Действие сценическое. Роль как узел

В роли объединяются действие сценическое с действием драматическим. Если первое является прямым выражением актёрского способа существования, что, собственно, и есть действие сценическое, то второе – действие драматическое – обнаруживается в персонаже, в его специфике, целях, характере и особенностях, указанных в ремарках пьесы. Для актёра оно есть нечто чужеродное, что в результате, как объект, будет присваиваться им и, субъективируясь, выражаться в тождестве с действием сценическим как достояние, где будет доминировать или актёрская личность, или персонаж, или сплав того и другого, или образ с неожиданными особенностями в персонаже.
Свойство же этого узла зависит от специфики мозга, где синоптические связи формируют друг с другом различные комплексы структур мозга во взаимодействии с рефлекторной деятельностью ответных реакций. Реакции, связанные с подсознанием и процессуальным аспектом, сопрягаются с рефлексиями в том самом единстве психофизики, которое является крайне неустойчивым и проявляются в этом узле (“действие драматическое – это единый живой психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, каким-то образом выраженный во времени и в пространстве”).
Приходится по необходимости всё время возвращаться к предыдущим материалам.

Исследователи из Канады пришли к выводу, что актёрская игра специфическим образом влияет на мозг людей и провоцирует появление эффекта раздвоения личности. Об этом открытии учёных сообщает издание Royal Society Open Science.
При исполнении роли активность мозга актёра начинает падать. По данным канадских учёных, особенно заметен этот процесс в лобных долях мозга. Иными словами, играющий какого-то персонажа актёр перестаёт быть собой, перевоплощаясь в чужака не только внешне с помощью грима, – он физически, на уровне мышления становится другим человеком. В частности, выяснилось, что при перевоплощении у артистов активизируется предклинье – участок теменной доли, отвечающий за самосознание и концентрацию внимания на других вещах. В других зонах мозга активность, наоборот, стихает.
(The neuroscience of Romeo and Juliet: an fMRI study of acting, Steven Brown, Peter Cockett and Ye Yuan)

Вероятно, для актёра термин “перевоплощение” более понятен. Но действие сценическое в тождестве с действием драматическим есть уже образ действия специфики перевоплощения. И всё-таки любой талантливый актёр, являя перевоплощение, будет обнаруживать доминанту тождества в действии сценическом, поскольку у каждого актёра в одном и том же персонаже будет своя доминанта.

Действие сценическое – узел играемой роли, объединяющий различные мерности психофизики в актёрском способе существования в направлении достижения цели.

Действие драматическое – узел играемой роли, объединяющий различные мерности неравновесных соединений сценических задач и форм их осуществления в актёре с целью разворачивания в персонаже.

Благодарю актрису театра и кино Марину Ларину за помощь в сборе и подготовке материала статьи и журналиста Светлану Канаеву за подготовку материала к публикации.


Рецензии