Заимствования на наших сайтах...

ЗАИМСТВОВАНИЯ НА НАШИХ САЙТАХ…
Напишу об одном интересном случае из собственной практики.
У меня, не знаю сколько, - сотни две или более, валяется незаконченных заметок, статей и проч., которые в своё время я обозначала как тему для написания (обдумывания), но руки, что называется, не доходили, и многое так и валяется недописанным.
Однажды, уже понимая, что стареющими мозгами – «не объять необъятного», - я придумала новый способ – как включать свои наброски в новые работы, которые ныне выходят из-под пера по близкой, допустим, тематике.
Так я и поступила несколько раз. В том числе – в одну из новых статей (уже не помню даже – в каком году, названия этой статьи) я включила – абзацем –одну из своих любимейших тем, которую с годами так и не смогла осилить для полного её раскрытия.
Жалко было с нею прощаться, но надо было, – из-за обилия разных черновиков. Так вот - о чём был этот набросок, и чем меня это заинтересовало? Рассказываю.
В своё время я увлеклась немного стихами К. Батюшкова, перечитала несколько биографических книг о нём, какую-то его прозу- заметки, рассказики, что-то такое. Заинтересовал меня один его рассказ, под названием «Прогулки с Пушкиным» (если теперь уже не обманывает память). Он рассказывает о прогулках с другом (по-моему, по Москве), и в целом характеризует своего приятеля (как и великого российского поэта) со своей точки зрения.
Мне очень понравилось одно его выражение (определение) качества натуры поэта: он упомянул об особой «памяти сердца» Пушкина.
А так, как я давненько мысленно вертела в голове размышления об особой черте Пушкина – такой, как памятливость, привязанность к друзьям, или каким-то местам, событиям, и т.п., которые он постоянно отображал в своём творчестве, благодаря чему мы так много знаем и понимаем об отдельных пластах культуры и духа общественной жизни начала 19-го века, (чем, кстати, Пушкин и отличался от многих своих приятелей-лицеистов, к примеру), - то для меня стало новой, приятной загадкой это определение Батюшкова.
Я запомнила его, что-то набросала на бумаге, и отложила, что называется, в долгий ящик. Всё это так и пролежало много лет, пока уже у меня и потенциал истощился для обдумывания столь сложной темы. Так вот, как-то однажды, несколько лет назад, включила это (всего лишь как упоминание, но с указанием авторства и названия рассказа Батюшкова) в одну из своих новых статей, которую тут же выложила в Интернете.
Каково же было моё удивление, когда через какое-то время, на телеканале «Наука. 2.0» появилось интервью известного уже мне ведущего Семихатова (по-моему, так звучит его фамилия, если не Новохатов)с каким-то психологом, с которым он обсуждает именно эту «мою» тему - «памяти сердца» Пушкина из статьи Батюшкова ( с одноразовым упоминанием этих фамилий).
В целом – они говорили шире об этом, как вообще о явлении, случающемся среди людей. Я, конечно, сразу догадалась – откуда автором интервью позаимствована тема, но, как говорится, - что поделаешь? У этого человека больше ресурса, чтобы быстрее обработать её (тему), а тем более – с приглашением профессионала-специалиста… Что, в общем и произошло.
Другое дело, что объяснение этого феномена Пушкина – было какое-то очень простое (хотя они и проговорили целую программу об этом, т.е. минут 30 или 45). А именно – собеседник трактовал это явление сердца Пушкина всего лишь как – эмоциональную память.
Я до сих пор не могу согласиться с таким упрощённым объяснением черты памятливости великого поэта. Думаю, что над этим ещё можно поразмышлять и другим специалистам такой тонкой «материи», как сердце Пушкина, но инцидент такой с моими заметками – реально произошёл.
(Думаю, что он зафиксирован в одной из моих тетрадок, куда я, с указанием дат и точного времени телепередач на заимствования тем из моих статей, записывала такие случаи (пока, правда, это мне не надоело. Беда в другом, - сегодня и эту тетрадку мне нужно где-то искать, нет её под рукой, чтобы более точно описать всё это. Но когда найду – обязательно дополню эти записи.) 
Скажу более: это ещё не всё. Через какую-то недельку, по каналу «Культура», в одной из программ (на научные темы), которую вёл сам М. Ковальчук(!) из Курчатовского института, – вдруг снова прозвучала «моя тема» о Батюшкове-Пушкине!!
Но здесь она подана иначе: был смонтирован небольшой ролик, который наряду с иным - показали перед появлением учёного-ведущего. Ролик - с таким завуалированным, закрученным текстом-разъяснением к нему, что мне пришлось – весьма серьёзно вслушиваться, чтобы что-то из него понять.
А он проскочил минутно, если – не секундно, поэтому различить я смогла только ссылку на Батюшкова, и не больше. Смысла, кажется, так и не уловила. Но удивлялась: как могло статься, что «моя тема» прозвучала сразу в двух передачах на разных телеканалах?
Пока не догадалась: вероятно, программы на научные темы готовят одни и те же авторы на разных каналах, или предлагают к озвучиванию свои какие-то отдельные материалы. Вот так и Семихаткин (или Новохаткин?) не сплоховал: подзаработал сразу в двух программах. Молодец!
Жаль только, что эта великая памятливость сердца Пушкина – так и остаётся большой загадкой лично для меня, как, быть может, и для многих других читателей интересного поэта и переводчика итальянской поэзии К. Батюшкова.
21.11.2025.
В. Лефтерова


Рецензии