Опыт Ликурга. Справедливое государство
Какое государство строим мы?
"Истина и справедливость превыше всего,
ибо от них зависит величие наций"
Э.Золя
"Справедливость без силы беспомощна,
Сила без справедливости деспотична"
Аврелий Августин
Практически все граждане нашей страны знают о том, что было объявлено Президентом К. Токаевым после пришествия во власть, тезис о строительстве справедливого и слышащего государства, надо признаться честно, он был всем по душе. К тому моменту мы уже тридцать лет строили своё государство и к уходу Н. Назарбаева, большинство оказалось у разбитого «корыта». Власть жила своей жизнью, народ - своей, мы никак не пересекались, и гражданское общество не влияло на парадигму движения страны, «элиты», взращённые и вскормленные «елбасы», окончательно «отупели» от баснословных, «халявных бабок» и, в принципе, относились к простым людям как к «быдлу». Нет, ни подумайте, это не потому что они «элиты», по сути, могут быть только таковыми, это потому, что в основу их формирования было изначально заложена мерзкая суть «назарбаевщины». Вспомните его слова, сказанные в адрес новоявленных элит: «Любого из вас, я могу взять за руки и отвести в тюрьму». Это касалось всех, кто при власти, кто у власти, около власти, при бизнесе, в бизнесе и т.д. Это краеугольный камень формирования государства, который Н.Назарбаев поставил в основу строительства своего «стана», нет, он не строил Казахстан, он руководствовался принципом «государство - это Я», только вспомните его слова о том, что до него «казахи не имели государственности». В этих словах вся его суть, остальные тома книг с его изречениями, докладами, обращениями к нации и народу и так далее, это словесный понос, ничего не говорящий о его внутренних установках, о его эго, его менталитете, о его отношении к народу. Хватит ли у него сил в конце своего жизненного пути встать на колени и просить прощения у народа, искренне признав, что он жил, ненавидя, и уходит, проклиная этот народ, если он это сделает, сказав правду о себе, тогда, возможно, что он заслужит нашего снисхождения и проклятие народа в адрес его рода до семи колен не постигнет их. Увы, этот изначальный фундамент с тех пор не менялся, и он отражает всю безысходность и нынешней ситуации, эти же «элиты» должны менять страну, но они априори не могут этого сделать. Почему? Да потому что они понимают свою сопричастность деяниям «елбасы», каждый в разной степени, но они «подельники» величайшего ограбления своего народа. И если к власти придут люди, готовые дать по-настоящему правдивую оценку всему, в худшем для них случае они окажутся за решёткой, в лучшем на свободе, но с клеймом крысы, обворовывавшей свой народ. Увы, мы опять пытаемся обмануть сами себя, всё потому, что в нас всегда теплится надежда, а вдруг сейчас по настоящему, а вдруг власть действительно хочет, чтобы восторжествовала справедливость. Но мы же современники и той власти, и этой и в состоянии сравнить две картины жизни, нынешней и недалёкого прошлого, для такого анализа кроме желания ничего не нужно.
В этой связи хотелось бы обратиться к историческому опыту человечества в области строительства справедливого государства. На ум приходит опыт строительства такого государства в древней Спарте. При этом необходимо понимать, что речь пойдёт о временах до начала нашей эры и, естественно, этот опыт нельзя экстраполировать напрямую на нашу современность, важно анализировать и извлекать уроки. В этой связи также хотел отметить, что для того, чтобы вершить справедливость необходимо тому, кто её собирается вершить для людей, начинать с себя. Итак, Ликург пришёл к власти примерно 880 годах до нашей эры, в результате смерти отца царя Спарты и смерти брата Полидевка, став единственным наследником. Однако после восшествия на престол он узнал, что вдова его брата ждёт ребёнка. Он сразу объявил, что если родиться мальчик, он передаст престол ему, оставшись опекуном, поскольку по праву наследования трон мог принадлежать сыну брата. Когда царица принесёт мальчика, он объявит: «Вот ваш царь, спартанцы! Давайте назовём его Харилаем, и пусть он правит нами на радость народу». Это было справедливо и начал он её вершить, прежде всего, с себя. А теперь вспомните, как мы выбирали нашего Президента, я не обсуждаю вопрос достоин или нет, есть ли необходимые качества и так далее, я просто спрашиваю себя справедливо ли он начал свой путь… Я не судья его человеческих качеств, не думаю, что имею на это моральное право, он имел законное право выдвинуться на пост Президента. Но система власти того периода не дала этого права другим, достойным выдвинуться и честно бороться с ним, а он, имевший все инструменты, чтобы дать это право, не стал ничего менять. А я имею юридическое право давать оценку его деятельности как главы государства, который взял на себя ответственность защищать и мои права в том числе. Каждый сам ответит на этот вопрос, думаю, у людей нет необходимости вводить в заблуждение самих себя. Кстати, тезис: Мы будем строить слышащее и справедливое государство, это программный тезис нашего Президента. Я начал стучаться, чтобы услышали ещё со времён первого Президента, когда и слышать не желали, но что-то ничего не меняется.
Вернусь к Ликургу, что же он делал, чтобы государство было справедливым. Он создал совет из тридцати старейшин (герусия), в который входили и оба царя, принадлежавшие к двум враждующим родам. Поясню ситуацию с двумя царями, это так называемая система диархия, по легенде она возникла после смерти царя Аристодема, у которого было два сына близнеца. В Спарте было два царских рода Агиадов и Эврипонтидов. По исторической версии два царя это компромисс между дорийцами и ахейцами, составлявшими население Спарты. Цари обладали всей полнотой власти только во время войны, а так подчинялись решениям герусии. Членами совета (геронтами) были уважаемые люди не моложе 60 лет. Решение герусии могло отменить ежегодное народное собрание (апелла) из всех жителей, достигших тридцати лет. Ликург видел в социальном неравенстве главную угрозу государству, а потому осуществлял реформы, чтобы ликвидировать её. Всю территорию Спарты он поделил на равные участки, землю объявил государственной собственностью. Участок должен был обеспечивать каждую семьи ячменной мукой и растительным маслом. Все признаки роскоши и неравенства были вне закона. Как известно, спартанцы не работали в прямом понимании смысла этого слова, они готовились к жизни как воины, каждый спартанец принадлежал к так называемым дружествам по 15-20 человек и проходил военную подготовку, и там всё было справедливо, каждый вносил в общий котёл ячмень, сыр, фрукты, вино, охотничью добычу и т.д. В воинских обедах участвовали дети, так как это считалось важной стороной воспитания. Были, естественно, и богатые спартанцы, но они жили как все и питались как все, богатство не давало им права быть выше статусом или влиянием и не давало им больше прав, скорее больше обязанностей, при их желании внести больше, чем предусмотрено. Всё просто и главное справедливо, естественно, с учётом того времени и того общественно-политического строя. Если вернуться к нашей стране, в соответствии с нашей Конституцией и законами мы все имеем одинаковые права и нет необходимости особо «пенять» на законы, разве что слишком громоздки, много «воды» и двойных трактовок, но вся система государственного социально-правового управления не зависит от закона как такового и не имеет общественного контроля, она целиком и полностью зависит от носителей вышестоящей власти и постулата «ворон ворону, глаз не выклюет», работает стандарт круговой поруки. Поэтому люди, понимая механизм действия системы, не полагаются на закон, а ищут «связи» и решают возникающие вопросы, обходя закон, по закону дольше и унизительнее. Простое и всем известное доказательство: механизм оформления юридических документов на землю, недвижимость, строительство, тех. условия и т.д. через посредников, которые вхожи в кабинеты. С точки зрения формальной всё законно (договор и прочее), с точки зрения фактической, вся система построена на взятках чиновникам и это всем известно и всех устраивает. Имеем опыт оформления по закону, ушло почти два года, при незаконном методе понадобилось бы пару месяцев. А если «зрить в корень», то развращается государственный аппарат и бизнес с далеко идущими последствиями, мерзость становится обыденностью. Ликург уделял особое внимание воспитанию подрастающего поколения и, понимая, что всё начинается с матерей, построил систему здорового образа жизни женщин, физического и психологического. Женщины занимались спортом, участвовали в соревнованиях, пели в хорах, занимались танцами. В Спарте оставаться холостым считалось позором. Детей не пеленали, не баловали, не потакали капризам. Здоровым мальчикам выделялись земельные участки, приносившие доход семье. На них работали илоты, потомки порабощённого населения. Детей, которые рождались больными, ждала пропасть, цинично, но это исторический факт. Такова была своеобразная спартанская справедливость, но с законами Ликурга Спарта жила вплоть до конца V века до нашей эры, то есть несколько столетий, пока с демократией не пришла власть золота и корысти. В этой связи примечателен уход Ликурга, отказ от власти. Завершив свои реформы, он решил спросить у Дельфийского оракула оценку своих реформ и получил полное одобрение. При этом перед отъездом он получил обещание спартанцев, ничего не менять до своего возвращения из Дельф. Одобрение оракулом его реформ убедило Ликурга, что он завершил свою миссию, и он решил, что даже его смерть должна принести пользу государству. Он распорядился после смерти сжечь своё тело и пепел развеять в море, чтобы останки не вернулись в Спарту. Он считал, что в этом случае спартанцы не смогут отказаться от клятвы и сохранят тот порядок, который был заложен им. Он добровольно отказался от пищи и умер по своему желанию, ему было 85 лет. Он не ошибся, и Спарта сохраняла своё государственное устройство несколько веков. Со временем имя Ликурга стала нарицательным, некоторым синонимом справедливости и установившегося порядка. Теперь вспомните уход нашего первого Президента, он хотел сделать то, что в своё время сделал Дэн Сяопин, формально уйти, фактически оставаясь главной фигурой в государстве. Для этого, как он понимал и как ему «шептали» многочисленные «умные» аналитики и советники, были все условия и прежде всего абсолютное уважение большинства народа. Почему у него возникла такая иллюзия, разве он не понимал, что все эти досрочные выборы с абсолютным 90% «одобрямс», есть фикция. Или он считал, что максимальная юридическая полнота власти, полностью послушный государственный аппарат, ручные правоохранительные органы, карманные суды, подконтрольные спецслужбы, выбранные им и послушные законодательные органы, одна партия с несколькими дочками, огромные деньги и прикормленный госсобственностью бизнес, есть гарантия того, что опять будет «одобрямс». Ни в коей мере ни хочу, чтобы меня начинали понимать упрощённо, всё о чём я говорю это о глубинных началах человеческой природы, о психологии и философии человеческой сути. Ведь природа человека так устроена, что справедливость есть фундамент на котором строится всё его морально-психологическое равновесие, он и Бога то находит, в надежде найти справедливость, которую не нашёл в мирской жизни. Потерявшие веру в справедливость, люди готовы ко многому, границы морали и нравственности начинают терять свои очертания, разум уступает место гневу, гнев требует мести, месть приводит к крови. Извечная история всех человеческих цивилизаций. А на момент ухода Н.Назарбаева мы были народ, которого лишили веры в справедливость, лишили права выбора, рисуя проценты явки и отданные голоса. Гнев может вызревать долгие годы, но в такой среде, он обязательно вызреет. Это однозначно подтвердил «кровавый кантар». Сейчас власть, по моем, наступает на те же грабли, но не могу говорить однозначно, потому что много тех, кто считает иначе, ведь я не истина последней инстанции, просто пользуюсь своим правом говорить то, что думаю.
Политические реформы, проведённые Ликургом в Спарте, называют евномией. Евномия - дочь Зевса и Фемиды, богиня благозакония и законопорядка. С высоты времени нам будет всё казаться примитивным и не столь привлекательным и здравым. Для своего времени это было суперсовременным и необходимым, пользовалось одобрением народа Спарты. Главным его лейтмотивом была социальная справедливость, справедливость как мерило всех ценностей общественной жизни и государственного устройства, а такое общество будет отличаться стабильностью, несмотря на жёсткость некоторых её принципов и законов, поскольку они одинаковы для всех её граждан, начиная с царей. Можем ли мы сказать, что имеем то государственное устройство, которое делает нашу страну устойчивой, думаю «кантарские» события показали истинную цену этой стабильности. Говорят ли нынешние настроения в народе о том, что достигнут некий консенсус между гражданами и властью? Верят ли казахстанцы, что справедливость стала мерилом ценностей для всех без исключения? Уверенны ли мы, что закон и государство будут защищать наши права беспристрастно и справедливо? Растёт ли подрастающее поколение в гармонии со своим внутренним миром, с верой в справедливость? Ответив на эти вопросы искренне и честно, каждый сам поймёт, в какой стране мы живём и куда мы движемся в конечном итоге. Я понимаю, что само мироздание так устроено, что абсолютной идиллии не может быть, нет в природе и абсолютного равновесного состояния (состояния полного и безоговорочного взаимопонимания), по моему пониманию, его не может быть ни в материальном мире, ни в духовном, само понятие жизни и смерти не предопределяет такого состояние. Но общество, в котором живут, сосуществуют человеческие индивидуумы, став его гражданами вполне может определить такие правила общего проживания, которые будут одинаковыми для всех без исключения, предполагая получение дополнительных льгот и преференций, только за счёт честной конкуренции и за счёт сострадания и благотворительности тем, кто в силу тех или иных обстоятельств (здоровья, возраста, многодетные семьи и т.д.) не может конкурировать с другими. Тогда богатство и роскошь не станут смыслом и целью жизни, будут одним из миллионов инструментов, которые улучшают качество жизни и приносят свободу действий и поступков, инструментом, которым может пользоваться любой гражданин государства, если захочет. Потому что будут и те, кто не захочет этого, и не будет стремиться к этому, и это их право. Но они будут без напряжения получать необходимые для полноценной жизни инструменты (жильё, питание, лекарства, отдых и т.д.) при среднестатистических нагрузках (работа, служба, малый бизнес и т.д.). Свобода в полном понимании смысла этого слова станет благородным достоянием всего общества и защита права каждого индивидуума, будет честью и обязанностью не только государства, но и правом и ответственностью любого из сограждан. Не вспомню дословно и, возможно ошибусь, чьё это изречение, но его смысл в следующем: Мне не нравятся ваши принципы и позиция, вы мне не приятны, как человек, но я сделаю всё возможное, чтобы защитить ваше право, быть таковым. По-моему, это говорил Авраам Линкольн, Президент США, отменивший рабство. Мне бы хотелось, чтобы так мыслили руководители нашего государства, ведь настоящие реформаторы должны прежде всего начать реформы в своей голове. Несколько переиначу крылатое выражение: «В начале были мысли, которые рождали слово, а за ними шло дело». Хорошие мысли родили слова нашего Президента: «Слышащее и справедливое государство», теперь нужно дело. Никогда не поздно начать…
Свидетельство о публикации №225112100346