Увы, лишь за рубежом мы Александринский

 1. Афиша спектаклей 22 – 25 июня 1928 г. в Каунасе: «Бабушка» Роберта де-Флерса и де-Кайлава, «Стакан воды» Эжена Скриба, «Мандат» Николая Эрдмана, «Идеальный муж» Оскара Уальда.
2. Это актриса Екатерина Корчагина-Александровская. К сожалению, её фото 24 июня в газ. «Эхо» было плохого качества. Допустимо ли это, но я представила её в сцене фильма «Победа», который в декабре 1938 г. демонстрировался в Каунасе.
3. Афиша на литовском языке спектаклей 22 – 25 июня.
4. Актёр Николай Горин-Горяинов, газ. «Эхо». 23 июня.
5. Афиша на идише спектаклей 22 – 25 июня.
6. Афиша на польском языке спектаклей 22 – 25 июня.
7. Актриса Нина Железнова, газ. «Эхо». 26 июня.
8. Афиша спектакля «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина 27 июня.
9. Актёр Евгений Студенцов, газ. “Dzien kowienski” [дзен ковенски, в пер.: день ковенский].
10. Афиша спектаклей «Тайны гарема» Валентина Валентинова 27 июня, «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха 28 июня, «Концертант» hермана Бара 30 июня.
11. Гастрольные спектакли игрались на эстраде Летнего театра.
12. Афиша спектаклей «Тётка Чарлея» Г. Барнетта 3 июля и «Вокруг любви» Роберто Бракко 4 июля.
               
 
 Гастроли в Каунасе Государственного академического театра драмы (из Ленинграда) проходили с 22 июня по 4 июля 1928 г. Но в столичной прессе как только не переиначивали существовавшее официальное название театра: Александринка, Государственный академический александринский театр, Ленинградский александринский драматический театр, Государственный академический театр им. Александра, Государственный александринский академический театр. Цель этого – зритель должен быть уверен, что это Александри;нский театр! 
Вновь рассказывая о каунасских гастролях александрийцах, я не была в претензии к столичной прессе – информация о гастролях была представлена на русском, литовском, идише, польском.    
  В спектаклях участвовали Екатерина Александровская, Владимир Воронов, Борис Горин-Горяинов (заслуженный актёр Республики), О. Е. Гидони, Нина Железнова, Борис Жуковский, Анна Исакова, Екатерина Корчагина-Александровская (заслуженная актриса Республики), Евгений Студенцов и другие (в статье у Скифа – 10 артистов, так кто же десятый?).
Кстати, во второй раз в Каунасе выступят только Б. Горин-Горяинов и  А. Исакова.
  Театралы рукоплескали 10 постановкам артистов-гастролёров: «Бабушке» Роберта де-Флерса и де-Кайлава, «Стакану воды» Эжена Скриба, «Мандату» Николая Эрдмана, «Идеальному мужу» Оскара Уальда, «Свадьбе Кречинского» Александра Сухово-Кобылина, «Тайнам гарема» Валентина Валентинова, «Прекрасной Елене» Жака Оффенбаха, «Тётке Чарлея» Г. Барнетта, «Концертанту» hермана Бара, «Вокруг любви» Роберто Бракко.
Антрепренёр гастролей Габриэль Лан.

 С первой встречи с «александрийцами» прошло 6 лет, и 22 июня 1928 г. газ. «Эхо» вновь несказанно обрадовала всю Литву: «20 июня из Ленинграда приехали артисты Александринского театра. Несмотря на то, что билеты до сегодняшнего дня не продавались (неужели министр культуры мог запретить советским артистам гастроли в капстране?), на все 4 первых спектакля в кассе летнего театра составлены большие списки заказавших себе билеты. Очевидно, все спектакли театра, невзирая на сквернейшую погоду, дадут полные сборы».
Эхо, 1928, 22 июня.
 
В день второго выступления труппы читатели газ. «Эхо» узнали, каким стал театр.

 АЛЕКСАНДРИНЦЫ В КАУНАСЕ: «Ковенцам выпала на долю – быть первыми зрителями первого, после долгого промежутка, европейского турне Александринского театра. Александринка – громадный коллектив, состоящий из сотни артистов, двухсот студистов и массы технических сотрудников, громоздкий аппарат театральной техники Десять артистов, прибывших в Каунас – премьеры академической драмы. В их репертуаре представлены постановки в духе старой Александринки («Бабушка», «Идеальный муж») и искания нового оформления («Мандат»). Приезд ленинградских артистов – крупное и радостное событие в театральной жизни нашего города. Вчера александринцев посетила пресса. Б. А. Горинов-Горяинов, Н. И. Железнова и Е. П. Студенцов беседовали с местными журналистами, знакомя их с общими задачами театра, с особенностями его постановок. Александринка впервые после семи лет (1928 – 1922 = 6) приехала в Каунас, где встречала у публики радушный прием и выступления ее проходили с большим успехом. По словам наших любезных собеседников их репертуар лишь частичное отражение художественного лица театра, но, составляя его, они стремились отразить все грани Александринки. Приехавшие в Каунас артисты совершают своего рода театральную рекогносцировку –  выясняют возможность европейского турне своего театра. Достижения Александринки за последние годы – художественный монтаж, новая игра, новый угол зрения на старую драматургию, составляющий в то же время необходимость для драматургии новой.
Театр учился у кино, усвоив у него переброску действия и фиксирование внимания зрителей; старый взгляд на непримиримость экрана и сцены оставлен.
 Для нового оформления показателен «Мандат», ставший образцом для многих молодых драматургов. Его ставил Сергей Радлов. Театр идет к коллективному действу, к массовому представлению. Под этим знаком стоит Студия имени народного артиста Ю. М. Юрьева. Почти исчезли из программы теоретические предметы, Нет подготовки к определенным ролям. Будущим коллективным актерам преподается в особенности физкультура и ритмика. Органической связи, бывшей между театром и студией нет, так как нет органического пополнения труппы студийной молодежью. Из последней создаются кадры для театра-студии, который может стать театром экспериментальным в отличие от академизма самой Александринки.
 Посещаемость Академич. драмы огромная – 96 проц. Многие из александринцев играют для экрана. Н. Железнова снималась в фильме «Чужие», Н. Горин-Горяинов в «Хромом барине», Е. Студенцов в «Палачах».
 Наши собеседники жалуются на несовершенство сценических условий во время летнего сезона в Каунасе. Но, покидая ленинградских гостей, уносишь уверенность, что никакие несовершенства не смогут помешать блестящему успеху ковенских гастролей Академической драмы. Скифъ».
Эхо, 1928, 23 июня.

Поделюсь с читателями своей неподдельной грустью –
это была единственная рецензия в моей многоуважаемой газ. «Эхо»!

«МАНДАТ» У АЛЕКСАНДРИНЦЕВ: «Пьеса «Мандат» Эрдмана, включенная в репертуар гастролей артистов Академического александринского театра, примечательна для современного русского репертуара, во-первых, потому, что является первой самостоятельной современной пьесой, наметившей всю последующую линию русской драматургии. До «мандата» современные русские драматурги в поисках актуальной пьесы, в поисках пьесы, отражающей сегодняшний день, тщетно пытались в старые меха влить новое молодое вино, старые пьесы осовременить. Этот период, период несомненного упадка прошел с появлением пьесы «Мандат», совершенно новой по форме, новой по содержанию, отвечающей злобе сегодняшнего дня. В пьесе выведен испуганный обыватель, верующей всевозможным  слухам, преклоняющийся перед ничего не стоящей бумажкой мандатом, опьяняющийся собственной перепуганной фантазией, принимающий муху за слона и спешащий продать «слоновую кость», подсчитать барыши. В пьесе ярко очерчены образы и выявлены мещане, обыватели. Ярко сверкают образчики «морали» нового и не умирающего обывателя, пошлого мещанина».
 Эхо. 1928, 24 июня.

И на этот раз есть повод поворчать: на афишах совсем не лишними были бы фамилии исполнителей ролей. И не ожидалось, что 9 гастрольных спектаклей не заслужили рецензий!


Рецензии