Осенила осень
Творческая встреча «Осенила осень» с поэтом, писателем, бардом Завикториным, была посвящена дню рождения Владимира. Встреча друзей, близких по духу с талантливым соратником, которому 7 ноября исполнился 61 год. И про которого хочется сказать – не зря живёт человек! Не варит сталь, не печёт пирожки, не строит дороги, разве что на сцене или в кадре кино. Но его вклад в развитие российской культуры, сохранение традиций, воспитание любви к Родине, реально красив, весом, бесценен.
Насколько мощен творчески этот мастодонт, говорит факт: на разогреве у него работал лучший бардовский дуэт России – Витаков + Поляков. Мало того, эти свободолюбивые авторы, всегда спонтанные, исполняющие то, что в данный момент левая нога хочет, диктующие свои видения программы, в этот вечер пели ровно то, что заказал (разрешил?) Владимир Завикторин. Строг! Зато он очень трогательно их представил, с заслугами, званиями. А завершил так:
- … писатель в жанре исторического романа, поэт, музыкант, телеведущий и вообще хороший человек!
Понятно, что в этом репертуарном списке были самые-самые хиты Алексея Витакова, где про дом, родителей, Родину, веру святую… И этот, по-хорошему хулиганский, дуэт выдавал знакомые смыслы, понятные мысли, шикарные виртуозные проигрыши-бриджи. А зрители включались: ну, как можно не хлопать-топать и не вопить под блюз «Собаки играют в покер»?
Далее Владимир Поляков в одиночку порадовал новорожденного парой песен из юмористического (сатирического) цикла «Буратиниада». Зал подпевал, ритмовал аплодисментами, заводился. Как не хохотать в сто первый раз над папой Карло и дворником-Буратино? Там же такие метафоры, обороты и словечки! А автор в конце развёл руками и возмущённо так объявил, что хотел что-нибудь серьёзное спеть – не дали!
В зале тоже было ярко от звёзд. Среди гостей, на минуточку, сидел Народный артист Советского союза и лауреат государственной премии, легендарный руководитель балетной труппы Большого театра Борис Акимов. И, как всякий талантливый человек, он же ещё и композитор! И ещё работает, творит, пьесы пишет, спектакли помогает ставить. А Завикторин, сыгравший Есенина на подмостках Таганки более 600-т раз, его же, Сергея Есенина, репетирует в Большом, под присмотром народного артиста.
А ещё артист, очень внешне похожий на Есенина, написал о нём стих. Пронзительный, немного злой, рвущий душу:
Ты – осень… ясень… есень… Кто ты?
Тобой Россия проросла.
Ты брал себе её заботы
Снимая грусть с её чела.
Когда народ как сор косили,
Ты не щадил жестокий век.
И за тобой по всей России
Следил твой Чёрный человек…
В этот вечер нам всем несказанно повезло – Владимир читал свои стихи, пел свои песни! Его сменяли друзья-поэты, музыканты. И программа, выстроенная опытной рукой режиссёра Завикторина, обрастала новыми сюжетами, мелодиями, замыслами, звучанием. Осень… Мама… Любовь… – вечное, незыблемое, родное, глубокое.
И военный блок – на разрыв просто. «Сон матери», написанный 9 мая 2025 года:
… Я не убит, я, мамочка, живу.
Я нёс домой за пазухой Победу…
Ты знаешь, мама, то, что смерти нету?..
Она проснулась. В доме тишина.
И пять минут как кончилась война.
Трудно после таких строк возвращаться в уютный зал «Ритм-Блюз кафе». Трудно думать о чём-то праздничном. Но группа «Порт Сентябрь» своей лирикой смогла вернуть нам душевное равновесие. А после антракта, когда сцену оккупировал виновник торжества, я снова и снова удивлялась: как точно по гармонии, по жизни, по эмоциям всё это совпадает с моим мироощущением. Наверное, это и есть талант, когда пишет человек от себя, а каждому читающему кажется, что это про него, о нём. Так всё ладно и романтично:
…то ли я бреду вдоль Волги,
То ль она течёт во мне...
Угадать бы в вечной сини,
Наяву или во сне:
Это я живу в России
Иль она живёт во мне?
Конечно, сам Владимир очень живой и разносторонний в своём творчестве. И очень любит пошутить. И песни у него есть разные. Есть немножко блатные, и ироничные про любовь, и историко-героические не без юмора. Это вот как «душа развернулась и…» нате вам на каждую клеточку, каждому нерву вашему эмоции неистовые, яркие, ярые. Но! Шансон-то дворовый, а тексты зело литературные! Интеллигентные. У него и бомжи в песнях не пропащие, а с понятиями. И боль настоящая за Москву времён перестройки:
…Этот город стал давным-давно не наш.
И не в третий Рим приводят все пути.
Здесь чужая речь въедается в мозги,
Всё своё под корень рубят за гроши.
Даже душу выставляют на торги –
Никакого, дескать, проку от души…
Время летит, жизнь живётся, всё меняется, а герой нашего вечера ни разу не был замечен в пропаганде пессимизма. Потому и финальная часть концерта была лёгкой, юморной, доброй. Да, Владимир был немного простывшим, немного уставшим, но его сумасшедшая харизма никак не позволила скатиться в грусть-печаль, потому что: «Мне не сложно, ведь я же волшебник почти!».
Каждый поэт имеет свой особый стиль, свой музыкальный слог стихосложения. Зачастую по одному четверостишию можно определить кому принадлежат стихи. Но вот в своей юности я однажды услышала пародии на известных поэтов. Как бы написали сказу «Курочка Ряба» Маяковский, Блок, Есенин? Было похоже, смешно и талантливо. У Есенина, например, «…в подвале курица лохматая жила…».
К чему это вдруг? Да просто Владимир Завикторин признался, что в студенчестве состоял в содружестве «Железный век», где они с друзьями пытались превзойти великих, по молодости считая себя равными. И вот со сцены звучат стихи студента Завикторина в стиле великих поэтов золотого и серебряного века поэзии. Как бы они написали о женщинах. И, да! Это было очень талантливо, очень похоже, очень стильно и с тонким чувством юмора!
И всё же в финале у меня не обошлось без слёз. Потому что была песня «Облака». И была светлая вечная память:
В каждом облаке – облик воина,
В нём душа его упокоена…
Над границами сквозь века
Облака плывут, облака…
Вот так, от эпиграфа к эпилогу, от кульминации к развязке мы и доплыли по волнам его памяти к финалу. Конечно, маловато: хотелось ещё прозы, поэм, актёрских эпизодов, историй… Но время ограничено, оно истекло… Настроение хорошее осталось. Тепло на сердце, трепет души, очарование. Греет…
17.11.25
Свидетельство о публикации №225112100826