Древнегреческий шпион

«Древнегреческий шпион»
Почему взгляды философа-евразийца Льва Карсавина так актуальны в наше время
Владимир Малышев
12.11.2025
Необходимое пояснение, краткая справка о Льве Коршавине.
Лев Плато;нович Карса;вин ( декабря 1882 года, Санкт-Петербург — 17 или 20 июля 1952 года, Абезь, Коми АССР, СССР) — русский религиозный философ, историк культуры, медиевист, поэт.
Родился в семье актёра балета Мариинского театра Платона Константиновича Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урождённой Хомяковой, дочери двоюродного брата известного славянофила А. С. Хомякова[3]. Брат балерины Тамары Карсавиной.

Ученик И. М. Гревса, окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1906)[4]. С 1909 года преподавал в Историко-филологическом институте (профессор с 1912 года, инспектор с 1914) и на Высших женских (Бестужевских) курсах; приват-доцент Петербургского университета (с 1912 года), затем профессор (с 1916 года).

Магистерская диссертация — монография «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков» (1912; защитил в 1913). Докторская диссертация — «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915; защитил в 1916).

Участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924)[5]. В 1920 году один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 году избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения.

В августе 1922 года был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки.
В конце 1927 года получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете в Каунасе. После присоединения Литвы к СССР остался в стране. С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета. В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете, уволен с работы. А в 1949 году Карсавин был снова арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и в якобы подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР.
Корсавин Лев Платонович был крупным учёным философом.
Его взгляды на культурную, политическую, общественную жизнь актуальны и в наши дни- утверждается в статье.
Познакомимся с этими взглядами, используем выдержку-цитату из названной статьи...
 Корсавин ненавидел большевиков, но при этом он ясно понимал, что все же они – куда меньшее зло для России, чем захватившие власть в феврале 1917 года либералы. Ведь достаточно напомнить, что чуть ли ни все члены Временного правительства были прозападными масонами.

В 1922 году, еще до высылки за границу в своем труде «Философия истории» Корсавин с иронией писал:  «Удивительно, как просто все объясняется врагами и критиками большевизма. – Прибыло из-за границы (да еще в запломбированных вагонах) несколько десятков оголтелых тупиц и преступников. Стали эти преступные тупицы "сеять смуту", собирать вокруг себя уголовных преступников и дезертиров, льстить инстинктам армии и толпы, и, в конце концов, подчинили себе великий многомиллионный народ…

Мы не утверждаем, что большевики – идеальная власть, даже – что они просто хорошая власть. Но мы допускаем, что они – власть наилучшая из всех ныне в России возможных. До самого последнего времени русский народ их поддерживал. Это не значит, что он их нежно любит: он их поддерживал, как неизбежное и наименьшее зло. Никакой цены нет за безответственными и огульными ссылками на то, что большевиков все ругают, что "мужики" их ненавидят, чиновники обманывают, интеллигенты презирают. Во всех этих опорочиваниях, поскольку они не преувеличены и не являются незакономерным общением, много и лукавства, и свойственной русскому человеку любви "почесать язык" и побранить власти предержащие. Правда, с другой стороны, ненависть к большевикам и опорочивание их обладают глубокими основаниями, и нельзя закрывать глаза на отрицательные черты большевистского режима. Для большевиков в высокой степени характерны большое невежество, "необразованность" в самом точном смысле этого слова, наивная вера в правильность и осуществимость рассудочных построений, деспотизм и нетерпимость фанатиков, беспринципность, лукавство и лживость, одним словом, некоторые, к сожалению, распространенные в русской интеллигенции и русском народе свойства.

Можно, с разных сторон подходить к большевизму. Здесь я остановлюсь лишь на одной. По существу своему политика большевиков была если и не лучшим, то, во всяком случае, достаточным и, при данных условиях, может быть, единственно пригодным средством для сохранения русской государственности и культуры. Они уничтожали "бар" и живших по-барски, носителей культуры. – Они ли? Не являются ли большевики лишь организаторами стихийной ненависти и воли темных масс? Большевики были беспощадны и бессмысленно жестоки, но, может быть, только благодаря им не произошло поголовного истребления культурных слоев русского общества; может быть, они скорее ослабили, чем усилили порыв стихии, обоснованием и оправданием ненависти ввели ее в некоторое русло».

Так не является ли такая точка зрения Корсавина основанием для примирения не утихающих споров в нашем обществе, которое до сих пор расколото по отношению к тому, как нам относиться к СССР и итогам большевистского переворота октября 1917 года?

Если уж сам такой выдающийся философ, от рук большевиков погибший, считал, что тогда именно большевики спасли Россию и ее самобытную культуру от гибели?

Как считают идеологи Евразийства, Россия резко отличается от «океанических» держав, цветущее благосостояние которых основано на морской торговле, колониальных захватах, неэквивалентном обмене. Раскинувшаяся между трех океанов, Россия, указывают они, имеет океан внутри себя, она сама является Океаном, «великим рождающим», гранью мира. Резко отличается и ментальность населяющих Россию–Евразию народов, их мироощущение, когда «чувству моря» (или, что то же самое – «чувству леса») противостоит континентальное «чувство степи», ощущение безграничной широты пространства. Именно Россия, Евразия сегодня – главный противовес однополярному миру, который отчаянно пытаются сохранить англосаксы.

Именно это и было в конечном итоге причиной и всех военных конфликтов нашей современной истории, когда «океанические державы» пытались покорить странный и непонятный им континент – Евразию и, прежде всего Россию. Что они пытаются сделать и сегодня, воспользовавшись конфликтом на Украине.

Концепция Евразийства и роли в ней нашей страны сейчас, как никогда, актуальна. Именно поэтому идеи Льва Карсавина активно развиваются, но уже не только в плане научных дискуссий, а в рамках практического укрепления сотрудничества России с государствами евразийского континента.

Президент РФ Владимир Путин, приветствуя 30 октября участников XVIII Веронского Евразийского экономического форума, отметил, что российская инициатива Большого Евразийского партнерства направлена на взаимовыгодное сопряжение потенциалов стран.
«Такая совместная работа  важна с учётом особой роли  нашего континента в мировых  делах, в том числе в процессах  построения многополярного миропорядка. Именно в Евразии сосредоточены  основные центры экономического  роста, ключевые транспортные и  торговые маршруты. Хотел бы подчеркнуть, что российская инициатива Большого  Евразийского партнёрства направлена  на взаимовыгодное сопряжение  потенциалов всех расположенных  здесь государств и интеграционных  объединений», – отметил президент  РФ.
 
 


Рецензии