Березка 1
Базар он и есть базар, шумное торжище: кому продать, кому купить- тут у всякого своя забота. Людскую разноголосицу время от времени перекрывало мычание коров, ржание лошадей у перевязи, а то и заполошный крик петуха, привязанного за ногу к тележному колесу, которого напугала собачонка, что бежала мимо. Народ деревенский привел, привез, выставил свою живность в надежде заработать копейку.
В тени винного сарая, за стопкой или стаканом бочкового вина (тут уж смотря что по карману), шел мужской разговор, одивленный и громкий. После долгой и надоевшей зимы теплые дни особо располагали к некоторой словесной свободе.
Когда над шумом и гамом вдруг раздался этот необычный ( точнее, неуместный) звук, люди вдруг на секунду замерли. И вот уже снова продавцы стали расхваливать свой товар: кто молодую черемшу, кто пучки зеленого лука, кто сушеные боярку "от сердца" и шиповник "для крепости организма", кто прошлогоднюю картошку из собственного пОдпола, рассыпчатей которой нет на всем белом свете...
Те же , что пришли не за надобностью, а за поглядом, наскоро пробежав все ряды, обсмотрев крестьянский товар, а за одно и тот, что предлагали лавчонки и магазинчики, заспешили к главным воротам.
... Их было двое, мужчина и женщина. Они стояли слева от входа. Вокруг быстро собралась толпа зевак. Любопытствующие наблюдали, как женщина поставила на землю табуретку, что принесла в руках. Проверила, устойчиво ли стоит. Помогла сесть своему спутнику так, чтобы солнце не светило прямо в лицо.
Все внимательно разглядывали мужчину в выгоревшей от долгой носки солдатской гимнастерке, и черный, большой как чемодан, футляр рядом.
Наклонившись, он провел по нему руками, нащупал и открыл замки. Бережно, очень осторожно достал, нет - ИЗВЛЕК!, настоящий баян. Не знакомую всем гармошку, а настоящий баян с лаковыми боками и фигурными накладками.
Публика молчаливо и напряженно смотрела, как музыкант поднимает его на колени, как обнимает одной рукой, а другой накидывает на плечо один ремень, другой. Как пробегают по кнопкам пальцы, пробуя звук...
В этот момент какая-то единая нервная мысль владела всеми: "Как это можно?.. Он же слепой!"
Но уже после первых аккордов лица зрителей просветлели. И глаза... Глаза стали другие. В них уже не было неверия, только, застенчивая еще, готовность к чему-то хорошему.
Человек в гимнастерке заиграл. Ну, конечно же, все сразу узнали "Синий платочек".. Песню, слова которой даже вспоминать не надо было. Вот уже тихонько кто-то подпевает.
Потом раздались, "Подмосковные вечера", голосов подпевавших добавилось. Как и окружающих: ради такого случая даже спешащие останавливались.
Слепой, надо сказать, был отменным музыкантом. Когда начали кнопочки выговаривать: "Валенки, да валенки, эх, да не подшиты стареньки!",- в круг выскочила бойкая молодуха, да начала отплясывать, задорно по сторонам поглядывать...
А тут и мужичок, что у винного сарая рассуждал уродится ли нынче брусника в тайге, кепчонку свою поправил и со словами
-Эх, мать честна! - пошел к плясунье этаким гоголем...
Но вот зазвучала зажигательная "Барыня." Тут уж народ совсем развеселился: похохатывать в толпе стали, ладошками в такт прихлопывать, да ногами притопывать.
Тот, кто первым начал плясать , закуражился:
- У нас нонче субботея,
а назавтра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Барыня ты моя, воскресенье!
Молодуха тут как тут явилась вновь, характер запоказывала:
- Ко мне нонче друг Ванюша приходил,
Три кармана мне гостинцев приносил.
Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Барыня ты моя, мне гостинцев приносил!
Лишь одна женщина стояла в сторонке с серьезным лицом, окружавших не разглядывала, не улыбалась, в общем веселье не участвовала.
Высокая худенькая в ситцевом платочке и темном штапельном платье она сосредоточенно слушала не то , что играл, а как играл музыкант.
Только внимательный взгляд мог заметить в ее руках, прижатых к поясу, жестяную кружку, которую, закрывая, обнимали ладони.
Но вот закончилась плясовая. Она подошла к баянисту, вытерла платочком вспотевший лоб, что-то тихонько сказала и пару минут постояла рядом.
"Жена," - догадалась публика .
Нет, она не просила милостыню, не стояла с протянутой рукой за подаянием. Теперь держала кружку так, что ее просто могли видеть.
Кто мог или хотел подходили к ней - монетку опустить, спасибо сказать. Молча и благодарно кивала тому, кто картошин парочку из сумки для них достанет. Тому, кто от своего пучка черемши половину отделит. Тут слов не говорили. В эти несытые еще послевоенные годы многое и без них понимали...
(Окончание следует)
Свидетельство о публикации №225112100742