красногорские мосты

  В начале прошлого века в районе Чиннай мостов не было. Вообще. Реки были, озёра, овраги, даже Чиннай был, правда, не как город, а как район обитания местных аборигенов айнов с ограниченным количеством пришлых как японцев, так и русских рыбаков, сезонных охотников и даже культовых религиозных служителей из Японии, умудрившихся соорудить первый на Южном Сахалине синтоистский храм у истока реки Райтиска из одноимённого озера.
 Проблем с преодолением водных преград тогда не существовало за малочисленностью населения, которое практически поголовно были обладателями собственных плавсредств в виде лодок, плотов и даже  небольших рыбацких шхун. Плоты зачастую использовались как паромы  для переправ на противоположный берег громоздких грузов и крупных животных, например лошадей, бывших в те времена основным транспортным средством как для местных, так и для редких исследователей и путешественников.
 После окончания Русско-японской войны и перехода Южного Сахалина под юрисдикцию императора, на вновь приобретённую  территорию хлынули волны переселенцев из метрополии, которые самым решительным образом приступили к освоению новых земель, пользуясь многочисленными, невиданными доселе льготами, привилегиями и кредитами. И конечно же, допотопные паромы не способствовали мобильности новых активных и предприимчивых хозяев, а потому дороги и мосты на первом этапе были вне конкуренции в приоритетах.
 На первом этапе исходили из условий достаточности. Берега рек соединялись из подручного материала, который в изобилии предоставила местная тайга. Это потом, лет через двадцать, к строительству мостов подход изменился радикально - стали строить из камня и железобетона, перекрывать фермами и металлическими клёпаными балками практически везде на Карафуто... но не в Чиннае.
 Почему?
 Всё оказалось просто. За отсутствием необходимости. Или потребности. Если у тебя из транспорта в наличии только осёл с тележкой, на которой с трудом уместилась тёща с бочонком ким-чи на продажу, то зачем ей каменный мост? А тысячу кубометров брёвен, заготовленных и увязанных в плоты где-то в тайге, сами доплывут до потребителя, где бы он не находился в Чиннае.
  Но время неумолимо движется вперёд, меняя смыслы и задачи. Какое-то время примитивные мостовые переходы перестали отвечать потребностям текущего момента и уже через сорок лет с момента прибытия на благословенные берега Чинная первых поселенцев, пейзаж сахалинской (тогда Карафуто) Венеции изменился кардинально. На фоне деревянных городских построек из воды в небо устремились бетонные опоры мостов под трассу новой железной дороги и просто в местах будущих наземных развязок (возле нефтеразведки и автоколонны).
   В посёлке Хамарайтиси (Аинское) к 1930 году запустили удивительный по красоте и величию мост с фермами, пусть из дерева, но  русло шириной более 100 метров перекрыто всего тремя(!) пролётами...
 А как же наш первый мост, который в центре? (см. фото 1)
Его судьба оказалась предсказуемой - быть уничтоженным сразу же, как только попался на глаза первому командированному советскому  инженеру-мостостроителю, изрекшему примерно следующее:
- по нему опасно на мотоцикле с коляской, не то, что на танке!
 И было принято весьма оригинальное решение в духе того времени - засыпать треть русла реки и соорудить два пролёта на длину снятых с железнодорожных бетонных опор металлических балок, способных выдержать не только танк, но и паровоз с ротой пулемётчиков.
 А время продолжало двигаться в однажды выбранном направлении, и вот уже прошло ещё 40 лет, теперь уже с момента, когда Чиннай естественным образом стал Красногорском.
 Деревянные мосты, которые с трудом можно было назвать украшением даже в юном возрасте, неизбежно ветшали и приходили в упадочное состояние в прямом смысле. С некоторых падали автомобили, и почти со всех - пешеходы. Возможно по этой причине в Красногорске очень популярными стали пешеходные мосты (чего стоит только "Висячий мост", о котором уже сказано много добрых слов), неожиданно соединившие не только противоположные берега рек, но чаяния тех же пешеходов с лицами, принимающими решения. Очевидно в те времена лица эти тоже  принадлежали в массе своей к этому достойному сословию.
  Над процессом смены поколений красногорских мостов потрудились и довольно регулярные наводнения, с недоумением упиравшиеся в искусственные насыпи там, где по здравому смыслу должны быть пролёты моста.
 Мосты, пришедшие на смену деревянному зодчеству, конечно же к дереву отношения не имеют от слово совсем. Металл и железобетон. И сваи. То, чего японцы не использовали даже при заливке бетонных опор в железнодорожных мостах. Они просто опирали их (опоры, в народе "быки") на грунт, и те благополучно простояли всем событиям назло почти сто лет, заставляя нас недоумевать, глядя, как расходятся швы на стыках современных красавцев-мостов, отвечающих всем современным строительным нормам и правилам )   
****
с картинками здесь:
https://ok.ru/chinnai/topic/157411465470781


Рецензии