Город солнца четыре века спустя

"Как хорошо уметь читать..."  Помните стишок?
Борьба с желанием купить новую книгу проиграна окончательно.
Ставить некуда, кроме тебя не нужны никому, а кому нужны не дам. Парадокс. Очередной раз не хочется мучительно вспоминать, кому почитать сосватала.
  Ах, как я люблю эти шестеренки!
 Прочитала на сайте "Идеи для музея" несколько строк реставратора Савелия Ямщикова. "Реставратору нужно обладать железными нервами, фундаментально знать технику живописи и рисунка, свободно разбираться в вопросах истории и географии, хорошо усвоить определенные разделы физики и химии, иметь - совершенно обязательно - верный глаз и твердую руку."
  Ну вот, теперь я счастливый обладатель "Спасенной красоты".
 Никакого отношения к реставраторам не имею, да Савелий еще тот обольститель, все, что написано им, оплетает восторженной кисеей, не выпутаешься, с неизменной увлеченностью о Карелии, Новгороде, Суздале, просто беги за билетом!
 Да и не поверишь в "железные нервы" нисколечко.
 Потом и в книге нашлось подтверждение: " он вообще не умеет говорить рассудительно и неторопливо", "непоседливый вулканической энергии человек", и в то же время - профессионал высочайшего уровня.
 Сядет за такую абсолютно неспешную работу, ювелирную и почти нескончаемую.
   Как же трудно переключаться от бесконечного прокручивания смартфоновой ленты: коротко, ярко , на чтение - шрифт мелкий, текста много, иллюстраций мало и они черно-белые, а ты уже отвык строить образ из слов, подавай тебе картинку.
  Про иконы повременю, хотя одно наблюдение не могу не привести. Иконы в России писались на дереве, и , существуя  в темных, сырых церковных помещениях среди сажи и копоти, лет через шестьдесят нуждались в "поновлении".
 А по ходу чтения возникла своя детективная история.
 Часть книги - о Честнякове. Звать Ефимом. "Город всеобщего благоденствия" - это его желанный мир. А дальше нужно смотреть и читать, иначе не получится. Мало ли по миру интересных личностей, вот под Костромой - своя отыскалась. Спустя лет почти двадцать после смерти Честнякова появился фильм о нем. Смотрю, вслушиваюсь в текст, вроде пробиваются знакомые интонации, и опять пропадают. Досмотрела до титров - да, Михаил Ульянов. "Художник сказочных чудес", Центрнаучфильм, 18 с половиной минут, 1979 год. И полоснуло - фильм "Тема", 1986 года, заштатный городок, музей, кладбище, непризнанный гений. Вот и думаю теперь, а не та ли это тема-то? Может, конечно, совпадение. Но почему  Ульянов там и тут? Вы его в проходных ролях-то видели ? А тем паче - в озвучке истории, на то время не сильно известного "гения места"?
 И это оказалось не все! "Тема" - того же года выпуска. Его запретили к показу, поэтому дата стоит другая.
  И темы-то очень близкие, даже если это на уровне подсознания.
  Все фильмы, в которых играет Инна Чурикова, я смотрела, и "Тему", по причине безмерного уважения и доверия, тоже. И не предполагала найти другие мотивы для пересмотра, а вот поди ж ты.
  Савелий Ямщиков сказал слово и передал главы другим, а они, соавторы, пошли снимать слой за слоем, а дальше- пожалуйте в Кострому. Там теперь, спустя годы, собирают по крупицам написанное, нарисованное, вылепленное и удивляются человеку по имени Ефим Честняков. Сохранившиеся записные книжки прочитаны на пятнадцать процентов.
  В главе о Честнякове есть фраза: " Он догадался о том, о чем догадываются единицы: в  мире, в сущности, нет выдумки, воображение - та же реальность, только не совпадающая с действительностью во времени" .
 Художник, скульптор, писатель, поэт, мыслитель, одиночка. Жизнь была долгая, небогатая, неухоженная.
  Почти всю свою жизнь жил он в Шаблово под Костромой.
Живописи он учился, мог бы писать, как лучшие тогдашние художники. Денег не было, повторяться не хотелось, идеи зрели. 
Возможно, то, что сейчас делает Костромской музей, приблизит нас к пониманию идей, которые пытался донести Ефим, да  не смог.
 Не он первый, однако.
 А разглядывать его картины и рисунки занятно, много чего можно углядеть. 


Рецензии