Всё моё внимание обращено к маленькой девочке лет пяти. Я её знаю лично, мы с ней знакомы целую вечность. Она снова пасёт гусей у пруда, лепит из глины булочки, украшает их лепестками ромашек, разговаривает сама с собой. Она всегда это делает: ругает себя, хвалит, искусно пародирует взрослых и смешно им отвечает, размахивая руками. Маленькая девочка слишком мала для своих пяти лет, а обязанности у неё слишком большие, совсем не по годам. Девчушка справляется, нельзя не справляться, иначе её будут ругать, возможно, даже ударят или ущипнут и обзывать будут до тех пор, пока она не заплачет от бессилия. Защитников у неё мало, почему-то в их семье каждый сам за себя, доверять тоже нельзя — наябедничают взрослым. Есть бабушка, вот она может защитить её, но не часто, иначе девочке влетит вдвойне. Она любит всех, по крайней мере, ни на кого долго не обижается и очень радуется, когда с ней разговаривают как со взрослой. Но это бывает крайне редко, не принято баловать, вдруг возгордится и перестанет слушаться и быть кроткой. Девочка часто пребывает в одиночестве: она рассказывает себе сказки, придумывает своим героям имена и делится с ними своими маленькими секретами. Герои её сказок всегда добрые, и она знает, что добро обязательно победит зло. Откуда-то она это знает, может, добрый Ангел нашептал, с кем она иногда разговаривает, когда её никто не видит и не слышит.
Ей уже семь лет. Она большая выдумщица и любит крутиться перед зеркалом, изображая балерину. Встаёт на носочки и представляет себя белой лебедью. Она, конечно же, знает, что до балерины ей далеко, пухленьких и маленьких девочек туда не берут. Ей обидно, она плачет и о своей мечте никому не рассказывает. Никто не поймёт, а только засмеют и отправят пасти гусей, ведь она способна только на это. Она очень любит бродить по полям. Любит собирать полевые цветы, они украшают её серую жизнь. Возможно, её букет выбросят, скажут, что снова притащила свой веник. Но это же будет потом. А пока она их собирает: разговаривает с каждой букашкой, каждой бабочкой и пчёлкой, и кажется, что только они её и понимают.
Девочке тринадцать лет. Она никому не доверяет и всех избегает. За последние два года она потеряла двух самых близких людей в своей семье. Сначала ушла бабушка, которая ее защищала и тихонько нашептывала ей в ушко советы. Сейчас не стало мамы. Дом совсем осиротел и посерел, он больше не греет и не утешает. Девочка перестала понимать, для чего она живет и нужно ли вообще жить. Спасает дневник. Девочка исправно ведет его, рассказывает ему все свои секреты. Работы по дому становится больше. Девочка плохо учится, огрызается, кричит, чтобы ее услышали, но никто не слышит. Она кутается в теплое ватное одеяло и читает книги взахлеб, книжку за книжкой. Она спасает себя как может, как умеет, отправляясь в мир приключений и иллюзий. Там ей хорошо и уютно, и нет таких сложностей, как у нее дома.
Девочке семнадцать. Она для себя выбирает одиночество, теперь это ее осознанный выбор. Когда-то не выбирали ее, а теперь не выбирает она. Так намного легче: никто не обидит, никто не причинит вреда, никто не предаст и не будет смеяться над странностями девушки. Только она одна знает, что с ней все в порядке. Она совсем не глупая, пусть наивная, немножко романтичная, и у нее доброе сердце, только она не хочет его оголять, боится показаться слабой. Она знает, как больно бьют по слабому месту. Она не хочет, чтобы снова и снова воспользовались ее добротой, не получая взамен ничего.
Я сижу на самой верхушке горы, куда мечтала забраться с самого детства. Я все еще наблюдаю за той самой девочкой, сейчас уже девушкой. Сегодня она покидает свою деревню, свою семью и оставляет своего самого близкого человека — своего младшего брата. Так надо, иначе никак. Здесь ей нет места и никогда не будет, она — лишний рот, и никто ее здесь не держит.
— Ну и пусть, я не пропаду, у меня есть я, — успокаивает себя девушка.
А я с самой высокой вершины горы смотрю на нее и горжусь ею. Я ее очень люблю и в то же время жалею. Этот маленький колючий ежик точно не заблудится и не растеряется, иначе это будет не она.
Заводское общежитие в холодном и сером городе. Куда бежала, зачем бежала? Ведь здесь тоже зябко и неуютно. Дни и месяцы сменяются годами. Все налаживается. Свадьба. Муж. Дети. Учеба. Карьера. Взлеты. Падения. Печали. Радости. Взрослые дети. Внуки.
Женщина смотрит на вершину горы, куда хотела забраться с самого детства. Она с самого детства верила в свою судьбу. Порой она шла по таким тропам, что не всегда понимала, правильно ли выбран ее путь, не споткнется ли и не потеряется ли по дороге жизни. Она всю свою жизнь познавала себя и не всегда понимала: почему на зло отвечает добром, быстро прощает обиды. Жизнь часто била по голове, а она поднималась и снова шла творить добро, сочувствовала своим обидчикам. Разум часто спорил с сердцем, это было сложно и непонятно. Она всегда знала, что у каждого человека должна быть мечта, а иначе никак, это ведь неправильно, думала она. Женщина перебирала в своей памяти каждую ступень своей жизни. Не корила вселенную за то, что ей пришлось пройти свой путь в одиночку. Нет, конечно же, она никого не обвиняла, ведь ее сложный путь предназначен был только ей, небеса так решили, и, похоже, в нее очень верили, что справится. Годы шли, теперь женщина четко понимала себя и собственные поступки, и свое предназначение в этой жизни было ее спасением и проводником в будущее.
Женщина забралась на самую вершину горы, куда хотела подняться с самого детства. Я подала ей руку.
– Я всю свою жизнь мечтала подняться на эту вершину, – говорит она.
– Я знаю, не утруждай себя воспоминаниями, – отвечаю я.
– А как ты здесь очутилась? – спрашивает она меня.
– Ну, это долгая история. Считай, что ждала тебя.
– Так ты всё видела и знала, что осилю свой путь и не заблужусь? Почему же ты меня не окликнула, не подсказала, что я иду правильным путём? Что я преодолею все трудности, которые встретятся на моём пути? И что у меня вырастут два замечательных сына, и я ими буду гордиться? А я ведь очень переживала, что не справлюсь, не знала, как их правильно воспитывать, было много сомнений. Да и работала я слишком много, недостаточно внимания им уделяла. Сейчас вот корю себя за это…
– Не обижайся, я не могла. Это был твой путь, ты должна была пройти его самостоятельно.
– Так мы с тобой теперь пойдём вместе? Получается, что я не одна?
– А ты никогда не была одна. Я всегда была рядом и верила, что осилишь все преграды и поверишь в себя.
– А как тебя зовут, добрая моя попутчица? – спросила женщина.
– У меня очень простое имя. Зовут меня Вера. Благодарю, что ты в меня верила и ни разу во мне не усомнилась!
– Ну, тогда пойдём, впереди очень много дел, – сказала женщина и подала мне руку.
– Пойдём, – ответила я, улыбаясь. – Впереди ещё столько вершин, которые ждут своих покорителей. И каждый твой шаг, каждое твоё решение, каждая твоя победа – это и моя победа тоже. Ты прошла свой путь, и это самое главное. А теперь вот наслаждайся видом, который открывается с этой высоты.
Женщина огляделась, её глаза наполнились слезами, но это были слёзы радости и облегчения. Она вдохнула полной грудью чистый горный воздух, и казалось, что вместе с ним в неё вливается новая сила.
– Я… я не знаю, как тебя благодарить, Вера. Ты дала мне то, чего мне так не хватало – уверенность. Уверенность в себе, в своих силах, в том, что я смогу.
– Ты сама дала себе эту уверенность. Я лишь помогла тебе её увидеть. Иногда мы так заняты поиском ответов вовне, что забываем заглянуть внутрь себя. А там, знаешь ли, скрыты все сокровища мира.
Мы стояли молча, любуясь раскинувшимся перед нами пейзажем. Горы, долины, облака, окрашенные в золотистые и багряные тона заходящего солнца, создавали картину неземной красоты.
– А мои сыновья… – начала женщина, её голос дрогнул. – Я так боялась, что не смогу дать им всё, что нужно. Что они почувствуют мою неуверенность.
– Они почувствовали твою любовь, – перебила я. – И твою силу. А это самое ценное, что может дать мать. Ты вырастила их достойными людьми, и гордость, которую ты сейчас испытываешь, – это заслуженная награда. Не кори себя за прошлое, оно уже позади. Живи настоящим и строй будущее.
Женщина кивнула, её взгляд стал твёрже. Она чувствовала, как груз сомнений и сожалений медленно отступает, уступая место спокойствию и решимости.
– Ты права, Вера. Прошлое – это урок, а не приговор. И я усвоила его. Теперь я знаю, что могу справиться с любыми испытаниями. И что самое главное – я не одна.
– Ты никогда не была одна. И никогда не будешь. Иди вперёд, моя дорогая. Твой путь продолжается, и он будет полон новых открытий и побед.
…За далёким горизонтом, сверкая вечерними лучами, садилось солнце, озаряя и благословляя путь сильной женщины. И вместе с ней, незримо, но ощутимо, шла её Вера, её внутренняя сила, её путеводная звезда!..
Свидетельство о публикации №225112102012