Моё расширенное интервью до сокращения

Это интервью в журнал "Время читать"
— Лев Абрамович, Вы родились в Богушевске и живёте в Витебске, городе с особой поэтической атмосферой. Как эти места повлияли на Ваш характер и отношение к творчеству?
               Я родился в посёлке Богушевск, Витебской области, Сенненского района 1 июня 1950 года, окончил Богушевскую среднюю школу №2 в 1967 году и поступил в Витебский пединститут в 1968 году по специальности физика.  Окончил я пединститут в 1972 году. Год и два месяца я отработал в школе, а потом в конце 1973 года ушёл работать программистом в Витебское ПКБ АСУ. Почему мы переехали с мамой и отчимом в Витебск? В 1973 году моего брата нашли мёртвым возле поезда на железной дороге. И по настоянию матери я уволился из школы. Таким образом я 55 лет прожил в Витебске.
             Как эти места повлияли на мой характер и отношение к творчеству?  Я стал активным краеведом,  стал помогать  богушевцам в краеведении и в поэзии. Я неоднократно привозил в Богушевск витебских поэтов Геннадия Борисова, Ольгу Красовскую, Леонида Иванова, Эрнеста Лиознянского,  Раису Кастелянскую, Аллу Хавкину, Раису Питаленко, Евгения Клемята и других. Поскольку Геннадий Борисов является мастером спорта по шашкам и тренировал в Витебске моего сына Якова, Они проводили в Богушевске сеансы одновременной игры Якова с богушевскими любителями. Одновременно мы проводили в Богушевске поэтические вечера, выступление Витебской театральной группы, руководимой Раисой Питаленко, режиссер Евгений Клемят, выступление клезмерского ансамбля. 
                Моё краеведческое сотрудничество с богушевцами началось с того, что я вдохновил Александру Кузнецову заняться краеведением и она стала замечательным краеведом. Я познакомил её с Витебскими краеведами Аркадием Подлипским и Аркадием Шульманом.  В итоге Аркадий Подлипский издал путеводитель по Богушевскому еврейскому кладбищу. Затем я подготовил расширенное второе издание с алфавитным указателем и уроженцами Богушевска, похороненными за пределом Богушевска, А Александра Кузнецова добавила сведения об умерших уроженцах Богушевска.  А Аркадий Шульман издал нашу  совместную с ним и Александрой Кузнецовой книгу «И я отсюда родом» о Богушевске.  Я поработал в Витебском областномм архиве и собрал сведения о богушевцах, почитал богушевские и Сенненские газеты в областной библиотеке, создал на сайте проза.ру страницы Лев Полыковский Краеведение, Александра Васильевна Кузнецова,  Ефим Прохоренко (о руководителе Богушевского партизанского движения В Великую Отечествнную войну.  Готовил я и брошюрки о  богушевском расстреле, Ветеранах войны Богушевска и знаменитых  богушевцах.
                Моя творческая деятельность в Витебск тоже была обширная. Началось всё с поэтического кружка  Христофора Желяпова, где  познакомился с поэтами Геннадием Борисовым, Ольгой Ядревской  и другими поэтами. Кружок просуществовал недолго, он быстро распался. Создавал я и Клуб интеллектуалов, но потом я передал его руководство психиатру Сергею Лаптеву и тот превратил этот клуб в Дискуссионый клуб. Потом меня пригласили в Творческий салон поэзии при Витебской еврейской общине, Им руководил витебский поэт Исаак  Гуревич. Потом Гуревич отказался от руководства Салоном и предложил избрать руководителем Салона меня. Поскольку никто не умел работать на компьютере кроме меня, я всем создал страницы в стихи.ру и занёс туда их стихи. Потом я создал всем сборники стихов на матричном принтере. В том числе и заочным участника Клуба Льву Шеру и Броне Левиной. В типографии мы сделали коллективный сборник стихов. На компьютере я составлял и индивидуальные сборники стихов (матричный принтер я подарил краеведу Александре Кузнецовой из Богушевска) и помогал поэтам править стихи. Мы проводили творческие вечера в еврейском центре (в основном мои).  Я создавал на компьютере поздравительные сборники к дням рождения и сборники к праздникам. В 2012 году творческий салон распался. Потом меня пригласили в творческий кружок при еврейском центре. Им руководил поэт Евсей Горелик. Я ему тоже создал страницу в стихи.ру и готовил ему сборники. Через несколько лет ему стало трудно руководить и он предложил руководство кружком мне.  Я стал проводить мероприятия и приглашать интересных людей. После пандемии ковида этот кружок уже не работал.               
                Меня пригласили в литературный Клуб при библиотеке Ефросиньи Полоцкой,  Им руководила Ольга Дементьева Савенок. Здесь интересно проводились заседания. Рассказывали про поэтов, приглашали поэтов,  читали стихи, проводили творческие вечера, создавал участникам клуба страницы в интернете. Когда Савенок заболела и Клубом стала руководить Татьяна Корчагина. Следующий руководитель Клуба стала Людмила Архипенко. Когда Творческие коллективы библиотека запретили, поэтический клуб прешёл в Витебской  еврейский  центр. 
                В 2016  году я стал участником Витебского ЛитКофйника. Его руководитель Олег Сешко.  Он  организовал программу 1000 стихов о Витебске с участием Витебского телевидения. В 2023 году ЛитКофейнику присвоили звание народной литературной студии. Я участвую в заседаниях этого коллектива и часто выступал в них, являюсь старейшим её членом, проводил в нём два творческих вечера. В нём издан наш совместный сборник с моими мыслями в стихах.
               Неоднократно я выступал и в творческом клубе «Энергия творчества, перед его закрытием была издана совместная книга наших стихов.
               Выступал я и на презентациях картин моего одноклассника и члена Союза художников России Василия Шмурадко в Орше и дважды в Художественном музее Витебска.
               Вы много работали в Интенете. Расскажите об этом периоде работы.
               Вначале я стал заносить стихи на сайте membrana.ru , Но мембрана неожиданно грохнулась и много моих стихов на ней пропали.  Потом я перешёл на стихи.ру , затем на избу-читальню.
        Больше всего я написал стихов женщинам. Мне казалось, что стихи быстрее дойдут до сердца любимой, чем проза. Но, увы, женщинам нужны не стихи, а коммуникабельный, смелый мужчина, который не боится женщин, то есть владеющий искусством общения с женщинами. Поэтому я и раны свои душевные залечивал грустными стихами.  Приходилось писать и очень много поздравлений в стихах. И всем поздравляемым хотелось получить изящное поздравление. А великий по мнению некоторых поздравитель Исаак Гуревич (Витебск) научил меня как писать поздравления александрийским стилем как биографии. Поскольку я был философом аналитиком, то приходилось писать и стихи на философские темы. Затем у меня появился учитель Юлия Акатова и она стала меня учить писать сонеты, сонеты матрёшки, ясы, венки сонетов, короны сонетов, триолеты. А началось всё с её страницы Диалоги Сердец в стихи.ру. И она предложила писать мне диалог в стихах о любви. Я согласился и диалог пошёл. Естественно, это закончилось влюблённостью в Юлию Акатову, хотя она была лет на 30 меня моложе. Затем она догадалась об этом и диалог прекратился. Потом, она мне предложила диалог с классиками и поскольку она была под псевдонимом на другой странице, то я не знал что это она. Я даже писал ей два поздравления в стихах к 8 марта на её истинное имя и имя псевдоним. Короче говоря, в диалоге с классиками она давала мне стихотворение классика и я должен был ей отвечать в стихах на это классическое стихотворение. Получился очень длинный диалог в двух частях. Он тоже прервался из-за моей влюблённости в Юлию Акатову. И мы его мягко завершили. Потом на этой же страницы у меня были другие поэтические диалоги. В частности с главным редактором подмосковной газеты Галиной Куркиной. И она меня спровоцировала вести диалог стилем пушкинских сонетов как продолжение Евгения Онегина. И мы помещали этот диалог на странице Юлии Акатововой Диалоги Сердец. И получился тоже очень длинный диалог в 2-х частях. Потом Юлия Акатова стало проводить конкурсы стихотворений, сонетов, сонетов-матрёшек, ясов, венков сонетов, корон сонетов. Писал я и диалог триолетов с одним из авторов стихов.ру.  Но постепенно моя учёба закончилась и влюблённость тоже. Я и многое глухо забыл и стал писать стихи из трёх строф по четыре строки в каждой строфе. Вот такая пространная история.
              Потом произошла моя любовная история и встреча с Юлией Юдиной вначале в интернете, потом она продала дачу и приехала ко мне из Москвы в Витебск, я ей создал три страницы в интернете и она заполнила их своими стихами. Она была в восторге от моих стихов и под её влиянием  я писал по 10 стихов в день.   Эта история закончилась трагически и достойна более подробного описания. Она жила на квартире в Витебске у одного моего знакомого и однажды я не смог до неё дозвониться. Пять раз я ей звонил безрезультатно. И я был вынужден отпроситься с работы и поехать к ней. Квартира была закрыта изнутри и мне не удалось к ней зайти. Вызвал я милицию, а пришедший милиционер вызвал МЧС. К счастью форточка на кухне была открыта и мчэсник забрался в форточку и обнаружил её на полу кухни без сознания. Когда им была открыта задвижка во входной двери я с милиционером смогли войти и милиционер вызвал скорую помощь. Я с милиционером на одеяле вынесли её в машину скорой помощи. И я поехал с ней вначале в Больницу скорой помощи, но там её не приняли. Затем её повезли в Областную больницу. Диагноз оказался безнадёжным: обширный инсульт головного мозга. Через три дня мне позвонили из больницы. Юлия скончалась не приходя в сознание.
               Моя работа в Избе-читальне заслуживает также внимания. Как я стал поэтом песенников описана в стихи.ру. Первой  мне написала бард Нина Вереск из Санкт-Петербурга с песней  «Вы не простая. Вы сияющая». Вторым оказался Овсей Фол из Израиля с песней «Я взглянул на вечернее небо». Затем авторов исполнителей стало быстро прибывать и на сегодня у меня уже 367 песен в исполнении 44 бардов. Больше всех написали мне песен Эдуард Струсберг (Израиль 133 песни) И Нина Вереск (Россия 46 песен).  Лучшие исполнители Надежда Ковалёнок, Варфоломей, Вера Пенькова, нейросеть. 7 песен стали лауреатами международных конкурсов. 
              Ещё я поместил свои произведения на сайте «Галактический ковчег» и участвовал там в дискуссиях.
              Свои стихи, рассказы и видео я поместил в 2-х страница Яндекс дзен.
               Свои философские мысли я высказываю на интернет портале «Литературная Россия»
              Лев Абрамович, многие приходят к поэзии через случай, а кто-то через внутренний зов. Как вы пришли к стихам: по зову сердца или по велению разума?
            Внутренний зов был несомненно, особенно в минуты тягостных раздумий из-за неудач в жизни и особенно в любви. И мне долго не везло не только в общении с дамами сердца, но и в философском творчестве, не с генерацией идей, а с их признанием.   
— Поэзия для вас — не единственный язык выражения. Вы философ, человек, который привык искать смысл за словами. Что сейчас сильнее звучит внутри вас — голос мыслителя или голос поэта?
            Несомненно, голос философа громче звучит в моих философских стихах и идеях. Особенно в философских обсуждениях, например на странице интернет-газеты «Литературная Россия».
— Ваши стихи рождались из любви, из переживаний, из встреч и утрат. Можно ли сказать, что поэзия помогала Вам пережить трудные моменты жизни?
         Несомненно,  когда я дарил дамам рукописные книжки своих стихов или общие тетради с своими стихотворными откровениями,  мои музы становились моими лучшими подругами, но не жёнами и я до сих пор с ними дружески общаюсь. Современные женщины ближе к материальному, чем к духовному,  как впрочем и в прошлом.  Естественно я занимал свой мозг написанием стихов,  чтобы отвлечься от переживаний, но какое же это отвлечение,  ведь изображая в стихах моё состояние,  я как бы глубже осознавал сущность потерь.
— Награда «Восходящее слово» — важное признание творческого пути. Что она значит для Вас — как для поэта, философа и человека, который много лет шёл своим путём?
         Восходящее слово – это как восходящее солнце на пути утомленного духовным голодом и душевным холодом, творящего новое знание в философии и поэзии, в прозе - это как воздаяние за тяжелый труд, устремлённого к сияющим вершинам творческого и житейского счастья.   
— Если бы Вы могли обратиться к молодым авторам, которые только начинают писать, что бы Вы им пожелали — больше думать, больше чувствовать или просто не бояться быть собой?
            Дерзайте, ищите себя, своё призвание и своё назначение  в этом мире, если не получается ищите родственных по духу друзей, собратов по творчеству для слияние в едином гениальном коллективе,  ищите родственных по поиску учителей способных  вас разглядеть и опознать ключ к вашему духовно-творческому раскрытию и опознанию сути вашего дерзания.         
 


Рецензии