Государственная идеология или Национальная идея
Это свидетельствует о том, что современная Россия находится на перепутье. Предстоит цивилизационный выбор между мертвящей, навязанной сверху государственной идеологией, которая ведёт к новым историческим тупикам, и органичной Национальной Идеей, вырастающей из духовных и культурных корней народа и открывающей путь к подлинному преображению. После коммунистической идеократии ХХ века, распада СССР и неудач «либеральной демократии» в обществе чересполосица отживших идеологем и вакуум возрождающих идей. Кризис смысла в XXI веке пробуждает общественный запрос на поиск «скреп», «духовных основ», «традиционных ценностей». Общество призвано ответить не идеологическим конструктом, а духовным обретением.
В основе политического мироустройства лежит народ как соборный исторический организм. Его скрепляют не институты власти, а глубинные основы: национальное самосознание, общая историческая память и коллективная воля к будущему. Государство, в свою очередь, — это не первичная сущность, а функциональная форма, в которую народ облекается для обеспечения своего существования и защиты.
На протяжении истории эта форма претерпевает метаморфозы. Россия, например, последовательно воплощалась в княжеской, царской, имперской, советской и, наконец, президентско-республиканской форме. Каждому такому этапу соответствовала своя государственная идеология — набор конкретных, зачастую директивных установок, оправдывающих текущий порядок.
Однако над этим переменчивым уровнем возвышается национальная идея. Она не подчинена сиюминутным политическим задачам, а отражает фундаментальные и вневременные ценности народа, его духовный и культурный код, который народ проносит сквозь все исторические трансформации.
Официальная идеология это – закрытая, тотализирующая система взглядов, служащая интересам государства. Её атрибуты: утилитарность (служит для мобилизации и контроля); абсолютизация земных целей (государство, класс, раса); подмена истины полезностью; служит возрастанию тоталитаризма. Официальная государственная идеология убивает национальную идею, догматизирует и умерщвляет живую истину. Государство узурпирует право на истину, подменяя соборный поиск народа административным предписанием.
Не избежала идеократических соблазнов и русская история. Первая попытка монополии на государственную идею и власть была предпринята Иваном Грозным, особенно в «опричнине». Царь «сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде учёной теории своей царской власти» (В.О. Ключевский). Грозный был уверен, что «призван спасать души своих подданных» и «жаловати своих холопов вольны, и казнити вольны же есмя». Это сопровождалось невиданным даже в жестокие века террором и отозвалось бедствиями Смутного времени. Существенные элементы идеологизации были и в реформах патриарха Никона, что породило великий Раскол. В имперской России роль государственной идеологии играла концепция «самодержавия», склеенная Петром I по образцу европейского абсолютизма и подменившая традиционную русскую монархию с широким сословным и местным самоуправлением. Идеологизированной было и религиозное обоснование царской власти, как «богопомазанной», ибо «помазание на царство» не является таинством, а одним из многих церковных обрядов. (Таинство миропомазания совершается только при крещении человека). Ослеплённая генетическим европоцентризмом самодержавная власть уступила историческим вызовам только по европейским лекалам, – в России насаждается западная форма многопартийного парламентаризма. В итоге Государственная Дума становится трибуной и штабом революционных сил. Это и было основной причиной катастрофы России начала ХХ века. Ослабленный «замораживающей» либо судорожно отступающей самодержавной властью русский национально-государственный организм не выдержал исторических испытаний и был захвачен наиболее свирепой в мировой истории идеологией марксизма-ленинизма. Коммунистическая идеология сначала истребляла, затем выхолостила и извратила духовные основы русской культуры. Власть идолов – идеократия обошлась России неисчислимыми разрушениями и жертвами. Сокрушив смертельное нашествие немецкого нацизма, русский народ «переварил» небытийный коммунизм, выдержал соблазны либерал-большевизма девяностых годов ХХ века. Возрождаясь, вновь столкнулся с обезумевшим в идеологии глобализма Западом.
Таким образом, все попытки насаждения официальной идеологии государства приводили в русской истории к расколу общества, террору, духовной деградации.
Национальная идея это – экзистенциальное призвание народного духа, ответ на вопрос: «Зачем мы существуем в истории?», «В чём наша правда перед Богом?». Она онтологична, проистекает из глубин народного бытия, открыта в служении высшему Добру, Истине, Красоте, религиозна и нравственна по содержанию, воплощается в культуре, а не в бюрократических документах. Это национальный идеал, который, как всякий идеал, исторически не реализуется вполне, но указывает на истинный путь народа, является критерием его исторического выбора и самооценки. Современникам есть чему учится в вековечной русской судьбе. Концепция «Святой Руси» – русская мессианская идея служения Богу и людям, а не господства. Русская национальная идея взращивалась и персонифицировалась в русской святости. Эпоха Сергия Радонежского явила стремление к духовному возрождению и соборной защиты русской государственности.
В XIX веке в проевропейском властном и культурном слое пробудилась тяга к подлинно русской традиции: в Отечественной войне 1812 года, в золотом веке русской культуры, в великой русской литературе и музыке, в славянофилах, в возрождении монашества Оптиной пустыни и паломничестве в неё русских писателей. В феномене русской религиозной философии XIX–XX веков – квинтэссенция поисков национальной идеи.
Выбор в пользу государственной идеологии, создание очередного «идеологического гибрида» (неосоветизма, «православного сталинизма», квази-православия, квази-патриотизма, великодержавного мифа…) не только блокирует формирование органичной национальной идеи, но и несёт неизбежные опасности. Его последствия: ослабление русского государствообразующего народа, внутреннее окостенение, усиление раскола между властью и обществом, вырождение творческого потенциала нации, внутренние конфликты и внешняя изоляция России.
Если государственная идеология разъединяет, то национальная идея соединяет. Русский народ государствообразователь по сути интегратор, – в духовном, культурном, геополитическом измерении он больше умиротворял и объединял, а не истреблял и расчленял, заимствовал и синтезировал, а не нивелировал. Особенно эти качества проявляются в сравнении с колониальной политикой Запада. Поэтому пробуждение национального сознания и формирование русского национального идеала не несёт опасности другим народам и культурам. Мобилизуя достижения всех эпох, необходимо отряхнуть прах исторических ошибок и заблуждений.
Каким может быть духовный выбор России, что может стать содержанием подлинной Национальной Идеи России в XXI веке? Ответ на этот судьбоносный вопрос требует национального творческого усилия и обсуждения, но некоторые параметры его уже наметились. В Указе президента сказано: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Эти духовные константы можно расширить. Прежде всего, назрело преодоление вековечного Раскола – между «западниками» и «почвенниками», между властью и обществом, правящим и культурным слоем («элитой») и народом. Необходимо и возможно внутреннее примирение «красных» и «белых», верующих и атеистов через осознание общей трагедии. Война с Западом проявила исконное русское служение, а не господство. На внутреннем фронте всё более насущна социальная и национальная справедливость. Опора на традиционные ценности не как консервативный рефлекс, а как защита Божественного в человеке от натиска технократической цивилизации. И во внутреннем благоустроении, и во внешней политике наиболее успешным может быть исконно русский идеал соборности, солидарности – единства многообразия. Разумеется, объём и содержание национальной идеи не сводится к какому-либо перечислению, но содержит достижения судьбы народа и идеалы его будущего.
Национальную идею нельзя спустить «сверху», её можно только выстрадать и выносить в народном сознании. Задача элит – не придумать, а услышать и артикулировать эту идею, рождающуюся в глубинах национальной жизни. В этом особенное велика роль Церкви как созидателя и носителя духовного смысла, а не идеологического придатка государства. Национальная идея как Путь, а не как ярлык, это не лозунг и не пункт в конституции, а длинный путь исторического и духовного преображения. Отказ от соблазнов идеологии это – акт духовного взросления нации. Россия сможет ответить на вызовы времени, только если найдёт в себе силы следовать своей подлинной Идее, а не строить очередную Идеологию.
Задачи, объективно стоящие перед страной, требуют общенационального напряжения, что невозможно без консолидации элит и мобилизации общества. Но духовно объединить и мобилизовать страну может только национальный сверхидеал. Чтобы избежать очередной утопии, необходимо основывать его разработку на основополагающих ценностях русской цивилизации, которые попирались в течение XX века, результаты чего трагичны.
Разработка национальной идеи актуальна не только своей стратегией прорыва страны в достойное будущее. Это и вопрос выживания власти, когда начатые радикальные и динамичные преобразования неизбежно ведут к противостоянию ей ряда федеральных и региональных элит, а также могущественных зарубежных сил. В этих условиях найти поддержку можно только в обществе. При этом верховная власть в России не может и не должна опираться на какую-либо политическую частичность, то есть партию, но может найти опору только в общенациональном интересе. Общество способно объединится в ответе на исторический призыв власти, соответствующий основным жизненным интересам большинства, задающий цель и смысл борьбы за самосохранение нации. Но для этого верховная власть призвана стать инициатором глобального проекта национального возрождения.
Темы национальной идеи и государственной идеологии обозначены вначале моего творческого пути. Работа «Русская идея» впервые опубликована в эмигрантском Париже в 1985 году, «Идеократия в России» – одна из первых моих книг. Чтобы творчески подойти к размышлениям о национальной идее предстоит заглянуть в бездонные глубины русской веры, характера, сознания. Для общенациональной дискуссии предлагаю ряд многолетних размышлений на судьбоносную для всех нас тему.
Свидетельство о публикации №225112100085