Одиссея как процесс реинтеграции личности

предупреждение: не для средних умов.

Фото: скульптура "Гомера" - опять и снова в вязаной кипе. Эти головные уборы, сделанные из хлопковой пряжи, издревле служили для иудеев символом скромности, смирения и почтения перед Б-гом. А именно прозвище "вязаная кипа" - "КипА сругА" - ныне используется для обозначения носящих точно такие шапочки последователей "религиозного сионизма", сочетающих в себе сионистскую идеологию и соблюдение заповедей Торы.

     Разбор полёта орла над гнездом кукушки.
 
Начало здесь - на авторской странице в рубрике ЛитерТораведание: 
   "Путешествие Одиссея не по-детски" http://proza.ru/2025/11/20/1827

  «Одиссея» в представленном каббалистическом и географическом прочтении — это универсальный миф, сценарий духовной работы души (Тиккуна) на пути освобождения от клипот ("кожуры", "загрязнений", "омрачений"), возвращения Света и цельности. Каждый персонаж, место и событие несут в себе глубокие структурные семантические слои, показывающие как внутреннюю борьбу, так и внешние культурно-исторические процессы.




 Часть вторая: Каббала + аналитика + гомотоксикология в терминах ИМЕДИС

 
           1. Общая рамка интерпретации.

   Одиссей — это не герой, а собранная модель психоэнергетического субъекта, который проходит путь восстановление целостности Я.

   Образ путешествия Одиссея как духового пути души  - Тиккун, Исправление, исЦеление. "Целем" на иврите - "форма", то есть достижение Перво-Образа.
Каждая остановка Одиссея на пути — это символический миф, обозначающий прохождение испытаний, систематическую работу над собой и освобождение от духовных «оболочек» — клипот. Душа постепенно очищается, чтобы вызвать внутренний Свет (Ор Пними).

   10 лет странствий означают прохождение через 10 сфирот — от клипотических искажений до возвращения в центр, к Шхине-Пенелопе.

"Шхина" - "собрание душ Израиля", что означает не национальность а МЫСЛИ в собственном уме, направленные к единению для освобождения: "ибри", евреи - от "лаавор", "переходить". Это раскрывается при изучении Каббалы. Так вот задача в том, чтобы все мысли в своём уме собрать и удерживать в одной точке (называется "Сион", "Се - Он": "Всё наблюдаемое есть проекция Я-Мысли". Нет никого, кроме мнимого "Я".)
   Насчёт "Целем"-"цельность" и "Се - Он" - неожиданно?   "И был один язык и один народ..." В русском языке процентов тридцать семитских корней - для того кто видит. И процентов тридцать - санскритских. Ещё двадцать - тюркских и двадцать - персидских. В этом и заключается величие России как большой губки. Всё это отражено в географических названиях.


   География вообще и в частности в произведениях "Гомера" - психогеографический атлас Каббалы.
Места, встречающиеся на пути — реальные и мифические (Тира, Марония, Лотофаги, Циклопы, Эолия, Лестригоны, Ээя, Аид, Сирены, Сцилла и Харибда, Тринакрия) — соответствуют уровням взаимодействия души с внешними и внутренними проявлениями её ограничений и потенциалов.
   Море — это хаотическое поле неоформленного света (Ор шакудим), где сознание сталкивается с собственными деструктивными программами (клипот).
   Испытания Одиссея — это активация меридианных и органных цепей (по ИМЕДИС) в связи с архетипами, удерживаемыми в энергетических оболочках.
   Каждый остров — это отдельный кластер паттернов, "гомотоксическое поле", где сознание либо застревает, либо трансформируется.

   Возвращение на Итаку — завершение тиккуна, восстановление внутренней цельности.

   В данном трактате (см. прошлую главу) корни множества имен, топонимов и персонажей (киконы, феаки, Керкира, Тира, Хелл, Сцилла, Харибда и др.) прослеживаются через призму семитских и индоевропейских языков, расширяя понимание многослойных культурных и духовных влияний, отражая многомерность клипот и светлых миров. 
   Множество образов повернуты к символам круга (Кирка), света и внутреннего масла (Оливия), страдания и очищения (Тиресий), ловушек забвения и ментального влияния (Сирены, Лотофаги) — строится единый психо-эзотерический код двойственного мира.




2. 10 лет - 10 сфирот (и их клипотические тени)

а)   Кетер — Итака. Исходная точка. Память о Высшем Я.
   Но у Одиссея Кетер затемнён: он уходит на войну — т.е. сознание уходит в раздробление, в рассеивание энергии наружу.
 В ИМЕДИС-терминах: первичный удар по вертикальной оси, смещение базового резонанса.


б)   Хохма (Мудрость) — Троя: "сырая", необработанная сила, импульс разрушения и победы.
   Взятие города - но это "тени Хохмы", клипа "круговорота агрессии".
 Импульсивность, "ветер ума", меридиан Желчного пузыря.


в) Бина (Понимание) — Киконы: структура и последствия.

Атака киконов — это расплата за необдуманный импульс Хохмы (Мудрости).
Бина даёт страдание, ограничение, потерю.
 (Меридиан Селезёнки/Панкреаса: обработка опыта ; тяжесть ; кармический возврат.)


г)   Хесед (Милосердие) — Лотофаги: расширение, растворение.

   Лотос — это архетип "сладкого" Хесед, но в клипе превращается в анестезию, потерю воли.
 В гомотоксикологии: наркотический блок вегетативной матрицы.


д)   Гвура (Строгость, ограничение) — Полифем: сила ограничения, сепарация, суд.

Циклоп - это Гвура в тени: "моноглазие", одномерность сознания, тирания одной точки обзора.
   Одиссей ослепляет его — разрушение тиранического архетипа.
 (Меридиан Почек: борьба со страхом, восстановление оси "вызов – воля".)


е)   Тиферет — Эол и ветры: гармонизация, истинное направление.
   Но спутники вскрывают мешок ветров ; нарушение структурного удержания Тиферет.

   Тиферет в клипе: распад центра, хаос направлений.
Что означает "Геопатогенные векторы" по ИМЕДИС: разрыв вертикальной оси.


ж)  Нецах — Лестригоны: воля, выживание, борьба, инстинкт.

Лестригоны — это клипа Нецах: агрессивная витальность, пожирание энергии.
Гибель почти всех кораблей — срыв нижнего астрала.
  (Меридиан Печени в гиперрежиме.)


з)      Ход — Цирцея.
Интеллект, магия, трансформация формы.
   Цирцея превращает людей в свиней — тень Ход: деградация рационального в животное.
   Но после года она даёт знание - Ход в исправленном виде.
По фразеологии ИМЕДИС это означает перепрограммирование матрицы форм.

и)      Йесод — Аид и Сирены.

   Подсознание, память души, тень.
Аид — прямое погружение в Йесод: встреча с предками, архетипами, с "корнями программ".
   Песнь Сирен — искушение глубинного наслаждения, регресс в йесодовские клипот.
Одиссей проходит, но связан верёвками — удерживает структуру.
    Меридиан Половых органов: управление силой влечения.



к)     Малхут — Сцилла/Харибда ; Гелиос ; Калипсо ; Итака.

   Материальный мир, его опасности и его искупление.

   Сцилла и Харибда — клипы Малхут. Сцилла — хищная форма хаоса (как Танин, Левиафан). Харибда — всепожирающий водоворот.
Это две формы искажённого Малхут: страх и поглощение.

Гелиос — нарушение закона материального мира. "Поедание быков" - это разрушение границ энергии, вторжение в неприкасаемое ; немедленная расплата Малхут.

   Калипсо — клипа "застой".

Застревание на 7 лет — несбалансированная Малхут: удерживающий кокон, сладкая апатия.
Возвращение в Итаку — восстановление Малхут как Царства.
Убийство женихов - уничтожение паразитических программ.
Шхина-Пенелопа наследуется — воссоединение с центром личности.




3.          Шхина-Пенелопа — утраченный центр личности.

   Пенелопа — это не женщина, а внутренняя Шхина, точка присутствия души в Малхут мира.
   Женихи — паразитические программы, захватчики центра.
   Ткань Пенелопы — непрерывный процесс восстановления структуры Я (ткёт днём - распускает ночью).
   Одиссей приходит как возвращённый центр воли, способный соединиться со своей собственной Шхиной.



4. Странствие как гомотоксикологический цикл.

   Каждый остров — это:

либо стадия интоксикации (клипа),
либо стадия детоксикации (дренаж),
либо фаза регенерации (тиккун).

 Лотофаги — фаза анархически-токсического застоя.
 Цирцея — нейрогуморальная перепрошивка.
 Аид — глубинный дренаж матрицы памяти.
 Сирены — проверка устойчивости резонансного профиля.
 Сцилла/Харибда — кризис выхода токсинов (биологический и энергетический).

5. Общий вывод: путешествие Одиссея — это единый интеграционный акт сознания, где 10 лет соответствуют прохождению 10 сфирот:

от хаотичных клипот до очищения,
от рассеянности до центровки,
от мультифрагментации до соединения со Шхиной,
от блуждания — к Итаке, месту "исправленной формы" личности.

Путь Одиссея завершается в Ольвии — как символическом сосуде масла, внутреннего света и духа Меноры Храма, трансцендентной святыне, где происходит окончательное соединение с Творцом и миром.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей.

Любопытная интерпретация. Всегда полезно посмотреть с разных точек зрения на знаковое произведение.
Как далекому человеку от каббалы сразу хотелось бы уточнить: я правильно понимаю, что главная задача для человека в каббале – это исправить («отреставрировать») свой мир и «вернуть» его Творцу? По представлениям мистиков мир создан 22 Буквами и 10 Числами. В качестве средств для исправления мира и раскрытия Творца используются духовные практики, молитвы, благие дела и намеренья и так далее. Если у Вас Кетер – Итака, то Одиссей, находясь в нем в самом начале истории, уже раскрыл в себе «образ» Творца и обрел недвойственность. Тогда о каком путешествии может идти речь? «Но у Одиссея Кетер затемнён: он уходит на войну — т.е. сознание уходит в раздробление, в рассеивание энергии наружу». Непонятно, как может быть затемнен Кетер у человека, который находится в нем?

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   24.11.2025 14:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Александр!
Ваше понимание каббалистической задачи — «исправить» и вернуть свой мир Творцу — абсолютно соответствует идее «тиккун» (исправление), и заключается в том, чтобы пройти путь духовного роста, раскрыть замысел и внутреннюю связь с Источником, привести миры в гармонию, собрав "искры света" и передать их обратно в совершенном виде, как «жертву» Творцу.

Кетер (Корона) — вершина Древа Сфирот, самый высокий, недвойственный аспект сознания, источник света и замысла. Это уровень, где нет эго, разделения и личных желаний, где сливаются воля человека и воля Творца. В лурианской Каббале понимание "Кетер" расширено и углублено за счёт идей о сокрытии, трансформации, уровнях света и активности Б-жественной воли. Кетер — основа всего мироздания, переживающая сложные внутренние процессы раскрытия и сокрытия.

Одиссей находится в Кетер в начале истории» — потому что его начало связано с чистым замыслом, духовной целостностью и архетипом совершенного бытия.
Но, согласно каббалистической драме, даже при условии что душа хранит внутри себя искру Кетер (корень замысла) - замысел "закрывается" оболочкой, энергия растекается на части, начинается процесс раздробления для последующего восстановления и возвращения.

Почему Кетер затемняется? Любой "нисходящий" путь — от замысла к реализации — всегда связан с сокращением (цимцумом) - "скрытием" или "ограничением" высшего света. Задача — снова вернуться к первоисточнику путем духовных усилий.

Потому - Одиссей, даже имея внутри образ Кетер, вынужден «выходить на войну» — то есть запутываться, расщепляться, искать себя через приключения, чтобы проявить в мире ту сокровенную силу, которую по замыслу должен вернуть Творцу. (При этом - этого не оглашают особо - "слитьСя с Творцом, то есть стать Им.)
Можно добавить в соответствии с Учением Недвойственности: так Творец (Ум, по-буддийски) развлекает сам себя, играя с собой в прятки нигде в безвременьи. Пока нирваны не достигнет - или того места где нет ни нирваны ни самсары. Это два суперуровня, выход из игры гильгулим (инкарнаций).
С уважением - в меру исправленности Алексей.

Ал Ор   24.11.2025 14:56   Заявить о нарушении
Большое спасибо за интересный и подробный ответ.
«Испытания Одиссея — это активация меридианных и органных цепей (по ИМЕДИС) в связи с архетипами, удерживаемыми в энергетических оболочках».
Если «в каббалистической драме … замысел "закрывается" оболочкой», наверное, для «исправления» необходима глобальная «детоксикация» и коррекция частот энергетического аспекта человека.
Ваше эссе весьма интересно взглядом на «Одиссею» как процесс реинтеграции личности, как гомотоксикологический цикл. Особенно понравился отрывок:
«Каждый остров — это:
либо стадия интоксикации (клипа),
либо стадия детоксикации (дренаж),
либо фаза регенерации (тиккун).
Лотофаги — фаза анархически-токсического застоя.
Цирцея — нейрогуморальная перепрошивка.
Аид — глубинный дренаж матрицы памяти.
Сирены — проверка устойчивости резонансного профиля.
Сцилла/Харибда — кризис выхода токсинов (биологический и энергетический».

Александр Галяткин Юлия Фадеева   24.11.2025 16:55   Заявить о нарушении
Продвинутые описания «духовного мира» всегда вызывали и будут вызывать интерес. Мне не близка идея «исправления», но это мощная и привлекательная концепция.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   24.11.2025 17:16   Заявить о нарушении
В соответствии с каббалистическими представлениями, "этот мир" - ИТК (исправительно-трудовая колония).
В соответствии с буддийскими - ПНД (психоневрологический диспансер".
Мне с юности как-то ближе было второе... но первое интересно до сих пор - факультативно заочно.)))

Ал Ор   24.11.2025 17:32   Заявить о нарушении
ПНД как-то повеселее))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   24.11.2025 17:41   Заявить о нарушении